Центр Защиты Прав СМИ
учреждён в 1996 году
28.09.2017
В рамках мероприятия участники дискуссии расскажут об изменениях закона для СМИ за последние пару лет. 

«Как ни полируй глупую мысль, «блестящей» она не станет»

Виген Оганян

07.07.2017

Обзор Центра защиты прав СМИ главных медиасобытий мая-июня

Перспектива блокировки Telegram взбодрила рунет

Роскомнадзор заблокировал сайты мессенджеров Line, BBM (Blackberry Messenger) и Imo.im, а также сервиса видеочатов Vchat. Мессенджеры попали в реестр запрещенных сайтов из-за отказа компаний регистрироваться в качестве «организатора распространения информации». Позже Роскомнадзор внес в реестр запрещенных сайтов сервис обмена сообщениями WeChat.

ЕСПЧ коммуницировал жалобу директора Ассоциации интернет-издателей Владимира Харитонова. Ему не удалось обжаловать в России положение закона о черном списке интернет-сайтов, допускающее их массовую блокировку Роскомнадзором, – не только тех, что содержат запрещенную информацию, но и тех, что оказались с ними на одном IP-адресе.

Интернет-провайдеры ТТК, «МарьиноНет», «Наука и связь», «Максима Телеком» и «Авакс» заблокировали Google.ru. Сайт www.google.ru был временно внесен в реестр ресурсов, доступ к которым ограничивается на территории России. Позже ресурс был разблокирован.

Роскомнадзор разблокировал мессенджер Imo, после того как компания Pagebites Inc., которой он принадлежит, предоставила данные реестру организаторов распространения информации.

Госдума приняла закон о блокировке "зеркал" пиратских сайтов. Речь идет о тех сайтах, в отношении которых были приняты судебные решения о так называемой "вечной блокировке" по причине нарушения авторских или смежных прав. Под "зеркалами" понимаются сходные до степени смешения сайты. Закон вступит в силу с 1 октября 2017 года.

Глава Роскомнадзора Александр Жаров опубликовал открытое письмо владельцу Telegram Павлу Дурову, в котором потребовал предоставить информацию для включения Telegram в реестр, пригрозив в противном случае заблокировать мессенджер на территории России. Жаров утверждает, что Роскомнадзор в последнее время практически каждый день направлял в Telegram запросы с требованием прислать сведения для включения в реестр, однако так и не получил ответа. Позже Жаров сообщил, что мессенджер Telegram предоставил все требуемые по закону данные и будет включен в реестр Роскомнадзора.

Редакция «Новой газеты» подала кассационную жалобу в Верховный суд на решение Басманного суда Москвы по иску главы «Роснефти» Игоря Сечина относительно опубликованного текста «Секрет Принцессы Ольги». Ранее Басманный суд постановил удалить текст с сайта, а также опубликовать опровержение.

"Ведомости" в рамках мирового соглашения опубликуют опровержение статьи о бизнесмене Михаиле Фридмане. В газете признали, что подготовили статью, не обратившись за комментариями напрямую к бизнесмену. Поводом для обращения в суд стала опубликованная 27 февраля в печатном СМИ и на сайте газеты "Ведомости" статья "Как испанский проект Михаила Фридмана оказался замешан в деле о русской мафии" с подзаголовком "Звонок из Испании. Российским инвесторам непросто вести бизнес в Европе: корпоративный конфликт структур Михаила Фридмана с испанским бизнесменом перерос в дело о "русской мафии".

Акционеры Альфа-банка Михаил Фридман, Петр Авен и Герман Хан подали иск в суд Манхэттена на онлайн-ресурс BuzzFeed за публикацию так называемого досье, согласно которому они имели отношение к плану российских властей повлиять на исход выборов в США.

Суд поддержал иск миллиардера Алишера Усманова к политику Алексею Навальному. Суд, в частности, постановил удалить фильм-расследование «Он вам не Димон» c YouTube и опровергнуть сведения, порочащие Усманова. "Мы не сомневались в этом решении суда. На это решение, словами самого Алишера Бурхановича, плевать. Мы обжалуем это решение суда", - заявил Навальный журналистам сразу после суда.

«Роснефть» и глава компании Игорь Сечин не планируют подавать иск против газеты Financial Times. О том, что иск может быть подан, сообщалось 12 апреля: претензии вызвала публикация о якобы имевшем место конфликте между Сечиным и главой Чечни Рамзаном Кадыровом из-за «Грознефтегаза».

«Национальный совет по гомеопатии» подал кассационную жалобу на отказ в иске об обязании «Издательство «Вокруг света» разместить в журнале текст истца. Истец просил суд обязать ответчика разместить в журнале «Вокруг света» без оплаты нa первой обложке журнала следующий текст: «Гомеопатия – медицина XXI века. Подробнее в рубрике «Наука».

«Роснефть» подпишет мировое соглашение с РБК по делу о защите деловой репутации. Соглашение предусматривает, что РБК принесет «Роснефти» извинения за публикацию, других обязательств медиахолдинг на себя не возьмет.

Суд Курска приговорил к штрафу в 90 тысяч рублей бывшего депутата областной думы Ольгу Ли, признав ее виновной в клевете в адрес судьи этого же суда.

Суд отклонил иск Ильдара Дадина — первого в России осужденного за нарушения правил проведения митингов — к ФСИН, Генпрокуратуре и Следственному комитету из-за передачи СМИ записей камер видеонаблюдения колонии, где он отбывал срок.

Гендиректора красноярского телеканала «ТВК» Вадима Вострова вызвали в СК за то, что он перепостил запись дизайнера Артемия Лебедева. Как рассказал Востров, ему позвонила следователь и сообщила о жалобе местного жителя, чувства которого оскорбил пост.

В Волгограде Следственный комитет возбудил уголовное дело о реабилитации нацизма из-за опубликованного в соцсети «ВКонтакте» коллажа, на котором у мемориала «Родина-мать» лицо и одна рука раскрашены зеленкой. Коллаж появился в паблике в поддержку Навального во «Вконтакте» в конце марта 2017 года после того, как оппозиционеру плеснули зеленкой в лицо в Барнауле. Изображение оперативно удалили, а администраторы сообщества извинились.

Епископ Ливенский и Малоархангельский Нектарий (в миру Николай Селезнев) потребовал от интернет-издания «Орловские новости» удалить все публикации, в которых рассказывается о его внедорожнике Land Cruiser V8 стоимостью 5–6 млн руб. В противном случае священник пригрозил журналистам уголовным преследованием по статье об оскорблении чувств верующих.

Президиум Астраханского областного суда, рассмотрев кассационную жалобу адвоката, отменил приговор лидеру «Русских Астрахани» Игорю Стенину, осужденному на 2 года колонии-поселения за репост в соцсети об украинских событиях.

Роскомнадзор вынес изданию The New Times предупреждение в связи с материалом «Из Калуги — с джихадом», в котором журналист взял интервью у примкнувшего к боевикам в Сирии россиянина. Ведомство нашло в статье «признаки оправдания терроризма».

Юристы просят  ЕСПЧ оценить применение в России статьи КоАП, предусматривающей наказание за демонстрацию нацистской атрибутики. В Страсбург направлены две жалобы на административный арест за публикацию картинок со свастикой в соцсети.

Челябинское УФАС возбудило дело в отношении микрофинансовой организации "Удобные деньги" из-за распространения рекламы с использованием религиозного христианского символа.

Заместитель министра связи и массовых коммуникаций Алексей Волин заявил, что Минкомсвязи не получало на рассмотрение законопроект Центра разработки национальной алкогольной политики об ограничении демонстрации потребления алкоголя на телевидении с 6.00 до 23.00. По его словам, эту идею в министерстве назвали «настолько бредовой, что такого не может быть».

Уже в 2019 году россияне смогут на специальном портале проверить, кому они давали свои паспортные данные, и одним кликом запретить их дальнейшее использование. В России появится сайт по контролю за распространением персональных данных. За его ведение будет отвечать Роскомнадзор.

Депутаты приняли в первом чтении законопроект, запрещающий мессенджерам регистрировать пользователей без установления личности. Законопроект предполагает ограничение рассылки сообщений по требованию властей. За нарушение закона его авторы предлагают штрафовать и блокировать мессенджеры.

Росгвардия и Союз журналистов Москвы договорились подписать меморандум, который распространит на недавно созданную федеральную службу порядок взаимодействия правоохранителей и СМИ при освещении митингов и демонстраций и обеспечит их обновленными отличительными знаками представителя СМИ.

Сенаторы заявили, что все СМИ, которые работают в России и агитируют за того или иного кандидата на выборах, могут быть проверены Минюстом как иноагенты и заблокированы. В СПЧ назвали бессмысленной идею ввести понятие «иноагенты» для СМИ.

Источник: Центр защиты прав СМИ