Фонд «Центр Защиты Прав СМИ»
Защищаем тех,
кто не боится говорить

Что такое Олимпийская символика и допустимо ли ее свободное использование

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Фондом «Центр Защиты Прав СМИ» либо касается деятельности иностранного агента Фонда «Центр Защиты Прав СМИ»

В соответствии со статьей 7 Федерального закона N 310-ФЗ «Об организации и проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи» под олимпийской символикой также понимаются наименования «Олимпийский», «Олимпиада», «Сочи 2014», «Olympic», «Olympian», «Olympiad», «Olympic Winter Games», «Olympic Games», «Sochi 2014» и образованные на их основе слова и словосочетания, а также олимпийские символ, огонь, факел, флаг, гимн, девиз, эмблемы и символы предыдущих Олимпийских игр. Под паралимпийской символикой понимаются наименования «Паралимпийский», «Паралимпиада», «Paralympic», «Paralympian», «Paralympiad», «Paralympic Winter Games», «Paralympic Games» и образованные на их основе слова и словосочетания, а также паралимпийские символ, флаг, гимн, девиз, эмблемы и символы предыдущих Паралимпийских игр. К олимпийской символике и паралимпийской символике относятся также произведения изобразительного искусств, музыкальные, литературные и иные произведения, содержащие олимпийскую символику и (или) паралимпийскую символику или ее элементы и предназначенные для обозначения Олимпийских игр и (или) Паралимпийских игр.

Действующий в России Олимпийский закон считает символику использованной тогда, когда она применяется для обозначения какой-либо компании, производимых ею товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг (в том числе в товарных знаках), а также если она используется любым другим способом и создает представление о принадлежности компании к Олимпийским играм. Использование символики допускается только при условии заключения соответствующего договора с оргкомитетом «Сочи 2014».

Символ в виде пяти переплетающихся колец — зарегистрированный на территории Российской Федерации товарный знак, правообладателем которого является Международный олимпийский комитет (МОК).

Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.

Таким образом, запрещается использование Олимпийской символики и других видов Олимпийской собственности в коммерческих целях и в форме, предполагающей одобрение МОК или Организационного комитета «Сочи 2014».

Однако что же делать, например, болельщикам, посетившим Олимпийские игры и желающим рассказать о своих впечатлениях в соцсетях или блогах? Или журналистам, не получившим аккредитацию МОК, но которым хочется написать статью об Играх в Сочи?

В соответствии с Рекомендациями МОК участники (спортсмены, болельщики) имеют право вести записи об участии в проходящих соревнованиях, других соревнованиях и в целом о впечатлениях от Олимпийских игр. Однако они не должны брать на себя роль журналистов или СМИ. Записи должны быть от первого лица, в формате дневника.

Использование Участниками и другими аккредитованными лицами Олимпийских символов (пять пересекающихся колец) в своих записях в социальных сетях, блогах или твитах запрещено. Только представители аккредитованных СМИ имеют право использования Олимпийских символов для информационных и редакционных целей, например, в новостных статьях об Олимпийских играх.

Слово «Олимпийский» или другая относящаяся к Олимпиаде терминология могут быть использованы участниками в социальных сетях и интернете только в редакционных/информационных целях (например, для описания их впечатлений во время Олимпийских игр). Использование эмблемы Организационного комитета «Сочи 2014» и талисманов Игр разрешено только с предварительного письменного согласия Организационного комитета «Сочи 2014».

© Подготовлено юристами Центра защиты прав СМИ