Фонд «Центр Защиты Прав СМИ»
Защищаем тех,
кто не боится говорить

Анализ законодательства об ограничении распространения информации о наркотиках и ответственности за его нарушение

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Фондом «Центр Защиты Прав СМИ» либо касается деятельности иностранного агента Фонда «Центр Защиты Прав СМИ»

Законодательство о запрете пропаганды наркотических средств с каждым годом ужесточается, усиливается и ответственность за его нарушение. В средствах массовой информации публикацию на такую тему встретить практически невозможно. Проблему представляет широкое распространение информации в Интернете на различных ресурсах, далеко не все из которых являются зарегистрированными сетевыми изданиями и соответственно законодательству о СМИ не подчиняются. Поэтому рассмотрим нормативно-правовые акты, регулирующие данную сферу правоотношений и устанавливающие ответственность как для СМИ, так и для Интернет-ресурсов, не являющихся зарегистрированными сетевыми изданиями.

 

1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВАХ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВАХ»: АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 

В соответствии со ст. 46 Федерального закона от 08.01.1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» запрещается пропаганда наркотиков, осуществляемая физическими или юридическими лицами, направленная на распространение сведений о способах, методах разработки, изготовления, распространения и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также производство и распространение книжной продукции, продукции средств массовой информации, распространение указанных сведений посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей или совершение иных действий в этих целях. Запрещается пропаганда каких-либо преимуществ в использовании отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров, наркосодержащих растений, в том числе пропаганда использования в медицинских целях наркотических средств, психотропных веществ, наркосодержащих растений, подавляющих волю человека либо отрицательно влияющих на его психическое или физическое здоровье.

Подкаст «Настоящая дурь: почему журналисты боятся писать о наркотиках»

Ответственность за нарушение данной нормы:

Статья 6.13 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее — КоАП РФ) предусматривает ответственность за пропаганду либо незаконную рекламу наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры в виде штрафа

на должностных лиц 40 — 50 тыс. рублей;  

на юридических лиц:

800 тыс. — 1 млн. рублей + конфискация рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления    либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток + конфискация рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления

Не является административным правонарушением распространение в специализированных изданиях, рассчитанных на медицинских и фармацевтических работников, сведений о разрешенных к применению в медицинских целях наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах.

Административные дела данной категории рассматриваются судьями. Выявить факт совершения административного правонарушения и составить протокол об административном правонарушении с последующей его передачей в суд для вынесения постановления по делу и назначения наказания вправе должностные лица органов внутренних дел (полиции), Роскомнадзора, а также органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (п. п. 1, 58 и 83 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

Согласно п. 5 ст. 46 Федерального закона от 08.01.1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» в случаях установления фактов повторного нарушения юридическим лицом запрета ст. 46, деятельность указанного юридического лица может быть приостановлена или прекращена по решению суда. Требование о прекращении деятельности юридического лица может быть предъявлено в суд Генеральной прокуратурой РФ, Следственным комитетом РФ, Федеральной службой РФ по контролю за оборотом наркотиков, ОВД, Федеральной таможенной службой, Федеральной службой безопасности, Федеральной службой внешней разведки, органами здравоохранения или соответствующими органами местного самоуправления.

 

2. ЗАКОН РФ «О СМИ»

Аналогичные нормы содержатся и в ч. 3 ст. 4 Закона РФ от 27.12.1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» запрещаются распространение в СМИ и Интернете сведений о способах, методах разработки, изготовления, использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров; распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами.

Ответственность за злоупотребление свободой слова предусмотрена в ч. 3 ст. 16 Закона РФ от 27.12.1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации». В случае обнаружение запрещенной ст. 4 информации в СМИ Роскомнадзором выносится письменное предупреждение учредителю и (или) редакции (главному редактору) о недопустимости нарушения действующего законодательства РФ. В случае вынесения повторного предупреждения в течение 12 месяц у Роскомнадзора появляется право направить в суд исковое заявление о прекращении деятельности СМИ. Прекращение деятельности средства массовой информации влечет недействительность свидетельства о его регистрации и устава редакции.

Кроме того, 06.07.2010 г. Роскомнадзором принят Приказ «Об утверждении порядка направления обращений о недопустимости злоупотреблений свободой информации к СМИ, распространение которых осуществляется в информационно-телекоммуникационных системах, в том числе в сети Интернет», который предусматривает меры оперативного реагирования на злоупотребления свободой массовой информации в комментариях читателей в сети Интернет. Роскомнадзор устанавливает факт публикации комментария, содержащего запрещенную информацию, и направляет в адрес Интернет-СМИ обращение с требованием удалить комментарий или отредактировать его в течении 24 часов. Обращение составляется в двух экземплярах, один из которых направляется в адрес редакции по электронной почте, второй — по факсимильной связи. Факт и время отправки фиксируются. В случае неисполнения данного обращения, Роскомнадзор направляет в адрес редакции предупреждение в порядке ст. 16 Закона РФ от 27.12.1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации».

Таким образом, основной риск для СМИ, при опубликовании такой информации, это даже не штраф, а возможность лишиться свидетельства о регистрации СМИ и прекратить свой выпуск в судебном порядке.

 

3. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ИНФОРМАЦИИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЯ И О ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ». «чЕРНЫЙ СПИСОК ИНТЕРНЕТ-САЙТОВ»

Основания для ограничения свободы распространения информации в определенных сферах также содержатся в п. 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».  Эта статья устанавливает запрет распространения информации, направленной на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность. К числу такой информации относятся и сведения «о способах, методах разработки, изготовления, распространения и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров».

А здесь заметка наших юристов о том, как законы регулируют распространение в СМИ информации о наркотиках и почему это мешает добросовестным журналистам.

Статьей 15.1 указанного закона предусмотрено ведение Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено (так называемый «черный список Интернет-сайтов», далее — реестр). Включение информационного ресурса в названный реестр приводит к его полной блокировке на территории РФ. Действие данной статьи распространяется, в том числе и на ресурсы, содержащие информацию о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, местах приобретения таких средств, веществ и их прекурсоров, о способах и местах культивирования наркосодержащих растений (пп б) п. 5 ст. 15.1). Создание, формирование и ведение реестра осуществляется Роскомнадзором. Решение о включении ресурса в реестр принимается Роскомнадзором на основании:

1. Решения уполномоченного органа — Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Роскомнадзора, принимаемого в установленном Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 г. № 1101 порядке.

2. Решения суда, вступившего в законную силу.

Решение о включении в реестр может быть обжаловано владельцем сайта, провайдером хостинга, оператором связи в суд в течение трех месяцев со дня принятия.

В течение суток с момента получения от Роскомнадзора уведомления о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети «Интернет» в реестр провайдер хостинга обязан проинформировать владельца сайта в сети «Интернет» и уведомить его о необходимости незамедлительного удаления интернет-страницы, содержащей запрещенную информацию.

В течение суток с момента получения уведомления о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети «Интернет» в реестр владелец сайта обязан удалить интернет-страницу, содержащую запрещенную информацию. В случае отказа или бездействия владельца сайта провайдер хостинга обязан ограничить доступ к такому сайту в сети «Интернет» в течение суток.

В случае непринятия провайдером хостинга и (или) владельцем сайта соответствующих мер, в реестр включается сетевой адрес, позволяющий идентифицировать сайт в сети «Интернет», содержащий информацию, распространение которой в РФ запрещено. В течение суток с момента включения в реестр сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт, оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обязан ограничить доступ к такому сайту в сети «Интернет».

После принятия мер по удалению с ресурса запрещенной информации либо на основании вступившего в законную силу решения суда об отмене решения Роскомнадзора о включении в реестр доменного имени, указателя страницы сайта или сетевого адреса Роскомнадзор исключает из реестра доменное имя, указатель страницы сайта или сетевой адрес на основании обращения владельца сайта, провайдера хостинга или оператора связи в течение трех дней со дня такого обращения.

Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено, можно найти на официальном сайте Роскомнадзора по адресу http://eais.rkn.gov.ru/. По указанному адресу также можно сформировать запрос к реестру и получить данные о нахождении того или иного ресурса в этом реестре.

 

4. ЗАКОН «ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ»

В соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится, в том числе, информация, способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества. Такая информация не подлежит распространению посредством теле- и радиовещания с 4 часов до 23 часов по местному времени, за исключением теле- и радиопрограмм, теле- и радиопередач, доступ к просмотру или прослушиванию которых осуществляется исключительно на платной основе с применением декодирующих технических устройств.

Однако, закон допускает оправданное жанром и сюжетом эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, при условии, что выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных средств и веществ в информационной продукции, предназначенной для детей старше 12 лет (п. 2 ст. 9).

По достижении ребенком 16 лет круг разрешенной информации расширяется. Допускается сообщение информации о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления, опять же, если это требуется по сюжету (п. 3 ст. 10).

Ответственность: 

Часть 2 ст. 13.21 КоАП РФ предусматривает, что нарушение установленного порядка распространения среди детей продукции средства массовой информации, содержащей информацию, причиняющую вред их здоровью и (или) развитию, влечет наложение штрафа

— на должностных лиц — 5 — 20 тыс. рублей + конфискация предмета административного правонарушения;

— на юридических лиц — 20 — 200 тыс. рублей + конфискацией предмета административного правонарушения.

Интересно, что именно с принятием закона о возрастной маркировке информационной продукции, были внесены изменения в закон об информации и введен в практику «черный список интернет-сайтов», поэтому не только штрафы, но и включение в реестр также является негативным последствием за распространение информации о наркотиках в Интернете.

 

5. ЗАКОН «О РЕКЛАМЕ»

Ограничения также установлены в п. 2 ст. 7 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» — не допускается реклама наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры.

Вместе с тем, согласно п. 6 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» допускается реклама лекарственных средств, содержащих разрешенные к применению в медицинских целях наркотические средства или психотропные вещества, внесенные в Список II и Список III, в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях. Обращаем внимание, что реклама наркотических средств Списка I запрещена.

Постановлением Постановление Правительства РФ от 30.06.1998 г. № 681 утверждены:

— Список наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, оборот которых в РФ запрещен (список I);

— Список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в РФ ограничен (список II);

— Список психотропных веществ, оборот которых в РФ ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля (список III);

— Список прекурсоров, оборот которых в РФ ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля (список IV).

С перечисленными списками можно ознакомиться на официальном сайте Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков.

 

Чтобы не пропустить новые рекомендации в сфере медиаправа и анонсы бесплатных вебинаров, подписывайтесь на наши странички FacebookВКонтакте и канал Telegram — зрим в корень, пишем по делу, иногда шутим.

 

Источник: Центр защиты прав СМИ