Фонд «Центр Защиты Прав СМИ»
Защищаем тех,
кто не боится говорить

Роскомнадзор до конца года решил не проверять локализацию зарубежных интернет-гигантов

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Фондом «Центр Защиты Прав СМИ» либо касается деятельности иностранного агента Фонда «Центр Защиты Прав СМИ»

Российские власти не будут переносить вступление в силу закона о локализации персональных данных россиян на серверах в РФ (1 сентября), однако карательный потенциал этого закона, по крайней мере, в этом году, использовать не планируется.


«Была дискуссия о том, что надо замедлить действие закона, сделать его спящим на год. В этой истории точно надо поставить точку», — заявил журналистам глава Роскомнадзора Александр Жаров. По его словам, закон вступит в силу в назначенные сроки, но «никакого фейла или обвала для отрасли не произойдет».

До конца года Роскомнадзор проверит лишь 317 компаний на выполнение требований закона, сообщил Жаров. По его словам, это 0,012% всех компаний, работающих с персональными данными в России.

Среди крупных компаний, которые подвергнутся проверке, Жаров назвал операторов «Скартел» (принадлежит «Мегафону», работает под брендом Yota), «Лукойл-Информ», петербургское отделение государственного ПАО «Ростелеком», российское представительство General Motors.

Проверки будут документарными, сказал Жаров. «Инспектор (Роскомнадзора — ИФ) приходит в компанию, работающую с персональными данными, и говорит: «Представьте, пожалуйста, документы, которые подтверждают, что серверные мощности, на которых хранятся эти данные, находится на территории РФ». Компания отвечает: «Пожалуйста». И в 99,9% случаев на этом проверка заканчивается», — описал он механизм контроля.

Если компания не сможет представить такие документы, будет возбуждено административное производство, и суд решит, насколько велик ущерб гражданам РФ, сказал глава Роскомнадзора. Санкции на нарушителей закона будут налагаться по решению суда — это может быть как штраф, так и блокировка сайта, отметил Жаров.

К переносу данных в РФ приступили Samsung, Lenovo, Aliexpress, Ebay, PayPal, Uber, Booking.com и другие игроки, сообщил глава Роскомнадзора. Между тем, локализацией данных россиян пока не занимаются такие крупные игроки, как Google, Facebook и Apple. Встреча с Google была полтора месяца назад, и сейчас «они думают, как будут соблюдать закон», сообщил Жаров, добавив, что до 1 сентября, когда закон вступит в силу, представители американской компании и Роскомнадзора, скорее всего, встретятся еще. «Facebook приедет 25 августа», — сказал глава Жаров. Twitter персональные данные не обрабатывает, полагает Роскомнадзор.

Отвечая на вопрос, какие действия регулятор предпримет в отношении Facebook или Google, если они не перенесут данные до 1 сентября, Жаров подчеркнул, что в списке проверок до конца года эти компании не значатся. «В принципе они могут работать до тех пор, пока не наступит время плановой проверки, или, по каким-то причинам, не будет принято решение о внеплановой проверке», — сказал глава Роскомнадзора.

Поправки в закон «О персональных данных», требующие локализации данных на территории РФ, были подписаны президентом 31 декабря прошлого года. Закон дает Роскомнадзору полномочия по ограничению доступа к информации, обрабатываемой с нарушением законодательства в области персональных данных, то есть, по сути, блокировке интернет-сервисов, не локализовавших данные россиян. В ряде случаев обновленный закон разрешает обработку персональных данных россиян на территории других государств: в целях исполнения правосудия, исполнения полномочий органов государственной власти и местного самоуправления, для достижения целей, предусмотренных международным договором.

Закон не будет распространяться на выдачу виз, продажу авиабилетов, деятельность СМИ и судов, подчеркнул Жаров.

Источник: «Интерфакс»