Фонд «Центр Защиты Прав СМИ»
Защищаем тех,
кто не боится говорить

Закон об «иностранных СМИ» и другие изменения законодательства в сфере массовых коммуникаций

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Фондом «Центр Защиты Прав СМИ» либо касается деятельности иностранного агента Фонда «Центр Защиты Прав СМИ»

Недавние поправки в законодательство налагают статус «иностранного агента» на иностранные СМИ и «иностранные структуры», которые выпускают информационные проекты, в том числе в Интернете. АНРИ рассказывает, кто может быть признан «СМИ-инагентом», как корректно использовать материалы иностранных СМИ, репостить их в соцсетях, какие риски несет для СМИ статус «инагента» и что будет, если его распространят на физических лиц.

Подготовлено Альянсом независимых региональных издателей (АНРИ) по материалам вебинара медиаюриста Галины Араповой, проведенного с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

 

1. КТО ТАКИЕ ИНОСТРАННЫЕ СМИ — ИНОСТРАННЫЕ АГЕНТЫ?

Поправки в закон, которые ввели понятие «иностранное СМИ» и «иностранный агент», приняты в ноябре 2017 года: изменения внесены в ст. 6 Закона РФ «О средствах массовой информации». Поправки дают Минюсту РФ возможность признать информационный ресурс иностранным СМИ – иностранным агентом, если он получает финансирование из-за рубежа. В законе это звучит так: «юридическое лицо, зарегистрированное в иностранном государстве, или иностранная структура без образования юридического лица, распространяющие предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (иностранное средство массовой информации), могут быть признаны иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, независимо от их организационно-правовой формы, если они получают денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников» (ст. 6 Закона «О СМИ).

Формулировка «иностранная структура без образования юридического лица» может означать, что статус СМИ могут распространить на любого, кто публикует материалы онлайн, особенно если у него есть свой канал, паблик или сайт. Такие материалы будут считаться «материалами иностранного СМИ», если обнаружится, что автор получает иностранное финансирование. Трактовать закон при желании можно очень широко: «структурой», например, может стать гражданин, ведущий свою стрим-трансляцию, группа граждан, выпускающих онлайн-проект, блогер или паблик в социальных сетях.

Указанные в законе критерии для признания ресурса иностранным СМИ – иностранным агентом настолько общие, что под них подпадают не только СМИ, но и не зарегистрированные в качестве СМИ сайты, интернет-каналы, информационные порталы других стран:

— от местной газеты в Армении или Австралии до по сути любого информационного сайта, существующего на зарубежные (не российские) деньги (например, портал Британской библиотеки или Олимпийского комитета);

— сайты, чьими доменными именами владеют иностранные граждане или организации;

— зарубежные сайты, которые собирают пожертвования на любые цели (благотворительные, правозащитные), в случае получения средств от иностранной организации или физлица;

— Youtube-каналы, блогеры, аккаунты в соцсетях (Facebook, Telegram, Twitter и др.), получающие пожертвования или монетизирующие рекламу, поскольку площадки сами по себе являются зарубежными и пользуются иностранными счетами;

— зарубежное СМИ или сайт, получающий средства от международных организаций (например, Совета Европы или ООН, Красного креста или Всемирного фонда охраны дикой природы).

Зарубежные СМИ или информационные онлайн-проекты так же могут оказаться в зоне риска, если получат любой платеж на любые цели от российской организации, имеющий иностранные финансирование (это могут быть как российские юрлица с иностранным капиталом, например, филиал зарубежной компании, зарегистрированной в России или НКО-иностранный агент).

 

2. В РОССИИ УЖЕ ЕСТЬ ИНОСТРАННЫЕ СМИ, ПРИЗНАННЫЕ ИНОСТРАННЫМИ АГЕНТАМИ?

Минюст признал 9 иностранных СМИ и ресурсов «иностранными СМИ, выполняющими функции иностранных агентов»:

— Голос Америки
— «Радио Свободная Европа/Радио Свобода» (РСЕ/РС)
— Телеканал «Настоящее время»
— Татаро-башкирская служба новостей «Радио Свобода»
— Информационный проект «Сибирь. Реалии»
— «Idel. Реалии»
— «Фактограф»
— «Кавказ. Реалии»
— «Крым. Реалии»

 

3. КАКОВЫ ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИЗНАНИЯ ИНОСТРАННЫМ СМИ — ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ?  

В поправках к ст. 6 Закона «О средствах массовой информации» говорится: «Иностранное средство массовой информации, выполняющее функции иностранного агента, несет права и обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» для некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента».

Соответственно, по аналогии с НКО-иностранными агентами, иностранные СМИ-иностранные агенты обязаны:

— маркировать свои информационные материалы (включая сайты, брошюры, презентации, интервью другим СМИ) пометкой, что они распространяются «иностранным СМИ – иностранным агентом»;

— ежеквартально предоставлять в Минюст отчет о финансово-хозяйственной деятельности по определенной форме. Несвоевременная сдача отчета влечет административную ответственность;

— предоставлять сведения о персональном составе руководства два раза в год со всеми персональными данными лиц, входящих в состав руководства;

— ежегодно проходить аудиторскую проверку и публиковать ее результаты онлайн (например, на своем сайте), а также специальном «федеральном ресурсе» в течение трех дней с момента получения аудиторского заключения. В противном случае на организацию накладывается административный штраф за непредоставление информации (ст. 19.7 КоАП РФ).

 

4. КАКОВА ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕВЫПОЛНЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫХ К ИНОСТРАННЫМ СМИ — ИНОСТРАННЫМ АГЕНТАМ?  

Согласно ст. 19.34 КоАП РФ, осуществление деятельности иностранного агента без включения в реестр, а также невыполнение требований о маркировке информационных материалов грозит наложением штрафа: на должностных лиц – от 100 до 300 тысяч, на юридических – от 300 до 500 тысяч рублей.

Возможно применение ст. 330.1 УК РФ, предусматривающей ответственность за злостное неисполнение обязанностей организации, признанной иностранным агентом. Максимальное наказание по этой статье составляет до 2 лет лишения свободы.

Как на практике будут применяться меры воздействия к иностранным СМИ – иностранным агентам пока неясно, поскольку правоприменительной практики в этой области пока нет.

 

5. НЕСЕТ ЛИ РИСКИ ЖУРНАЛИСТ, СОТРУДНИЧАЮЩИЙ СО СМИ-ИНАГЕНТОМ?

В нынешнем виде закон не накладывает ограничений на журналистов, сотрудничающих с иностранными СМИ-инагентами. Однако в случае принятия поправок, позволяющих признавать «инагентами» физлиц* (пока заморожены), к журналистам могут быть применены дополнительные требования.

 

6. СМИ, КОТОРЫЕ ССЫЛАЮТСЯ НА МАТЕРИАЛЫ ИНОСТРАННЫХ СМИ — ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ В СВОИХ ПУБЛИКАЦИЯХ, ОБЯЗАНЫ УКАЗЫВАТЬ ИЗ СТАТУС? 

Закон обязывает маркировать материалы иностранных СМИ-иностранных агентов только сами эти СМИ. В случае репоста или перепечатки их материалов другим СМИ и физлицами ставить пометку не нужно (в случае принятия поправок* к закону ситуация изменится и такая пометка будет нужна, распространение материала без нее будет влечь блокировку ресурса).

 

7. НУЖНО ЛИ, ДЕЛАЯ РЕПОСТ ПУБЛИКАЦИИ СМИ-ИНАГЕНТА В СОЦСЕТИ, УКАЗЫВАТЬ ЕГО СТАТУС?

В данный момент – нет. Если примут поправки, позволяющие признавать физлиц иностранными СМИ-иностранными агентами*, требования к ним будут такими же, что и для организаций.

*Справка АНРИ:
В январе 2018 года Госдума приняла в первом чтении законопроект «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» и Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», позволяющий признавать граждан иностранными СМИ-иностранными агентами. Дальнейшее рассмотрение законопроекта пока заморожено.
Согласно поправкам, физические лица могут быть признаны иностранными СМИ, выполняющими функции иностранного агента, если (как и иностранные СМИ-иностранные агенты) распространяют информационные материалы и получают деньги из иностранных источников.
Авторы закона утверждают, что новые нормы направлены, прежде всего, на владельцев сайтов, которые будут обязаны маркировать свои сообщения и открывать источники доходов. Однако, судя по отзывам, его действие также распространят на телеграм-боты, «разные искусственно созданные СМИ» и «авторов, нанятых в России госдеповскими СМИ». То есть действие поправок, вероятно, распространят на журналистов, юристов и консультантов, сотрудничающих с иностранными СМИ, выполняющими функции иностранного агента.
В случае признания гражданина иностранным СМИ-иностранным агентом, он будет обязан:
— в течение месяца учредить на территории РФ юридическое лицо, которое автоматически признается инагентом и будет отчитываться по правилам НКО-иностранного агента;
— маркировать все распространяемые материалы.
Перепечатку материалов СМИ-инагентов, репост их публикаций в соцсетях также нужно будет сопровождать соответствующей пометкой о статусе СМИ. Отсутствие пометки при распространении таких материалов может послужить основанием для внесудебной блокировки информационного ресурса (поправки в ст. 15.3 закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

 

8. НОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ВНЕСУДЕБНОЙ БЛОКИРОВКИ САЙТОВ

В ноябре 2017 года были расширены основания для внесудебной блокировки сайтов (ст. 15.3 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»). Теперь ресурс могут заблокировать по требованию Генпрокурора без предварительного судебного решения в случае обнаружения на нем материалов «нежелательной организации» или сведений, позволяющих получить к ним доступ – то есть ссылок (ч.1 ст. 15.3 Закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

Ранее внесудебную блокировку применяли к сайтам, содержащим материалы с призывами к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка.

 

9. ЧТО ТАКОЕ «НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ»? 

«Деятельность иностранной или международной неправительственной организации, представляющая угрозу основам конституционного строя Российской Федерации, обороноспособности страны или безопасности государства, может быть признана нежелательной на территории Российской Федерации» (Федеральный закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан»).

На данный момент в реестре Минюста «нежелательных организаций» находятся 14 американских и европейских организаций – в основном, это правозащитные фонды. Они не могут работать в России ни прямо, ни опосредованно. «Нежелательным организациям» запрещено проводить публичные мероприятия, хранить и распространять свои материалы, в том числе через СМИ. Упоминать и репостить их материалы тоже нельзя – это грозит блокировкой ресурса (ст. 3.1 ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан»).

 

10. КАК ПРОХОДИТ ПРОЦЕДУРА БЛОКИРОВКИ? 

Процедура блокировки описана в ст. 15.3 Закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Решение о блокировке принимает Генпрокурор или его заместитель. Сообщения о наличии на том или ином ресурсе информации, распространяемой с нарушением закона, могут поступить в прокуратуру от органов власти, организаций или физлиц. Прокуратура направляет требование о блокировке в Роскомнадзор, тот обращается с аналогичным требованием к оператору связи и провайдеру. Владелец «наказанного» ресурса в течение 24 часов после блокировки получает уведомление о необходимости удалить информацию. Если требование соблюдено, владелец ресурса уведомляет об этом Роскомнадзор – ведомство проверяет и разрешает разблокировку.

Сложность в том, что на практике Генпрокуратура не всегда указывает конкретную страницу сайта со спорным материалом, за публикацию которой ресурс заблокирован, что влечет блокировку по доменному имени первого уровня или по IP-адресу, то есть блокировку сайта (или даже нескольких) целиком вместе с тысячами совершенно легитимных материалов. Это делает разблокировку фактически невозможной. Такая блокировка, как правило, влечет блокировку сайтов-зеркал.

 

Источник: АНРИ