Центр Защиты Прав СМИ
учреждён в 1996 году
08.09.2017
Старший юрист Центра защиты прав СМИ Светлана Кузеванова подготовила трехчастный онлайн-курс по этой теме, который проходит в форме ...

«Берегите свободу мысли, на нее много охотников»

Валерий Егиянц, писатель

05.01.2017

Обзор Центра защиты прав СМИ всех медиасобытий 2016 года

Самые резонансные иски по диффамации, уголовные преследования за экстремизм,  блокировка сайтов в связи с нарушением авторских прав и пропагандой суицида, «закон Яровой», «право на забвение», закон о новостных агрегаторах: Центр защиты прав СМИ подготовил обзор всех медиасобытий за 2016 год

Январь  

ФАС разрешила увеличить площадь рекламных материалов в печатных СМИ с 40 до 45 процентов. Соответствующие поправки были внесены в Налоговый кодекс и закон о рекламе.

Закон об ограничении доли иностранного капитала в СМИ. В январе вступил в силу закон об ограничении доли иностранных акционеров в уставном капитале российских СМИ. Согласно нововведениям в законодательство, доля иностранных граждан ограничена на уровне 20%. Также вступает в силу запрет для граждан других стран выступать учредителями средств массовой информации в России. 

Февраль 

Изменения в избирательном праве. Депутаты Госдумы приняли в третьем чтении законопроект, ограничивающий доступ журналистов к работе на выборах. Документ вносит изменения в законы «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». 

Согласно законодательной инициативе, только аккредитованные журналисты смогут постоянно находиться в помещении комиссии и следить за подсчетом голосов. Аккредитацию могут выдать только тем, кто проработал в СМИ по трудовому или гражданскому договору не меньше двух месяцев.

Первые иски по «праву на забвение». В феврале в суд города Липецка поступило три иска от некоего Колупаева П. О. к интернет-компаниям «Яндекс», Google и «Рамблер». Какую именно информацию о себе требовал удалить Колупаев, не говорилось. СМИ нашли несколько упоминаний человека с такими данными. Так, в ноябре 2012 г. на сайте Генпрокуратуры была опубликована новость о человеке с таким именем – о том, что Липецкий областной суд признал бывшего сотрудника УФСКН России по Липецкой области Колупаева Павла виновным в разглашении государственной тайны. 

В свою очередь, одним из первых известных людей, воспользовавшихся «правом на забвение», оказался бизнесмен Сергей Михайлов, которому СМИ приписывали прозвище Михась. «Яндекс» и Google скрыли часть результатов по запросам о Михайлове.  Михасем российская пресса в 1990-х называла бизнесмена и мецената Сергея Михайлова. В 1996 году Михайлов был арестован в Швейцарии по обвинению в участии в солнцевской преступной группировке и отмывании денег.

В марте компания «Яндекс» представила отчёт, в соответствии с которым она одобрила лишь 27% запросов об удалении ссылок, причем всего поисковик получил 3,6 тысячи обращений от 1348 человек.

Но далеко не все предписания удалось оспорить, так, например, в марте информационно-аналитический центр «Сова» получил уведомление от Google об удалении из поисковой выдачи материалов с их сайта в связи с «правом на забвение». Всего было получено  два уведомления от Google — первое было получено 22 марта. Оно касалось новости о приговоре калужским скинхедам, избившим гражданина Анголы. Во втором уведомлении  речь шла о новости о вступлении в силу приговора калужским «националистам, распространявшим в интернете видеозаписи неонацистских нападений».

В июне предприниматель Евгений Пригожин подал 15 исков к «Яндексу», «Гугл» и «Мэйл.ру» — т.к. хотел воспользоваться законом о «праве на забвение» и удалить из выдачи ссылки на тексты, которые, как посчитал бизнесмен, порочтли его репутацию. У Пригожина впечатляющая биография: он отсидел девять лет в тюрьме, открыл самый модный ресторан Санкт-Петербурга, где свой день рождения отмечал президент Владимир Путин, получал многомиллиардные государственные контракты, его имя многократно связывали с «фабрикой троллей» в социальных сетях. Позже Пригожин отозвал все свои иски.

Март 

Депутаты Курской облдумы подвергли публичной обструкции свою коллегу, главного редактора оппозиционной газеты «Народный журналист» Ольгу Ли. Они сочли «посягательством на конституционный строй» несколько выступлений госпожи Ли, в которых она «оскорбляла Владимира Путина» и депутатов. Особое возмущение коллег вызвало ее мнение о незаконности присоединения Крыма к РФ. Ольге Ли посоветовали «остановиться, вспомнить о двух детях» и напомнили «о первой ласточке» — СКР накануне возбудил в отношении нее уголовное дело о клевете на судью.

В России был создан независимый профсоюз журналистов. Создателями профсоюза, среди прочих, выступили журналисты таких изданий как Slon Magazine, «Медиазона», «Znak.com», РБК и «Новой газеты». Организация создается на базе «Медиазоны». Работа профсоюза будет вестись по семи направлениям, за каждое из которых будут отвечать отдельные журналисты.

Пресс-секретарь главы Чеченской республики, журналист и общественный деятель Альви Каримов обратился в Генеральную прокуратуру и Следственный комитет России с просьбой рассмотреть вопрос об уголовной ответственности зампреда ПАРНАСа Ильи Яшина в связи с публикацией доклада о ситуации в Чечне и высказываниями политика на его презентациях.

Июнь 

Госдума приняла закон о новостных агрегаторах. Закон предполагает введение понятия новостных агрегаторов, их единого реестра и ответственности за распространение недостоверных данных. Таким образом, теперь новостной агрегатор будет определяться как интернет-ресурс с аудиторией более 1 млн посетителей в сутки. По задумке авторов закона, агрегатор собирает, обрабатывает и распространяет информацию. Закон вступил в силу 1 января 2017 года. Согласно новому закону, владелец новостного агрегатора не несет ответственность за распространение им новостной информации в случае, если она является дословным воспроизведением сообщений и материалов или их фрагментов, распространенных средством массовой информации, которое может быть установлено и привлечено к ответственности. Роскомнадзор уже опубликовал официальные разъяснения к закону.

Закон «Яровой». Депутаты Госдумы приняли сразу во втором и третьем чтении корректировку антитеррористического пакета главы думского комитета по безопасности Ирины Яровой («Единая Россия»). Окончательные поправки раздавались парламентариям за несколько минут до обсуждения.

  • Интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев назвал поправки Ярвой смертным приговором для российской телекоммуникационной отрасли.
  • Институт развития интернета (ИРИ). Председатель ИРИ Герман Клименко заявил, что при разработке законопроекта с их индустрией не посоветовались. «Я уверен, что в законе есть ряд лукавых моментов — это то, что находится на усмотрении правительства. К 2018 году, когда он будет вступать в силу, мы приведем его к какому-то разумному состоянию», — сказал Клименко.
  • Минкомсвязи. Глава министерства Николай Никифоров заявил, что закон принимался без учёта позиции Минкомсвязи. «Считаем, что возникнут серьезные вопросы с конкретным правоприменением закона. Уверены, что требуется целый ряд детализирующих поправок к статьям, которые касаются технологической сферы", - сказал Никифоров.
  • Операторы связи. Мобильные операторы "большой четверки" заявили, что неоднократно доносили разработчикам свою позицию о невозможности реализации новых требований, "однако эти доводы не были учтены", в связи с чем 27 июня операторы направили письмо в адрес председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко с просьбой отклонить принятый закон. Но тщётно.
  • Совет Федерации. 29 июня Совет Федерации утвердил «пакет Яровой».  Матвиенко сказала, что «если бы законы сняли с рассмотрения, то они автоматически пошли бы на подпись президенту».
  • Что интересно за одно пленарное заседание сенаторы умудрились одобрить сразу 160 законопроектов, включая крайне спорные, смысл которых зачастую ускользал от самих парламентариев.
  • Совет по правам человека 1 июля направил обращение Владимиру Путину с просьбой отклонить принятый законопроект.  По мнению СПЧ, ряд правовых норм, содержащихся в пакете, неконституционны и противоречивы.
  • Кремль. Дмитрий Песков в тот же день заявил, что в Кремле приняли к сведению обращение СПЧ по «пакету Яровой».
  • Цена вопроса. По оценкам только МТС, "МегаФона" и "Вымпелкома", реализация требований законопроекта лишит их чистой прибыли и оставит бюджет без налоговых отчислений. По оценке МТС, разовые расходы компании на организацию хранения голосовой информации и трафика персональных данных в течение шести месяцев составят 2,2 трлн руб. Никифоров позже заявил, что благодаря «пакету Яровой» услуги связи подорожают на 300%.
  • 27 июля в городах России прошли митинги против «пакета Яровой». Акции протеста состоялись, в частности, в Новосибирске, Екатеринбурге, Уфе. В Москве и Санкт-Петербурге митинги не согласовали городские власти.

Июль 

В Киеве в результате взрыва погиб журналист Павел Шеремет. Журналист пять лет жил в Киеве, работал в издании «Украинская правда» и был ведущим на радио «Вести». В своих записях в соцсетях он почти всегда выступал с антироссийских позиций. Выступая в СМИ, критиковал не только Россию и ее президента Владимира Путина, но и украинского президента Петра Порошенко, и Арсения Яценюка в бытность его премьером.

Воронежский журналист Александр Пирогов вышел на свободу по УДО. Журналист был осужден в 2013 году на 3 года и 10 месяцев за растрату и злоупотребление должностными полномочиями (ст. 160; ст. 285 УК РФ). Гособвинение настаивало на том, что главный редактор газеты «Молодой коммунар» вывел более 20 млн руб. из газеты через фиктивные агентские договоры со сторонними фирмами, а также незаконно нанял рабочего, ремонтировавшего у него дома электропроводку. Журналист всегда называл обвинение сфабрикованным и утверждал, что за делом стоят высокопоставленные силовики, которым он, в частности, помешал негласно курировать игорный бизнес.

Август 

Региональные СМИ объявили бойкот блогеру Илье Варламову. 10 российских СМИ с общей аудиторией свыше 6 млн. человек объявили о создании общественного комитета #СтопВарламов (stopvarlamov.ru). Целью комитета являлось "положить конец нечистоплотному бизнесу известного блогера, политика и общественного деятеля Ильи Варламова, который превратил злоупотребление авторскими правами в постоянный источник заработка". Позже портал «66.ру» успешно обжаловал в Суде по интеллектуальным правам решения суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований блогера. Как сообщалось, победа екатеринбургского городского портала 66.ру сформировала юридический прецедент, облегчающий для СМИ процесс использования авторских фотографий.

Суд Новосибирска признал оппозиционера Леонида Волкова виновным в воспрепятсвовании деятельности журналиста и приговорил к штрафу в 30 тысяч рублей. Сам Волков вины не признал, назвав дело политическим. Оппозиционера обвиняли по части 3 статье 144 УК (воспрепятствование работе журналиста с применением насилия). Прокуратура просила для Волкова два года условно с испытательным сроком также в два года.

Сентябрь 

В Беслане во время панихиды по погибшим в теракте 2004 года полиция задержала журналистов «Новой газеты» и «Таких дел» Елену Костюченко и Диану Хачатрян. Сотрудники ФСБ и полицейские в штатском оттеснили женщин от центра зала, фактически заблокировав в углу. Закрывали спинами, пока проходила официальная делегация, в том числе и.о. главы Северной Осетии Вячеслав Битаров.

Официальный представитель СК Владимир Маркин в ответ на обвинения в краже текста назвал его автора «журналистишкой». Так он прокомментировал новость в своем твиттере. Ранее журналистка «Новой газеты» Надежда Прусенкова написала, что Маркин в своей книге без разрешения использовал части ее текста из суда по делу об убийстве Анны Политковской, который вышел в номере «Новой» 7 марта 2014 года. Позже Маркин через свой твиттер извинился перед Прусенковой.

Раскрывший «карусель» в участковой избирательной комиссии корреспондент «Фонтанки.ру» Денис Коротков был обвинён  в незаконном получении избирательных бюллетеней с целью проголосовать за другого человека. Позже суд Петербурга прекратил преследование журналиста.

Октябрь 

Думский комитет по информационной политике  рекомендовал депутатам принять в первом чтении правительственный законопроект, который расширяет перечень информации, доступ к которой в интернете может ограничиваться во внесудебном порядке.

Роскомнадзор разрешил не называть ИГ запрещенной в России организацией. Об этом заявила начальник управления разрешительной работы, контроля и надзора в сфере массовых коммуникаций Роскомнадзора Татьяна Денискина. По ее словам, журналисты не должны путать список экстремистских организаций Министерства юстиции с перечнем ФСБ. Денискина напомнила, что СМИ должны помечать как «запрещенные в России» организации из реестра Минюста. Чиновник пояснила, что ИГ включена в список ФСБ, но в перечне Минюста ее нет. «Тем не менее мы считаем, что такое добавление будет не лишним», - заявила чиновница.

Ноябрь 

Роскомнадзор приступил к блокировке социальной сети LinkedIn. Это первый случай, когда деятельность крупного международного ресурса приостанавливается в России из-за нарушения закона «О персональных данных». 17 ноября Роскомнадзор направил операторам связи уведомление об отключении социальной сети LinkedIn — сайт внесен в реестр нарушителей прав субъектов персональных данных. В течение дня отключение провели крупнейшие интернет-провайдеры.

В августе 2015 года жительница Екатеринбурга, воспитательница детского сада Евгения Чудновец на своей странице в соцсети сделала репост видеоролика с обнаженным ребенком, в отношении которого совершались сексуальные действия. Как утверждает ее адвокат, она сделала это для привлечения внимания общественности и правоохранительных органов к нарушению прав мальчика. Видеоролик лег в основу уголовного преследования обидчиков ребенка. В результате они были осуждены на 3 и 6 лет лишения свободы. Тем не менее 8 ноября 2016 года суд признал Чудновец виновной по ч.2 ст.242.1 УК РФ ("Публичная демонстрация материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних, совершенной в отношении лица, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, с использованием интернета"). Она была пригововрена к шести месяцам в колонии общего режима. Позже суд смягчил наказание, скинув 1 месяц лишения свободы.

Декабрь

КС РФ опубликовал решение по проверке конституционности положений ГК РФ, которые касаются ответственности за нарушение прав на использование товарного знака, на исключительное право воспроизведения и на объекты смежных прав.

Внештатный фотограф «Коммерсанта» Давид Френкель подал заявления в Следственный комитет, МВД и Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга на бездействие полицейских и медиков, душивших его в отделе полиции. Согласно заявлению в СК, когда он начал снимать на Малой Садовой улице пикет Национально-освободительного движения (НОД), его несколько раз ударил ногой пожилой мужчина в папахе.

Стало известно, что Совет безопасности России усилит правовое регулирование деятельности соцсетей, мессенджеров, интернет-телевидения и СМИ - это следует из проекта стратегии развития информационного общества на 2017–2030 годы.

Телекомпания ТВ-2 выиграла суд у Роскомнадзора. Отказ Роскомнадзора пролонгировать лицензию радиостанции Европа Плюс Томск был признан незаконным.

Корреспондента Дождя Василия Полонского задержали по обвинению в неповиновении законному распоряжению сотрудника полиции (19.3 КоАП РФ) после съемок сюжета о вырубке парка Кусково.

О технологической невозможности отключить Россию от Интернета заявил Михаил Якушев, вице-президент ICANN (Корпорации по управлению доменными именами и IP-адресами). Он также подчеркнул, что в России будет продолжаться использование и развитие интернет-технологий, несмотря на попытки «дестабилизации» как «снаружи», так и «внутри», поскольку технологии предусматривают стабильную работу вне зависимости от посторонних факторов.

Блокировка интернет-ресурсов в связи с нарушением авторских прав

Пожизненная блокировка RuTracker. В январе по решению Мосгорсуда операторы связи начали блокировать доступ к крупнейшему русскоязычному BitTorrent-трекеру, насчитывающему более 15,3 миллиона зарегистрированных учётных записей. Решение о «вечной блокировке» Rutracker было принято по иску за нарушение авторских прав. 

Позже Роскомнадзор внёс в реестр под «вечную блокировку» ещё 13 интернет-порталов, представляющих собой торрент-трекеры и онлайн-кинотеатры, по соответствующему решению Мосгорсуда.

Также за нарушение авторских прав был заблокирован фильм-расследование Фонда борьбы с коррупцией о семье генпрокурора РФ Юрия Чайки.

В феврале против «ВКонтакте» впервые был подан иск в Мосгорсуд по процедуре антипиратского закона. Его подала Ассоциация по защите авторских прав в интернете (АЗАПИ) из-за нарушения прав соцсети на книгу Захара Прилепина «Обитель».  

В сентябре Мосгорсуд не стал пожизненно блокировать популярный в русскоязычном сегменте интернета музыкальный сайт Zaycev.net в связи с мировым соглашением сторон. Портал и компания, представляющая интересы Константина Меладзе, заключили ранее мирное соглашение, условия которого были скорректированы во время заседания.

Блокировка сайтов с информацией о суицидах

В начале января Роспотребнадзор представил статистику, в соответствии с которой надзорное ведомство с 2012 года заблокировал 8 тысяч сайтов с информацией о суицидах. Позже Роспотребнадзор подготовил проект рекомендаций для СМИ по особенностям освещения информации о случаях самоубийства.

В мае 2016 «Новая газета» опубликовала резонансное расследование, в котором рассказала о закрытых группах в соцсетях, подстрекающих подростков к самоубийству. По данным родителей погибших детей и автора материала, за последние полгода не менее 130 подростков, находившихся в одних и тех же закрытых группах в «ВКонтакте», совершили суицид. Позднее свои расследования опубликовали и другие издания.

После публикации «Новой газеты» Роскомнадзор совместно с Роспотребнадзором объявили проверку группы во «Вконтакте».

19 декабря глава Роскомнадзора Александр Жаров заявил о блокировке всех открытых интернет-ресурсов о самоубийствах. «Нами на сегодняшний день заблокировано более 10 тысяч сообществ и сайтов, которые эту информацию распространяли», - сообщил глава ведомства.

Позже представители СК заявили о целесообразности «проработать вопрос» об изменении законодательства, установив уголовную ответственность «за склонение несовершеннолетнего к совершению суицида и содействие ему в этом».

Самые резонансные иски по диффамации

В апреле Мещанский суд города Москвы частично удовлетворил иск о защите чести и достоинства, который подала ветеран Сталинградской битвы Марина Михалицина к дизайнеру и блогеру Артемию Лебедеву. Поводом для разбирательства стала запись в «Живом журнале». Михалицина потребовала от Лебедева удалить запись в ЖЖ, которая, по ее мнению, оскорбляла память участников войны, и компенсировать моральный вред в размере одного миллиона рублей. Суд согласился с требованием ветерана удалить запись, однако сократил сумму компенсации до 500 тысяч рублей.

В апреле Мосгорсуд признал законным взыскание с блогера Алексея Навального более 400 тыс. рублей в пользу сенатора Дмитрия Саблина по иску о защите чести и достоинства. Поводом для обращения в суд стала публикация блогера о том, что сенатор якобы нажил имущество преступным путем.

В мае лидер ЛДПР Владимир Жириновский подал в суд на News Media Арама Габрелянова. Поводом для иска послужило высказывание доцента кафедры истории русской философии философского факультета МГУ Бориса Межуева, назвавшего диссертацию политика липовой в эфире «Русской службы новостей».

В апреле полиция возбудила по заявлению бывшего следователя МВД Павла Карпова уголовное дело о клевете против оппозиционера Алексея Навального. Поводом к заявлению послужили пять упоминаний Навального в блогах и социальных сетях четырехсерийного фильма "Каста неприкасаемых", в котором утверждается причастность Карпова к гибели сотрудника фонда Hermitage Capital Сергея Магнитского в 2009 году.

В июле суд отклонил иск о защите чести и достоинства оппозиционера Алексея Навального к ВГТРК, автору и ведущему программы "Вести недели" Дмитрию Киселеву и журналисту Евгению Попову. Навальный подал иск к ВГТРК и авторам программы "Вести недели" после сюжета, в котором заявлялось о финансировании его деятельности британской разведкой МИ-6, а также приводились документы и переписка, по утверждению авторов, свидетельствующие о его связях с главой фонда Hermitage Уильямом Браудером.

В июле суд отказался удовлетворить иск экс-сенатора и банкира Глеба Фетисова о защите чести и достоинства к газете "Коммерсант". Поводом для иска послужила публикация по названием ""Вия" вызвали в суд". Фетисов требовал от газеты опровержения информации, в которой его имя связывается с убытками, понесенными создателями фильма "Вий".

Арестованный замглавы московского управления СКР Денис Никандров подал иск к Life о защите чести и достоинства, т.к. отрицал, что при обыске у него дома нашли €400 тыс., полученные от Шакро Молодого. 

В августе Центробанк подал в суд на журналиста Олега Лурье, опубликовавшего в своем  блоге в LiveJournal материал о якобы имеющихся зарубежных незадекларированных счетах у руководителя главного управления ЦБ по ЦФО.

В сентябре было возбуждено уголовное дело о клевете в адрес бывшего вице-губернатора Краснодарского края Александра Ремезкова в отношении лидеров "Экологической вахты по Северному Кавказу" Андрея Рудомахи и Дмитрия Шевченко. Ремезков обвиняет экологов в клевете, отрицая, что у него есть дачи в Туапсинском и Динском районах Краснодарского края, о которых неоднократно заявляли активисты

Режиссер Никита Михалков  подал иск к РБК в связи с публикацией на сайте издания статей "МВД начало проверку связанной с Михалковым фирмы из-за анонимного допроса" и "Михалков получил право еще десять лет собирать "налог на болванки", а также публикацией изображения режиссера. В апреле Гагаринский суд Москвы отказал в удовлетворении исковых требований. А в декабре Савеловский суд Москвы отказал в удовлетворении аналогичного иска на 2 млн рублей к РИА "ФедералПресс", ООО "ФедералПресс. Медиа", ООО "Айньюс" и газете "Известия".

В октябре «Новая газета» подала иск к члену Общественной палаты России Артему Кирьянову и информационному агентству ТАСС. СМИ требует опровергнуть публикацию ТАСС об иностранном финансировании расследований газеты

В сентябре Останкинский суд Москвы удовлетворил в полном объеме исковые требования руководителя «Роснефти» Игоря Сечина к газете «Ведомости» о защите неприкосновенности частной жизни. Суд постановил удалить с официального сайта газеты публикацию про дом истца в элитном подмосковном поселке Барвиха и опубликовать на сайте издания решение суда. Также суд обязал газету уничтожить весь сохранившийся тираж и запретить воспроизведение публикации либо отрывков из нее. Материальных требований к газете Сечин не предъявлял.

В октябре Басманный суд Москвы удовлетворил иск о защите чести и достоинства Сечина к "Новой газете" и журналисту Роману Анину. Поводом для обращения в суд стал размещенный материал о дорогостоящей яхте, якобы принадлежащей главе "Роснефти" и его супруге. Суд обязал "Новую газету" опубликовать на сайте и в печатном номере опровержение в форме сообщения о том, что судом признаны не соответствующими действительности и порочащими сведения о том, что Сечин связан с дорогостоящей яхтой, его расходы и расходы его семьи превышают официальные доходы, а также что он их скрывает.

В декабре Арбитражный суд Москвы частично удовлетворил иск "Роснефти" к медиахолдингу РБК о защите чести и деловой репутации, взыскав 390 тыс. руб. Ответчик требовал у суда взыскать с издания рекордную для российских СМИ сумму в качестве компенсации репутационного вреда — более 3 млрд руб. Претензии «Роснефти» вызвала ​статья «Сечин попросил правительство защитить «Роснефть» от BP», опубликованная на сайте и в газете РБК и озвученная в эфире телеканала РБК в начале апреля.  В статье со ссылкой на источники утверждалось, что покупателей 19,5% акций «Роснефти», которые правительство планирует продать в 2016 году, могут обязать не заключать акционерное соглашение с BP, владеющей 19,75% нефтяной компании.

Уголовные преследования за экстремизм и оскорбление чувств верующих

  • Председатель комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая обратилась в Генпрокуратуру с просьбой проверить на экстремизм статью Андрея Пионтковского о Чечне на сайте «Эха Москвы»

  • В мировом суде Промышленного района Ставрополя прошли предварительные слушания по делу об оскорблении чувств верующих  в отношении местного жителя Виктора Краснова. Причиной уголовного преследования стали комментарии обвиняемого в социальной сети «ВКонтакте». Виктора Краснова обвинили в оскорблении чувств верующих два участника дискуссии, которая разгорелась на пространстве соцсети. В результате оппоненты пожаловались на Краснова в правоохранительные органы, было возбуждено уголовное дело.

  • Депутат заксобрания Санкт-Петербурга Максим Резник обратился в Генпрокуратуру с просьбой проверить высказывания главы Чечни Рамзана Кадырова об оппозиции на экстремизм. По словам Резника, высказывание чеченского лидера, назвавшего внесистемную оппозицию «предателями» и «врагами народа», может быть расценено как публичный призыв к антиконституционным действиям. Впоследствии Роскомнадзор не нашел нарушений законодательства в статье Кадырова под названием «Шакалы будут наказаны по закону Российской Федерации», опубликованном в газете «Известия».
  • Прокуратура Белгородской области возбудила уголовное дело о публичных призывах к экстремистской и террористической деятельности в отношении 18-летнего жителя Белгорода. По данным правоохранителей, молодой человек разместил на своей странице в социальной сети «материалы, содержащий призывы к совершению преступлений по мотивам идеологической ненависти либо вражды в рамках идеологии нацизма».
  • Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело против пользователя соцсети «ВКонтакте», опубликовавшего в одном из сообществ «комментарий, в котором содержатся унизительные характеристики и отрицательные эмоциональные оценки ряда религиозных групп и социальной группы „атеисты“». Дело заведено по «экстремистской» статье о возбуждении ненависти. Подозреваемый — 19-летний житель города Котлас Архангельской области. Комментарий, послуживший поводом к возбуждению уголовного дела, он оставил  в августе 2014 года.
  • 47-летнюю мать-одиночку из Екатеринбурга осудили за экстремизм. Поводом для разбирательства стали публикации на ее странице «ВКонтакте», в частности о российских добровольцах в Донбассе. Прокуратура посчитала, что критические записи оскорбительны для наших соотечественников. Правоохранителей также насторожила карикатура на Владимира Путина, который склонился с ножом над картой юго-востока Украины.
  • Генеральная прокуратура нашла призывы к нарушению территориальной целостности и призывы к терроризму в статье Андрея Пионтковского «Бомба, готовая взорваться». Статья публициста Пионтковского, в которой автор рассуждал о будущем Чеченской Республики в составе России, была опубликована на сайте «Эха Москвы». Генпрокуратура направила материалы в ФСБ, которая должна была решить вопрос об уголовном преследовании.
  • В феврале вступило в силу решение о закрытии паблика MDK во "ВКонтакте". весной прошлого года в прокуратуру Центрального района поступило заявление от жителей Петербурга о том, что в сообществе MDK были размещены оскорбляющие Иисуса Христа изображения и надписи.
  • В феврале популярный блогер Антон Носик стал фигурантом уголовного дела об экстремизме. Поводом для этого стал пост Носика в своём ЖЖ о том, что для него, «как и любого израильтянина», Сирия всегда была и остается «реальным военным противником», и «горячо приветствовал» авиаудары по территории Сирии. 3 октября Пресненский суд Москвы признал блогера виновным по уголовному делу об экстремизме и приговорил его к штрафу в 500 тыс. руб. (впоследствии сумма штрафа была снижена до 300 тыс.руб.)  Сам Носик отказался удалять свой пост. Свою вину он не признал.
  • В марте в городе Цивильск (Чувашия) 62-летнему пенсионеру-охраннику асфальтобетонного завода Николаю Егорову было предъявлено обвинение в экстремизме за репост в «ВКонтакте». Поводом послужил репост материала публициста Бориса Стомахина на личной странице пенсионера.
  • В апреле в Зеленограде суд приговорил Майю Кравченко к полутора годам условного заключения за антимусульманский комментарий на одном из зеленоградских интернет-СМИ. Спорный комментатор в резкой форме выразил недовольство традицией приносить на праздник в жертву животных и высказал призывы к насильственным действиям.
  • В Крыму завели дело об экстремизме на журналиста филиала "Радио Свобода". Публикация журналиста была посвящена так называемой блокаде Крыма украинскими активистами. По словам на тот момент прокурора Натальи Поклонской, подобные материалы расценивают как оправдание терроризма.
  • В апреле сайт интернет-издания "Крым. Реалии" был заблокирован в России в связи с подозрениями в экстремистской деятельности. Поклонская заявила тогда, что публикации проекта "содержат в себе оправдание диверсий, экстремизм и бесконечную дискредитацию органов власти в Крыму, разжигание межнациональной вражды". Позже Роскомнадзор разблокировал сайт, т.к. администрацией были выполнены все необходимые условия.
  • В мае в городе Ангарск Иркутской области суд приговорил к одному году и четырем месяцам лишения свободы заключенного одной из колоний за публикацию стихотворения в «ВКонтакте». По версии следствия, отбывающий наказание в колонии №7 мужчина опубликовал на своей страничке в соцсети стихотворение, призывающее к ксенофобному насилию и насилию в отношении гомосексуалов, антифашистов и наркоманов.
  • Управление СКР по Татарстану возбудило уголовное дело по статье "Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма" в отношении жителя республики, который в соцсети высказался по поводу теракта в гей-клубе в американском городе Орландо.
  • Тверской областной суд отклонил апелляционную жалобу на приговор в отношении инженера-механика Андрея Бубеева, в соответствии с которым ему было назначено лишение свободы сроком на 2 года и 3 месяца в колонии-поселении за репост одного материала о Крыме. Поводом для уголовного преследования послужили  репост материала "Крым — это Украина" публициста Бориса Стомахиина и 1 картинка на эту же тему на собственной странице «Вконтакте».
  • В сентябре Верховный суд России оставил в силе приговор пермскому блогеру Владимиру Лузгину за репост статьи. Ранее суд приговорил Лузгина к штрафу в 200 тысяч рублей, признав его виновным в публичном отрицании решений Нюрнбергского процесса и распространении ложных сведений о деятельности СССР в годы Второй мировой войны.
  • Московский окружной военный суд вынес обвинительный приговор 19-летней жительнице Красноярска, опубликовавшей в Интернете изображение казни с незаконным комментарием. Как было доказано в суде, осуждённая разместила в Интернете на своей персональной странице изображение казни американского журналиста Николаса Берга международным террористом Абу Мусаб аз-Заркави - лидером террористической группировки "Мунтада аль-Ансар" (признанной террористической и запрещенной на территории России).
  • В ноябре ВС РФ принял постановление о внесении изменений в постановление Пленума ВС от 28 июня 2011 года № 11 "О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности". Судья ВС Олег Зателепин в ходе своего доклада отметил наличие проблем при квалификации репостов в соцсетях, обратив внимание на руководящие разъяснения новой редакции постановления Пленума в части необходимости более детальной оценки действий, расцениваемых как возбуждение ненависти и вражды.
  • 23 ноября в суде начался процесс по делу журналиста РБК Александра Соколова. Он и еще трое его единомышленников обвиняются по статье 282.2 УК РФ (продолжение деятельности запрещенной экстремистской организации) — за идею провести референдум, оценивающий деятельность президента Владимира Путина и всех последующих руководителей страны.

Источник: Центр защиты прав СМИ