Обзор Центра защиты прав СМИ главных медиасобытий ноября-января

18 Февраля 2018

СМИ-иноагенты, запрет ссылаться на нежелательные организации, блокировка и закрытие сайта Russiangate – вспоминаем самые резонансные медиасобытия трех месяцев.

Блокировки

1 января 2017 года вступил в силу закон о блокировке анонимайзеров и VPN. Речь идет о поправках в федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", которые определяют обязанности для владельцев VPN-сервисов, анонимайзеров и операторов поисковых систем по ограничению доступа к запрещенной информации.

Страницы незарегистрированной "Партии националистов" и неофициальная группа "Артподготовки" Вячеслава Мальцева в соцсети "ВКонтакте" были заблокированы по решению Генпрокуратуры РФ.

Ограничения для западных СМИ в России пропишут в законе о нежелательных организациях вместе с поправкой, позволяющей досудебную блокировку материалов нежелательных организаций в интернете. Позже Роскомнадзор запретил средствам массовой информации распространять материалы нежелательных организаций и ставить ссылки на материалы таких организаций. «Обращаем внимание, что если материалы нежелательной организации распространяются на стороннем ресурсе, в том числе на сайте сетевого СМИ, Роскомнадзор должен ограничить доступ и к этим ресурсам», - говорится в сообщении Роскомнадзора.

Председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин предложил ввести в России внесудебный механизм блокировки экстремистских сайтов. Быстрыкин отметил, что такая практика существует в Китае. По словам главы ведомства, сейчас блокировка таких сайтов возможна на основании судебного решения, что требует времени, в течение которого ресурс продолжает работу.

Роскомнадзор заявил о блокировке побуждающие к насилию в школах группы в соцсетях. Ведомство внесло в реестр запрещенной информации три группы в соцсети "Вконтакте", в которых была размещена информация, способная побудить школьников к противоправным поступкам.

Диффамация

Сеть медицинских лабораторий «Инвитро» заявила о подготовке иска к депутату Госдумы Геннадию Онищенко. Поводом стало высказывание бывшего главного санитарного врача, призвавшего взять под контроль сборщиков биоматериалов. 31 октября Онищенко заявил о том, что «Инвитро» и другие работающие в России иностранные лаборатории допущены «к самому сокровенному», что создает угрозу стране.

Юристы проекта «Русь сидящая» подали иск о защите деловой репутации к Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН). Во время проверки, которую проводил в «Руси сидящей» Минфин, ФСИН сообщила министерству недостоверные сведения об организации, полагают ее представители.

Администрация Владимирской области выиграла суд о защите деловой репутации у изданий «Труд», информационного агентства «Томикс 33» и газеты «Томикс-толстяк — Владимирская газета». Чиновники подали иск из-за публикации «Владимирские страдания», в которой сообщалось о том, что в регионе якобы растет давление на бизнес.

ЗАО «Русское Радио-Евразия» (учредитель «Русского Радио») подало иск в Арбитражный суд Москвы о признании не соответствующими действительности сведений, содержащихся в статье МК «Лолита раскрыла тайну чёрного списка «Русского Радио». В спорной публикации говорилось следующее: «Лолита опубликовала в соцсетях пост о том, как ее изгнали с «Русского Радио». По словам певицы, «с эфира сняты все песни», а причина – нет, не сорвавшаяся поездка в Украину – дружба с «МК» и участие артистки в недавней церемонии вручения музыкальных премий ZD Awards 2016».

Ректор Горного университета и сопредседатель петербургского штаба кандидата в президенты Владимира Путина Владимир Литвиненко подал иск о защите чести, достоинства и деловой репутации против международной антикоррупционной организации Transparency и газеты "Деловой Петербург". Литвиненко требует признать не соответствующими действительности сведения, изложенные в расследовании «Трансперенси» «Миллиардер с горы». "Расследование посвящено сделкам с недвижимостью, которые, по нашему мнению, господин Литвиненко заключал в качестве ректора Горного и которые привели к тому, что на университетской земле на Васильевском острове вместо новых лабораторных и учебных помещений был построен элитный жилой комплекс", - сообщается на сайте Transparency.

Экстремизм

Тверского блогера Анатолия Плешанова, который 3 года назад с возмущением высказывался по поводу объемов помощи украинским беженцам, приговорили к году лишения свободы условно по уголовной статье о возбуждении ненависти либо вражды. После проверки ФСБ против Плешанова было возбуждено уголовное дело. Во время следствия эксперты подтвердили экстремистский характер его поста.

17 ноября районный суд Вологодской области оправдал местного активиста Евгения Доможирова по делу о клевете на прокурора и возбуждении ненависти к социальной группе «вологодские сотрудники полиции». При этом суд приговорил его к 60 часам обязательных работ за оскорбление полицейского.

Суд приговорил жителя Калуги к штрафу в 400 тысяч рублей за создание и ведение в социальной сети публичной страницы, посвященной нацизму. Следствием и судом было установлено, что в период с 2014 года по 2016 год мужчина создал в социальной сети в Интернете публичную страницу, где неоднократно размещал фото, видео и аудио экстремистского содержания, в числе которых были материалы, пересматривающие итоги Второй мировой войны и реабилитирующие нацизм.

Мосгорсуд оставил в силе приговор журналисту РБК Александру Соколову, осужденному за участие в организации инициативной группы по проведению референдума, созданной, по версии обвинения, взамен запрещенной «Армии воли народа». Ранее он был приговорен к трем с половиной годам колонии.

Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга оштрафовал на 400 тысяч рублей местного жителя Леонарда Конвишера, разместившего в социальной сети публикацию, разжигающую ненависть к христианам. Суд посчитал доказанным, что Конвишер, желая разжечь ненависть к христианам, разместил пост экстремистского содержания в социальной сети "Вконтакте" на странице созданного им сообщества. Данная группа в соцсети противопоставляла себя движению "Божья воля".

Суд прекратил производство по уголовному делу в отношении Виктора Ночевнова, обвиняемого в оскорблении чувств верующих за репост спортивных карикатур на Иисуса Христа. В начале августа судья признала Ночевнова виновным в оскорблении чувств верующих и назначила ему штраф в 50 000 руб. В 2014–2015 годах он разместил на своей странице в соцсети "Вконтакте" семь карикатур, на которых изображен Иисус Христос, занимающийся спортом на различных снарядах. В качестве свидетеля в процессе выступил настоятель Князь-Владимирского храма Сочи Андрей Дубровский. В частности, он заявил, что расценивает карикатуры как кощунство и провокацию, сославшись на установленный в 787 году христианский догмат – иконопочитание.

Следственный комитет по Владимирской области возбудил уголовное дело по статье 282 УК («Возбуждение ненависти либо вражды») в отношении активистки Виктории Лобовой из-за публикации на своей странице во «ВКонтакте» картины Васи Ложкина «Великая прекрасная Россия». Картина Ложкина «Великая прекрасная Россия» входит в федеральный список экстремистских материалов под номером 3381. В центре «Сова» уточнили, что это «сатиристическое произведение», которое не содержит «никаких призывов».

С сайта Russiangate был удален опубликованный 23 января текст про то, что у главы ФСБ Александра Бортникова есть незадекларированный земельный участок. Главный редактор Александрина Елагина написала в фейсбуке, что текст был удален без ее ведома технической службой по решению инвесторов сайта. 23 января сайт Russiangate был заблокирован в России - это произошло через три часа после публикации текста про Бортникова. Сайт был  заблокирован по решению Генпрокуратуры за призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности.

Доступ к информации

Председатель правительства Дмитрий Медведев освободил госкомпании от обязанности раскрывать поставщиков и подрядчиков, получающих контракты. Постановление разрешает госкомпаниям ограничиться публикацией в реестре закупок обезличенной информации о результатах, способе, цене закупки – без данных о победителе. Контракты с субподрядчиками еще больше уйдут в тень – поиск информации о них закрывается. Мера временная – до 1 июля 2018 г.

МВД начало рассылать по российским типографиям предупреждения о запрете печатать материалы, дискредитирующие власть и призывающие к несанкционированным акциям, в период подготовки и проведения выборов президента РФ. Алексей Навальный опубликовал одно из таких уведомлений. Этот документ отправили из отдела экономической безопасности и противодействию коррупции УВД по Западному административному округу Москвы.

Правительство приняло постановление, которое запрещает организаторам распространения информации обнародовать информацию о взаимодействии со спецслужбами. Кроме того, постановление запрещает нахождение программно-технических средств, используемых в рамках такого взаимодействия, за пределами России. Документ также обязывает мессенджер предоставлять удаленный доступ к своей информационной системе не позднее трех месяцев с даты получения соответствующего уведомления от ФСБ.

Российский кабмин временно включил в список финансовых услуг, сведения о закупке которых «не составляют гостайну, однако и не должны быть размещены в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» банковские услуги.

Рабочая группа Севастопольского регионального штаба ОНФ намерена обратиться в прокуратуру города для получения правовой оценки распоряжения губернатора о запрете чиновникам общаться со СМИ. Рабочая группа ОНФ обратится в прокуратуру на предмет изучения законности принятая отдельного распоряжения №111 губернатора Севастополя. В документе чиновникам запрещается общаться с журналистами, что ограничивает их права на получение оперативной информации.

Иное

Жителя поселка Николаев Посад в Пермском крае оштрафовали и лишили Wi-Fi роутера, который он использовал, чтобы провести интернет из соседнего города. По данным ведомства, в Николаевом Посаде не работает ни один интернет-провайдер, всего там проживают около 30-40 человек. Поскольку расстояние до ближайшего города Березняки всего полтора километра, один из жителей решил провести городской интернет в поселок.

В Ярославле на семейное кафе подали в суд из-за таблички «Дети, оставленные без присмотра, будут съедены или проданы в рабство». Табличка висела в кафе шесть лет. Прокуратура передала материалы дела в суд с требованием привлечь владелицу кафе к административной ответственности за жестокое обращение с детьми и пропаганду детского насилия. В результате суд не нашел состава преступления в действиях владелицы кафе.

Роскомнадзор с 1 января 2018 года прекратит выдачу бумажных свидетельств о регистрации СМИ. В Роскомнадзоре пояснили, что "СМИ будет считаться зарегистрированным с момента внесения соответствующей записи в Реестр средств массовой информации". Кроме того, исчезают понятия "перерегистрация СМИ" и "внесение изменений в свидетельство о регистрации СМИ". Все процедуры будут осуществляться внесением изменений в запись о регистрации СМИ.

Главный редактор издания «Блокнот Волгограда» Юлия Завьялова рассказала, что в ночь на 26 ноября неизвестные повредили тормозную систему в ее машине. По ее словам, утром в воскресенье она попросила своего отца отогнать машину на шиномонтаж. Через полчаса он перезвонил и сказал, что тормоза на машине не работают. Она называет случившееся покушением, связывая это с ее профессиональной деятельностью. Журналистка обратилась в полицию.

Издательский холдинг «Просвещение» в первой инстанции выиграл иск к издательству «Экзамен». Суд обязал «Экзамен» выплатить 63,4 млн руб. компенсации, уничтожить контрафактную продукцию и удалить все рекламные упоминания о ней в интернете. Общий тираж контрафакта составил 332 тыс. экземпляров.Спор между издательствами возник из-за использования дизайна учебников. На обложках своих сборников с тестами «Экзамен» размещал изображения учебных пособий «Просвещения», чтобы показать, в паре с какими изданиями использовать тесты. Это происходило без согласования с самим «Просвещением».

31 января апелляционная коллегия Московского городского суда оставила без удовлетворения жалобу защиты журналиста калининградского издания "Новые колеса" Игоря Рудникова на меру пресечения в виде содержания под стражей. Задержанный 1 ноября в Калининграде журналист остаётся под стражей до 1 апреля 2017 года. Главред «Новых колес» обвиняется в вымогательстве 50 тыс.долларов у главы местного следственного комитета Виктора Леденева. По версии следствия, главред "Новых колес" вымогал у главы СК деньги за отказ от публикации критической информации в его адрес. Сам Рудников вину не признает и подчеркивает, что со стороны генерала Леденева была совершена провокация: «Все его действия были направлены на то, чтобы закрыть мне рот и посадить меня в тюрьму».

СМИ-иноагенты

Федеральный закон, содержащий нормы о СМИ, выполняющих функции иностранных агентов, был принят в РФ 25 ноября 2017 года. По словам пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, принятие закона стало зеркальной реакцией на требование минюста США к RT America - американскому филиалу российской телекомпании - зарегистрироваться в качестве иноагента в Соединенных Штатах.

Средствами массовой информации, выполняющими функции иностранных агентов в России могут быть признаны иностранные СМИ, если они получают напрямую или через посредников денежные средства от иностранных государств, государственных органов, международных и иностранных организаций, граждан других стран или лиц без гражданства. В случае, если СМИ будет признано иностранным агентом, на него будут распространяться такие же требования, как и на некоммерческие организации (НКО) - иностранные агенты. Они обязаны предоставлять сведения о персональном составе руководства и расходовании средств, об аудиторской проверке. Порядок применения закона об НКО-иноагентах к СМИ, а также порядок признания этого статуса, устанавливаются правительством РФ. Как отметил председатель комитета Совета Федерации РФ по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас, закон о СМИ-иноагентах не вводит никаких ограничений на деятельность СМИ в России.

29 ноября в нижнюю палату парламента был внесен проект поправок в Кодекс РФ об административных правонарушениях, предусматривающий штрафы в размере до 5 млн руб. за нарушение закона о СМИ-иноагентах.

5 декабря 2017 года Министерство юстиции РФ приняло решение о признании девяти СМИ выполняющими функции иностранных агентов. В их число вошли: "Голос Америки", "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" (РСЕ/РС), телеканал "Настоящее Время", татаро-башкирская служба "Радио Свобода" (Azatliq Radiosi), "Сибирь. Реалии", "Idel. Реалии", "Фактограф", "Кавказ. Реалии" и "Крым. Реалии".

Источник: Центр защиты прав СМИ