Юридический блок VII рекламно-правового форума: вопросы и ответы

12 Декабря 2017

Издатели задали свои вопросы в сфере рекламного законодательства на VII рекламно-правовом форуме. В дискуссии принимали участие старший юрист Центра защиты прав СМИ Светлана Кузеванова, заместитель начальника Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России Татьяна Никитина, управляющий партнер коллегии юристов СМИ Федор Кравченко, руководитель юридического департамента EMG Дмитрий Григорьев.

В начале встречи Татьяна Никитина рассказала об изменениях в законе о рекламе. В 2017 году ФАС стал активно применять новую норму КоАП, согласно которой за впервые совершенное правонарушение штраф малому и среднему бизнесу заменяется на предупреждение, за исключением случаев, когда речь идет о причинении вреда (или угрозе причинения вреда) жизни и здоровью объекта животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия, посягательствах на безопасность государства, а также о наличии имущественного ущерба.

С 2017 года в России действуют поправки об увеличении объема рекламы в печатных СМИ до 45%. Госдума рассматривает законопроект об увеличении продолжительности рекламы на региональных телеканалах, подающейся с помощью бегущей строки (до 20-35% в зависимости от передачи).

В 2018 году ФАС прекратит плановые проверки соблюдения антимонопольного законодательства в сферах рекламы и тарифов. Так Правительство России надеется снизить административную нагрузку на бизнес. Ведомство сохранит внеплановые проверки, основаниями для проведения которых являются жалобы граждан и материалы правоохранительных органов.

Эксперты ответили на вопросы издателей:

Клиент предлагает разместить в газете рекламу услуги пожизненной ренты. В рекламе должно быть указано, кто плательщик. Как нам поступить?

В случае, если рекламодатель является посредником при заключении договора ренты или договора пожизненного содержания с иждивением, рекламная услуга заключения таких договоров должна содержать указание, что плательщиком ренты будет другое лицо. Но в законе не указано, что вы должны это лицо детализировать.

Рекламодатель хотел разместить в газете рекламу о деятельности спортивной конторы (ставки) Зная, что только специализированные издания могут размещать информацию, связанную с чемпионатом мира по футболу, можно ли размещать в нашей газете такую рекламу относительно других спортивных соревнований?

Такая реклама допускается к размещению в специализированных СМИ. Ее можно публиковать, если газета зарегистрирована как рекламное или спортивное издание.

В статье о БАДах есть формулировка, что они «не должны нести в себе образ лекарственного средства». Можете конкретизировать эти случаи?

Описать в законе полный перечень случаев, когда БАД создает образ лекарственного средства, нельзя. Есть разъяснения, полученные из судебной практики. Например, пленум Высшего Арбитражного суда постановил, что созданием впечатления является указание в рекламе на симптоматику или заболевание с сообщением, что наступит некое облегчение.

Законопослушные СМИ исполняют ограничения, установленные законодательством в рекламе лекарств и БАДов. Но на рынок вышли недобросовестные издания, рекламирующие лекарства и БАДы. Эти газеты распространяют бесплатно по почтовым ящикам, в самом издании нет выходных данных. Как мне писать жалобу?

ФАС в курсе подобных случаев, но найти издателя действительно сложно. Служба сама не ведет оперативно-розыскную деятельность, поэтому чем больше информации вы предоставите, тем быстрее пройдет проверка. Можно попробовать найти издателя через рекламщиков, почтальонов, типографию. К подаче заявления нужно приложить эту газету. Если служба поймет, что нарушается иное законодательство, то к проверке подключатся правоохранительные органы.

Как ФАС работает с нарушениями рекламного законодательства в Интернете - на порталах, блогах, соцсетях?

В службу приходят жалобы, но часто они касаются сайтов компаний, страничек в соцсетях, которые не относятся к рекламе. Сама процедура не отличается от работы с печатными СМИ или телевидением: нарушение рекламного законодательства нужно зафиксировать. То есть запечатлеть страницу портала, желательно заверить ее у нотариуса. Можно подать заявление без подтверждений, но ко времени проверки реклама может исчезнуть.
Совет юристов: для себя мы определили другой действенный способ - скриншот и видео. В ролике необходимо запечатлеть полный процесс захода на сайт и его просмотр. Это более убедительное доказательство, чем просто скриншот, но менее убедительное, чем нотариальное заверение.

В рекламе аптек без указания конкретных препаратов нужно ставить предупреждение «необходимо ознакомиться с инструкцией»?

Закон о рекламе говорит, что реклама продавца лекарственных препаратов должна соблюдать требования к рекламе лекарственных препаратов. Соответственно, предупреждение нужно. Но также существует разъяснение, согласно которому реклама медицинской деятельности и медицинской услуги разделены, в рекламе медицинской деятельности не надо давать предупреждение, поскольку там нет медицинской услуги. Но решения Верховного суда по этому вопросу нет, а практика может различаться. Строго по закону предупреждение нужно указывать до тех пор, пока суды не скажут обратное.


Источник: АНРИ

Фото: pixabay.com