Центр Защиты Прав СМИ
учреждён в 1996 году

«Как правило, люди играют, но не по правилам»

Аркадий Давидович, литератор

16.01.2017

Пивовары предложили разрешить рекламу пива

Минэкономики на следующей неделе рассмотрит концепцию раздельного регулирования для пивоваренной продукции, подготовленную Высшей школой экономики (ВШЭ) вместе с участниками рынка. Документ предполагает создание отдельного отраслевого закона, который бы, в частности, разрешил вновь продажу пива в нестационарной рознице, снял ограничения на рекламу напитка, а также лишил региональные власти возможности устанавливать свои барьеры для производителей.

Обсуждение концепции раздельного регулирования производства оборота пива и пивных напитков пройдет 23 ноября в Минэкономики в рамках рабочей группы по повышению эффективности госрегулирования и конкуренции на алкогольном рынке. Об этом "Ъ" рассказали представители нескольких крупных пивоваренных компаний. По словам одного из них, концепция была подготовлена ВШЭ при участии Союза российских пивоваров. Сейчас пиво, как вино и крепкий алкоголь, регулируется 171-ФЗ.

Авторы концепции (текст имеется у "Ъ") выступают за создание отдельного федерального закона для пива, который бы существенно упростил регулирование его производства и оборота. Так, они предлагают снять введенный в 2013 году запрет на розничную продажу пива на оптовых и розничных рынках, нестационарных торговых объектах, объектах спорта (кроме детско-юношеских объектов) и разрешить его продажу дистанционным способом (в интернете). Эти ограничения, отмечается в документе, "привели к потере десятков тысяч рабочих мест, выходу из бизнеса тысяч малых предприятий и индивидуальных предпринимателей и значительному сокращению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней", но не сильно повлияли на снижение продаж пива.

Также, считают разработчики концепции, нужно расширить временные границы на розничную продажу пива, так как нынешние ограничения с 23:00 до 8:00 не повлияли на объемы продаж, а привели к тому, что его стали закупать впрок. "Для многих торговых точек сокращение потока посетителей в позднее время стало причиной закрытия",— пишут эксперты ВШЭ. Изменить регулирование для пива предлагается и в части рекламы, ограничения на которую сейчас частично сняты до 2018 года, когда в России будет проходить чемпионат мира по футболу.

Концепция предлагает разрешить рекламу на постоянной основе при трансляции спортивных мероприятий (за исключением детско-юношеских соревнований) в прямом эфире или в записи, а также позволить рекламировать пиво на наружных носителях и в торговых павильонах.

Объем рынка пива в России в 2015 году, по оценке Carlsberg, составил 698 млн дал. С 2008 года только крупнейшими компаниями закрыто 12 пивоваренных заводов, а производство пива в целом упало с 2007 года почти на 40%, сказано в концепции.

Важным условием повышения конкурентной среды в отрасли является перераспределение полномочий по регулированию производства и оборота пива между федеральными, региональными и местными органами власти, считают авторы концепции. По их мнению, установление всех запретов и ограничений необходимо осуществлять только на уровне федерального центра. "Сохраняющиеся отдельные полномочия субъектов РФ в этой сфере (например, по дополнительным ограничениям розничной продажи пива и пивных напитков... по определению границ территории детских, образовательных, медицинских организаций, объектов спорта) сегментируют рынок и являются коррупциогенным фактором",— сказано в документе.

В "САН Инбев" (пиво "Клинское", Bud) считают принятие концепции "весьма вероятным". "При ее разработке были соблюдены рекомендации всех экспертов рынка, профильных министерств и ведомств. Кроме того, она базируется на опыте регулирования США и Европы последних лет, а также на статистических данных Росстата и Euromonitor",— пояснил директор по корпоративным отношениям компании Ораз Дурдыев. Вице-президент по корпоративным вопросам "Балтики" (принадлежит Carlsberg) Алексей Кедрин считает, что концепция в случае ее принятия может начать действовать через два-три года.

Против раздельного регулирования для пива выступают в Союзе производителей алкогольной продукции, объединяющем крупнейших производителей водки. "Мы считаем, что вся алкогольная продукция, содержащая этиловый спирт, должна регулироваться общим законом и ни для каких категорий не должно быть поблажек",— заявил председатель правления союза Дмитрий Добров. В Росалкогольрегулировании не стали комментировать концепцию.

 

Источник: "Коммерсантъ"