Капитуляция «Эха Петербурга»

7 Июля 2015

После полугода отстаивания права на местное руководство, четырех судов и раскола редакции «Эхо Петербурга» неожиданно решило сдаться и пойти на любые условия московской радиостанции. На «Эхе Москвы» опасаются, что лицензию «Музыкальная фактория» (учредитель «Эха Петербурга») потеряет раньше, чем руководство успеет решить формальные вопросы, а в редакциях не верят в возможность мирно объединиться. 
 
Несмотря на неожиданную готовность исполнительного директора и учредителя радиостанции Сергея Недоводина «валяться в ногах» у «Эха Москвы» и любыми средствами оставить вещание «Музыкальной фактории», главный редактор столичной радиостанции Алексей Венедиктов считает, что для всего этого уже слишком поздно. Радиостанция перестала вещать в городе 9 июня, а вопрос об отъеме лицензии на сегодняшний момент полностью перешел в ведение Роскомнадзора. «Как это все успеть умять, непонятно, потому что для проведения акционерного собрания по изменению устава и смене директора необходимо от 30 до 45 дней, а за это время лицензию мы потеряем», — рассказывает Алексей Венедиктов Лениздат.Ру.  
 
При этом на судебный процесс вокруг лицензии «Эхо Москвы» повлиять не может, как утверждает главред. «Мы тут ни при чем, это судебный процесс между Роскомнадзором и «Музыкальной факторией», «Эха Москвы» в этом процессе вообще не было, — возмущается Алексей Венедиктов. — Обо всем этом я предупреждал еще в январе. Мы сейчас будем рассматривать разные варианты, но без изменения устава, смены генерального директора и возвращения уволенного главного редактора двигаться вперед невозможно».
 
Согласны на все
 
Сергей Недоводин со своей стороны подтверждает, что готов уже на все условия, которым так долго сопротивлялся. «Я обратился к Алексею Венедиктову, Ольге Бычковой (главный редактор бюро «Эха Москвы» в Петербурге) и Екатерине Павловой (генеральный директор «Эха Москвы») с просьбой оказать содействие в разрешении ситуации», — объясняет Лениздат.Ру учредитель. Он готов принять все условия «Эха Москвы», вернуть Ольгу Бычкову, которую ранее московское руководство назначило на пост главного редактора, а петербургское — уволило, избрать генерального директора, переписать устав, лишь бы «Эхо Петербурга» осталось на площадке «Музыкальной фактории». Для этого Недоводин готов и сам уйти с радиостанции, если того захочет московское руководство.
 
Правда, никакого официального документа «Эху Москвы» до сих пор не поступало, пока все ограничивается личными сообщениями, замечает Алексей Венедиктов. «Если бы господин Недоводин сегодня письменно внес бы предложение провести акционерное собрание, а не просто делал бы заявления для прессы, это было бы некое дело, — рассказывает Лениздат.Ру главред радиостанции. — Но предложения о созыве нет, бумаги нет, пока это все только пиар, только слова, которые должны быть юридически закреплены». 
 
Так или иначе, со своей стороны главной задачей «Эхо Москвы» заявляет не сохранение «Музыкальной фактории», а возвращение радиостанции в Петербург. «Мы продолжаем заниматься поиском новых партнеров в Санкт-Петербурге, — подчеркивает Алексей Венедиктов. — Мы рассматриваем любые опции, которые позволят нам вернуться в Петербург, включая предложение господина Недоводина. Только теперь это вопрос времени и доверия, которого у нас уже нет. Раньше у них не было доверия к нам, а теперь — у нас к ним».  
 
Но пока Екатерина Павлова и «Газпром-Медиа» (мажоритарные акционеры «Эха Москвы») готовы рассматривать предложения, а Роскомнадзор, по сведениям Алексея Венедиктова, на аннулирование лицензии заявку не подавал, так что вероятность «мировой» есть, считает главред. Пресс-секретарь Роскомнадзора Вадим Ампелонский подтвердил Лениздат.Ру, что процедура отъема лицензии еще впереди. «Все это (переговоры Недоводина и Венедиктова. — Прим. Лениздат.Ру) нас не волнует абсолютно, мы будем действовать четко в соответствии с законом, — утверждает пресс-секретарь. — Если они чего-то не успевают — значит, надо было раньше договариваться». Также Вадим Ампелонский посоветовал обеим сторонам обратиться в Роскомнадзор, а дальше ведомство уже будет решать, близки ли к договоренности обе стороны и будет ли оно пользоваться правом аннулировать лицензию. 
 
Неожиданная «попятная»
 
Внезапное отступление «Эха Петербурга», как утверждает учредитель, связано с тем, что о существовании договора между «Эхом Москвы» и «Эхом Петербурга» от 2001 года, который представил Роскомнадзор на судебном заседании 2 июля, руководство петербургской радиостанции не знало. «Мы надеялись на то, что изначальный договор от 1997 года, на который мы опирались в своей позиции, не расторгнут», — объясняет Сергей Недоводин. Но оказалось, что в 2001 году Юрий Федутинов, с 1998 по 2014 год занимавший пост генерального директора «Эха Петербурга», перезаключил его, как утверждает учредитель, без ведома остальной части петербургского руководства. Новая версия, объясняет Сергей Недоводин, имеет другие условия расторжения, чем и руководствовались на «Эхе Москвы». Судебных перспектив у петербургской стороны не остается. 
 
«Новый договор хранился в архивах ведомства, когда "Эхо Петербурга" продлевало лицензию 2005 года, — рассказывает Сергей Недоводин Лениздат.Ру. — А почему этого договора не оказалось у нас — это уже вопрос истории».
 
Склеить разбитое
 
Что будет дальше, неизвестно. Со своей стороны Сергей Недоводин повторяет, что главное, чего пока хочет петербургское руководство — чтобы их простили, а вещание осталось бы у «Музыкальной фактории» на любых условиях. «Наворотил я много, конфликт зашел далеко, речь даже не идет о каком-то объединении редакций, а только о том, чтобы сказать: ребята, мы признаем, что были неправы, давайте вернем все на ваших условиях, — сокрушается Сергей Недоводин в разговоре с Лениздат.Ру. — Пока никакой реакции из Москвы нет, я фактически валяюсь в ногах у Венедиктова с просьбой спасти "Музыкальную факторию"». 
 
Однако предположить, что даже при самом благополучном заключении мира и возвращении вещания «Эха Петербурга» журналисты расколовшейся редакции снова смогут работать вместе, никто не решается. Слишком много было скандалов и ссор после того, как параллельно вещанию «Эха Петербурга» в городе открылось бюро «Эха Москвы» в Петербурге, куда перешла часть редакции. «Я думаю, что многие из тех, кто остался работать на "Эхе Петербурга", не смогут работать с теми, кто ушел в бюро, — рассказывает журналист «Эха Петербурга» Кирилл Манжула. — Я полагаю, что редакции в том виде, в котором она существовала до возникновения конфликта, уже точно не будет». Того же мнения придерживаются и многие другие сотрудники как «Эха Петербурга», так и бюро «Эха Москвы» в Петербурге.
 
Ольга Бычкова, ныне главный редактор бюро «Эха Москвы» в Петербурге, к новой позиции петербургской радиостанции относится скептически. «Я слышала много разных заявлений от господина Недоводина в течение последних месяцев, — рассказывает журналист. —  Поэтому, с одной стороны, это звучит неожиданно, с другой стороны — удивляться не приходится. Он довольно часто меняет свои предложения, решения и идеи». 
 
Напомним, ранее Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области по требованию Роскомнадзора признал ООО «Музыкальная фактория» виновным в нарушении условий лицензии на вещание. Суд признал «Музыкальную факторию» виновной в нарушении ч. 3 ст. 14 КоАП («Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией») и назначил наказание в виде предупреждения. Вещание «Эха Петербурга» не ведется с 9 июня, действие лицензии приостановлено Роскомнадзором.
 
Напомним, акционерный конфликт между ЗАО «Эхо Москвы» с одной стороны (владеет 51% ООО «ПЦ "Музыкальная фактория"» — держателя радиолицензии) и миноритарными акционерами Татьяной Кагляк (25%) и Сергеем Недоводиным (24%) разгорелся в начале 2015 года. Первоначально речь шла об утверждении генерального директора: Москва предлагала Анну Сахарову, а петербургские миноритарии благодаря особой норме устава избрали главой компании Татьяну Кагляк. Петербургские акционеры заявили, что местный руководитель в условиях кризиса будет более эффективным, тем более что Кагляк фактически и так с момента запуска вещания возглавляла «Музыкальную факторию». Кроме того, миноритарии не согласились с финансовыми претензиями, которые высказали их московские партнеры.
 
Еще до утверждения нового гендиректора в январе главным редактором станции была назначена московский журналист Ольга Бычкова. Это состоялось благодаря тому, что юридическим руководителем «Музыкальной фактории» долгие годы был Юрий Федутинов (до 2014 года гендиректор ЗАО «Эхо Москвы»). В феврале Бычкову отстранили от работы по решению Кагляк, которая усомнилась в юридической чистоте назначения Бычковой. С этого момента исполняющей обязанности главного редактора стала ведущая Наталья Костицина.
 
В итоге ЗАО «Эхо Москвы» отозвало договор на право ретрансляции в Петербурге своих программ, а позже уведомило об этом Роскомнадзор. В мае ведомство проверило ООО «ПЦ "Музыкальная фактория"» и выявило нарушения. Они не были устранены, поэтому 9 июня Роскомнадзор приостановил действие вещательной лицензии «Эха Петербурга». Во вторник в 19:00 радиостанция прекратила вещание. Последний петербургский выпуск новостей ведущий завершил словами: «По нашему мнению, все это (отключение. — Прим. ред.) — следствие деятельности некоторых известных людей из Москвы, которые привыкли решать вопросы с помощью телефонного права и подтасовки фактов».
 
Добавим, с марта в Петербурге работает бюро «Эха Москвы» под руководством Бычковой. В него перешли работать несколько журналистов «Эха Петербурга». Они готовят новости, репортажи и интервью для федерального эфира. Кроме того, из Петербурга стала выходить программа «Особое мнение»

 

 

Источник: "Лениздат.ру"