Фонд «Центр Защиты Прав СМИ»
Защищаем тех,
кто не боится говорить

Правовое регулирование работы журналиста в местах происшествий, аварий, катастроф

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Фондом «Центр Защиты Прав СМИ» либо касается деятельности иностранного агента Фонда «Центр Защиты Прав СМИ»

Пункт 7 статьи 47 Закона о СМИ прямо предоставляет журналистам право посещать специально охраняемые места аварий и катастроф. Журналисты должны быть допущены к работе в указанных местах даже в случае, если каким-либо ведомственным нормативным актом запрещается допускать на такие территории «посторонних лиц», поскольку право установленное федеральным законом не может ограничиваться ни одним подзаконным нормативным актом.

 

1. ЧТО ВПРАВЕ ДЕЛАТЬ ЖУРНАЛИСТ НА МЕСТЕ ПРОИСШЕСТВИЯ? 

В случае, если журналист оказался на месте происшествия до прибытия сотрудников правоохранительных органов, он вправе фиксировать информацию любым способом, так как тайна следствия еще не действует. Запретить съемку можно только после возбуждения уголовного дела. Журналисту рекомендуется уточнить возбуждено ли уголовное дело (так как по ряду составов преступлений уголовное дело может возбуждаться непосредственно на месте происшествия (например, при обнаружении трупа с признаками насильственной смерти), и получить согласие следователя на разглашение данных следствия и в каком объеме. Приобщение отснятого материала к уголовному делу в качестве вещественного доказательства, возможно также только после возбуждения уголовного дела. С журналиста не может быть взята подписка о неразглашении содержания отснятой кассеты (это действие возможно только в отношении участников уголовного судопроизводства).

Следователь вправе вызвать журналиста для дачи показаний в качестве свидетеля. После допроса журналиста в качестве свидетеля следователь вправе взять с журналиста подписку о неразглашении содержания кассеты, отснятой им на месте совершения преступления, поскольку у журналиста уже будет статус участника уголовного судопроизводства. Журналист вправе не раскрывать источники информации (ст. 41 Закона РФ о СМИ). Разглашение имени источника, пожелавшего остаться в конфиденциальности возможно только по требованию суда в связи с находящимся в его производстве делом (с.2 ст. 41 Закона РФ о СМИ).

При этом на правоохранительные органы ложится обязанность организовать работу журналиста в месте аварии или катастрофы таким образом, чтобы она не мешала проведению спасательных работ или работе криминалистов и следователей.

Также на правоохранительные органы ложится обязанность обеспечить безопасность журналиста, которому Законом о СМИ гарантирована защита как лицу, исполняющему общественный долг (ч.4 ст. 49 Закона о СМИ). Ограничение права журналиста на посещение и работу по сбору информации в месте происшествия, аварии или катастрофы (как и применение насилия, уничтожение или повреждение фотоматериалов, видеоматериалов, редакционной аппаратуры) может квалифицироваться как воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста (ст. 144 УК РФ).

 

Чтобы не пропустить новые рекомендации в сфере медиаправа и анонсы бесплатных вебинаров, подписывайтесь на наши странички FacebookВКонтакте и канал Telegram — зрим в корень, пишем по делу, иногда шутим.

 

Источник: Центр защиты прав СМИ