Обзор Центра защиты прав СМИ медиасобытий января-февраля

4 Марта 2017

От диффамации до экстремизма: обзор Центра защиты прав СМИ  медиасобытий России начала года 

Группа компаний РБК подала апелляцию на решение Арбитражного суда Москвы по иску компании «Роснефть». Ранее суд частично удовлетворил иск «Роснефти» и взыскал с медиахолдинга 390 тыс. руб. в пользу компании, а также потребовал удалить спорный материал об Игоре Сечине. Всего истец требовал взыскать 3,179 млрд руб.

Бывший вице-губернатор Новосибирской области Виктор Козодой и лидер областного отделения партии «Демократический выбор» Сергей Дьячков в январе сообщили, что начали готовить иски к изданию «Федералпресс», а также региональным выпускам «Московского комсомольца» и «Комсомольской правды». По мнению Дьячкова и Козодоя, СМИ распространили сведения, не соответствующие действительности. В частности, что активисты организуют в городе митинг «Против развала медицины».

Суд отказался удовлетворить кассационную жалобу Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов (СПбГУП) к Лениздат.Ру. Университету снова не удалось взыскать с издания 5 млн рублей, якобы за ущерб деловой репутации и упущенную выгоду. Попытки взыскать деньги с издания со стабильным неуспехом продолжаются с января 2016 года. Тогда в университете посчитали, что заметка 2014 года, где сообщалось о реакции активистов на информацию об отчислении 150 студентов, якобы нанесла урон имиджу вуза.

Суд Москвы не стал удовлетворять иск российской бегуньи Кристины Угаровой к немецкой телерадиокомпании ARD о признании недействительными сведений, распространяемых в документальном фильме о допинге в России. Истица требовала признать диффамационными сведения, содержащиеся в фильме "Сверхсекретный допинг. Как Россия делает своих победителей", удалить фильм с сайта медиакомпании и разместить опровержения с извинениями в адрес спортсменов.

Следственный комитет перепредъявил обвинение в клевете в адрес судьи бывшему депутату Курской областной думы и главному редактору газеты «Народный журналист» Ольге Ли. Выступившая в начале марта 2016 года с резкой критикой президента России депутат и журналист Ольга Ли в течение нескольких дней стала фигурантом двух уголовных дел, которые были соединены в одно производство.

Суд признал сообщения правозащитного сайта pravo-ural.ru «порочащими деловую репутацию» Исправительной колонии №5 Нижнего Тагила. Суд обязал «Межрегиональный центр прав человека» выплатить по 70 тысяч рублей троим сотрудникам ИК-5, фамилии которых упоминались в сообщениях центра, посвящённым пыткам в колонии.

Арбитражный суд Москвы отказал в рассмотрении иска авиакомпании «Победа» к «Новой газете» о защите деловой репутации и взыскании 2 миллионов рублей. Арбитраж указал на то, что истец до обращения в суд не направил претензию автору текста, чем нарушил обязательный порядок досудебного урегулирования.

Европейский суд по правам человека постановил выплатить компенсацию в размере €5,5 тысячи редакции газеты «Орловская искра». Разбирательство было связано с двумя статьями, опубликованными в «Орловской искре» в ноябре 2007 года. В них критиковалась деятельность тогдашнего губернатора Орловской области Егора Строева.

Федеральная антимонопольная служба установила, что оператор МТС вводил потребителей в заблуждение рекламой о бесплатной стоимости комплекта оборудования для получения услуг спутникового телевидения, говорится в сообщении.

Московское управление ФАС уличило в нарушении закона "О рекламе" три юридические компании, которые продвигали свои услуги в Интернете за счет упоминания Роспотребнадзора.

Также ФАС в январе обнаружила недостоверные сведения о ценах на жизненно важные лекарственные средства в рекламной статье, опубликованной в издании «Газета Metro Москва».

В январе Министерство связи и массовых коммуникаций выступило против предложения Минздрава ограничить время показа рекламы колбасы, шоколадных батончиков и газировки на российском ТВ и считает, что, если исходить из логики разработчиков документа, то "рекламировать можно будет только диетический творог".

Управление ФАС по Башкирии признало нарушающей ФЗ «О рекламе» и вводящей потребителей в заблуждение информацию, распространенную на портале ufa.mfucentre.ru. Портал продвигает услуги «многофункционального юридического центра города Уфы» (МФЮЦ) и не имеет отношения к государственному АУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Башкортостан».

Минэкономики собирается рассмотреть концепцию раздельного регулирования для пивоваренной продукции, подготовленную Высшей школой экономики (ВШЭ) вместе с участниками рынка. Документ предполагает создание отдельного отраслевого закона, который бы, в частности, разрешил вновь продажу пива в нестационарной рознице, снял ограничения на рекламу напитка, а также лишил региональные власти возможности устанавливать свои барьеры для производителей.

В январе Следственный комитет возбудил уголовное дело об экстремизме в отношении 22-летней жительницы Архангельской области из-за комментария, оставленного два года назад в паблике «Подслушано в Вельске». Дело завели по статье «действия, направленные на возбуждение в обществе ненависти, вражды и унижения достоинства группы лиц по признакам национальности, совершенные публично, с использованием сети "Интернет"». В комментарии были слова, «содержащие высказывания с унизительными характеристиками и отрицательными эмоциональными оценками групп лиц по признаку национальности».

Суд Новгородской области признал местного жителя Олега Боровских виновным в возбуждении ненависти и вражды путем размещения публикации в Интернете и назначил осужденному наказание в виде 320 часов обязательных работ. Житель города Валдай в период с июля 2015 года по март 2016 года на своей странице в «Livejournal» разместил два текстовых файла, в которых дается негативная оценка лицам цыганской и украинской национальностей, направленная на возбуждение ненависти и вражды по признакам расового неравенства.

Следственный комитет Тюменской области возбудил уголовное дело на тюменского школьника за возбуждение вражды к представителям власти (ч.1 ст. 282). По информации следствия, школьник создал «ВКонтакте» группу, в которой был опубликован пост с текстом, содержащим «лингвистические признаки унижения человеческого достоинства по признаку национальности и принадлежности к группе "представителей власти"». По решению суда данный пост был признан экстремистским.

Суд  прекратил уголовное дело в отношении местного жителя Ставрополя Виктора Краснова об оскорблении чувств верующих в популярной группе социальной сети "ВКонтакте".  Дело прекращено в связи с истечением срока давности уголовного преследования по заявлению самого обвиняемого. В 2014 году Краснов написал в соцсети, что бога нет, и назвал Библию «сборником еврейских сказок».

Издание «Медиазона» получило от Роскомнадзора уведомления о двух штрафах на пять тысяч рублей за то, что в новостях об экстремистских организациях не было сказано, что они экстремистские.

В Саратове вынесли приговор автору комментариев о «ватниках». Судья приговорил к 160 часам обязательных работ Александра Гозенко по делу об экстремизме. 19-летний житель города обвинялся в унижении человеческого достоинства, ему было предъявлено обвинение по 282-й статье УК РФ.

Минкомсвязь согласовала с силовыми ведомствами возможное снижения в десять раз объема хранения информации в рамках "пакета Яровой". Кроме того, переход к хранению информации в течение полугода, как это предусмотрено законом, будет поэтапным.

Комитет Совета федерации по конституционному законодательству и госстроительству собирается провести мониторинг правоприменения «пакета Яровой». По словам спикера палаты Валентины Матвиенко, необходимо посмотреть, как именно исполняется закон. Автор инициативы, сенатор Антон Беляков сообщил, что есть множество фактов, когда закон допускал «некоторые перегибы», и, если комитет их зафиксирует, палата займется разработкой проекта поправок к нему.

Вместе с тем, «пакет Яровой» успел войти в десятку рейтинга мировых инициатив, которые касаются хранения данных и угрожают дальнейшему инновационному развитию. Как сообщает газета «Ведомости», соответствующий рейтинг составил Information Technology & Innovation Foundation (ITIF).

А в феврале Международная правозащитная организация Amnesty International выпустила ежегодный доклад, где подвергла серьёзной критике «пакет Яровой».

Роскомнадзор получил предписание Мосгорсуда о «вечной блокировке» ресурса DailyMotion, который является третьим в мире видеохостингом по числу пользователей, уступая YouTube и Vimeo. Причина ограничения доступа кроется в нарушении антипиратского законодательства на территории России.

Мосгорсуд временно ограничил доступ к пиратским копиям последнего сезона популярного сериала "Шерлок". Последний  эпизод четвертого сезона сериала под названием "Последнее дело" (The Final Problem) в русской озвучке Первого канала нелегально появился в интернете за сутки до официальной премьеры.

В январе Роскомнадзор заблокировал VPN-сервис Hideme.ru. Сервис был заблокирован по решению Бузулукского районного суда Оренбургской области, который установил, что ресурс предоставляет пользователям возможность доступа к сайтам, содержащим экстремистские материалы. Информация, распространяемая посредством Hideme.ru, была признана судом запрещенной в РФ. Иск в суд был подан прокуратурой.

Роскомнадзор подал кассационную жалобу в Федеральный арбитражный суд Московского округа на решение Девятого арбитражного суда Москвы по делу актива томской медиагруппы ТВ-2 развлекательной радиостанции «Европа Плюс Томск».  Ранее Роскомнадзор проиграл суды в двух инстанциях. Вначале суд признал, что решение Роскомнадзора об отзыве лицензии на вещание радиостанции на основании того, что у главреда ТВ-2 Виктора Мучника есть якобы второе гражданство, является незаконным. После этого, 20 декабря, Девятый арбитражный суд Москвы отказал ведомству и в апелляционной жалобе.  И вот теперь Роскомнадзор подал кассационную жалобу.

Роскомнадзор заблокировал 160 сайтов, которые помогали «откосить» от военной службы. Суды по обращениям прокуратуры признают противозаконными ресурсы с материалами, обучающими новобранцев избегать службы в армии.

Также стало известно, Роскомнадзор скоро получит новые полномочия, позволяющие определять способ блокировки каждого сайта, попавшего в черные списки. Сейчас метод отключения определяет для себя каждый оператор связи. Изменение позволит защитить законопослушные ресурсы, оказавшиеся на одном интернет-адресе (IP) с нарушителем. Соответствующие изменения в закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» подготовили в Минкомсвязи.

Телеканал «Дождь» был вынужден удалить со своего сайта материал о смерти женщины, которая вместе с дочерью прыгнула на рельсы московского метро прямо перед поездом. Роскомнадзор направил каналу уведомление о внесении в реестр запрещенной информации.

Роскомнадзор начал вести реестр новостных агрегаторов в российском интернете. Первыми в список были включены «СМИ2» и «Новости Mail.Ru». Ранее, 20 февраля, Роскомнадзор озвучил список интернет-сервисов, подпадающих под определение новостного агрегатора. В него попали такие ресурсы, как «Яндекс.Новости», Google News, «Новости@Mail.ru», «Рамблер/Новости», «СМИ2» и портал Microsoft Network. Как заявили в ведомстве, эти ресурсы будут обязаны подать в ведомство данные о своей суточной посещаемости. В соответствии с этими данными будет принято решение об их включении в реестр.

Суд по интеллектуальным правам отменил все судебные акты по иску ООО "Музыкальное право" (владелец авторских прав на произведения Виктора Цоя) о взыскании 300 тысяч рублей компенсации с "Первого канала" за использование песни рок-музыканта в программе "Голос", отправив его на новое рассмотрение. Позже ООО «Музыкальное право» подала в Мосгорсуд второй иск к «В контакте», потребовав от компании компенсации материального ущерба за незаконное распространение контента в размере почти 2 млн руб., а также потребовала от социальной сети прекратить создание технических условий для незаконного распространения контента.

Российские власти вернулись к идее регулирования деятельности мессенджеров вроде WhatsApp, Viber и Telegram. Описание таких сервисов включено в поправки к закону "О связи", разработанные Роскомнадзором и МВД при участии сотовых операторов. Последним этим же законопроектом упростят привлечение новых абонентов, разрешив продавать сим-карты через интернет.

В январе главному редактору нижегородского издания Koza.press Ирине Славиной поступили угрозы после ее поста в фейсбуке о трагедии Ту-154 в Сочи. Неизвестные приклеили на капот ее машины листовки, на которых утверждается, что Славина «одобряет действия террористов». Неизвестные составители листовок обратились к соседям по подъезду, чтобы они задумались, «что ждать от нее завтра».

В Госдуму внесли законопроект, согласно которому за склонение к самоубийству, «в том числе в СМИ и интернете», предусмотрены уголовные сроки. В частности, законопроект предполагает дополнение Уголовного кодекса России новой статьей — «Склонение к самоубийству и содействие совершению самоубийства».

Национальный совет по телевидению и радиовещанию обязал украинских провайдеров в течение месяца прекратить ретрансляцию российского телеканала "Дождь" из-за непризнания каналом суверенитета и территориальной целостности Украины, а также трансляции российской рекламы.

МЭР и Минсвязи выступили против штрафов для пользователей за скачивание пиратского контента. Инициатива Минкультуры в рамках ужесточения «антипиратского закона» по введению штрафов для пользователей за скачивание и просмотр «пиратского контента» не поддается администрированию, заявил замглавы Минэкономразвития Олег Фомичев. 

В Ростове-на-Дону избили журналиста Владислава Рязанцева. Журналист рассказал, что до нападения гулял по центру города со своей супругой. Нападение произошло перед остановкой общественного транспорта, на котором они уже планировали уехать. Нападавших, по словам Рязанцева, было пятеро.

Руководство Следственного комитета России по Ингушетии приняло решение о приостановке расследования уголовного дела о нападении на журналистов и правозащитников на границе с Чечней. Дело было приостановлено в связи с неустановлением лиц.  Нападение группы неизвестных на сводную мобильную группу Комитета по предотвращению пыток произошло 3 марта 2016 года по пути из Ингушетии в Грозный на федеральной трассе «Кавказ». В машине находились сотрудник комитета, водители и журналисты, среди которых корреспонденты «Медиазоны», журнала The New Times, а также журналисты из Швеции и Норвегии. Позже МИД РФ опроверг прекращение дела о нападении на журналистов в Ингушетии в 2016 году.

Совет Федерации РФ одобрил правительственный законопроект о введении ответственности интернет-операторов за неисполнение обязанности по ограничению доступа к информации, распространение которой запрещено в России. Предлагается дополнить Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП) статьей, которая предусматривает ответственность за совершение административных правонарушений в случае неисполнения оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа в Интернет, обязанности по ограничению доступа к сайтам, содержащим информацию, распространение которой в России запрещено.

Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков назвал "полной ерундой" и "фейком" сообщения некоторых СМИ о том, что Кремль якобы распорядился, чтобы федеральные телеканалы сократили объемы информации о президенте США Дональде Трампе.

В феврале Facebook заблокировал официальный аккаунт телеканала "Звезда". Причиной стал пост о гибели командира батальона "Сомали" Михаила Толстых, который якобы нарушает нормы сообщества.

Чуть позже Facebook временно заблокировал страницу советника президента России по вопросам развития интернета Германа Клименко. По его словам, Facebook заблокировал доступ к публикациям материалов на 3 дня за распространение рекламы.

А в конце феврале Facebook заблокировал страницу Милонова: Депутат Госдумы месяц не сможет публиковать записи в своем аккаунте в Facebook из-за того, что назвал украинцев «хохлами». Администрация соцсети вместо иронии увидела в комментарии нарушение норм пользования.

Верховный суд обязал президиум Курганского областного суда пересмотреть дело воспитательницы Евгении Чудновец. Верховный суд РФ счел доводы генпрокуратуры заслуживающими внимания.

Источник: Центр защиты прав СМИ