Фонд «Центр Защиты Прав СМИ»
Защищаем тех,
кто не боится говорить

Что нужно знать о возрастной маркировке в СМИ?

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Фондом «Центр Защиты Прав СМИ» либо касается деятельности иностранного агента Фонда «Центр Защиты Прав СМИ»

С 2012 года СМИ обязаны классифицировать контент и  маркировать его возрастными знаками информационной продукции. Из-за сложности закона маркировка вызывает достаточно много вопросов. При этом за нарушение закона предусмотрены высокие штрафы. В этой рекомендации вы найдете все, что нужно знать о возрастной маркировке.

 

1. КТО И КАК ДОЛЖЕН МАРКИРОВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ? 

Обязанность маркировать информационную продукцию появилась в России в 2012 году. Она закреплена федеральным законом «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Согласно документу есть пять знаков  информационной продукции: 0+; 6+; 12+; 16+ и 18+.

Информационная продукция — это предназначенные для оборота на территории России продукция СМИ, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы ЭВМ и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, интернета и сетей подвижной радиотелефонной связи.

Классифицировать информационную продукцию должен ее производитель и (или) распространитель. Например, в случае с интернет-СМИ это редакция (если она зарегистрирована как юрлицо) или учредитель.

Маркировать нужно информацию, которая распространяется: 

  • на сайтах, зарегистрированных как СМИ;
  • в периодических печатных изданиях (за исключением общественно-политических и производственно-практического характера);
  • на теле- и радиоканалах;
  •  на аудиовизуальных сервисах, можно купить, скачать или посмотреть какое-то аудиовизуальное произведение. К ним, например, относятся онлайн-кинотеатры.

Также маркировке подлежат книги, компакт-диски и т.д.

При классификации нужно учитывать: 

1. Тематику, жанр, содержание и художественное оформление информации.

2. Особенность восприятия информации детьми определенного возраста.

3. Вероятность причинения вреда здоровью или развитию детей этим контентом.

 

2. ЧТО МОЖНО НЕ МАРКИРОВАТЬ? 

К исключениям, которые можно распространять без обязательной маркировки знаком информационной продукции, относятся:

1. Телепрограммы, которые идут в прямом эфире.

2. Информационная продукция, распространяемая посредством радиовещания. В этом случае речь идет о конкретных программах на радио, которые маркировать не нужно.

3. Информационная продукция, демонстрируемая посредством зрелищных мероприятий. Зрелищные мероприятия — это демонстрация информационной продукции в месте, доступном для детей, и в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, в том числе посредством проведения театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий (анонсы таких мероприятий нужно маркировать).

4. Общественно-политические и производственно-практические  периодические печатные издания (в том числе и региональные).

5. Информация, размещенная в интернете, за исключением сетевых изданий и аудиовизуальных сервисов.

6. Комментарии, опубликованные читателями онлайн-СМИ.

7. Учебники и учебные пособия, рекомендованные Министерством образования.

Действие закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» не распространяется на рекламные материалы, за исключением рекламы зрелищных мероприятий. Размер знака информационной продукции должен составлять не менее чем 5% площади афиши или иного объявления о проведении соответствующего зрелищного мероприятия, объявления о кино- или видеопоказе.

 

3. ТРЕБОВАНИЯ К МАРКИРОВКЕ 

Знак информационной продукции, которым маркируется то или иное СМИ, должен соответствовать самой старшей возрастной категории информационной продукции. Это значит, что, например, если в вашем СМИ указан знак 16+, вы не имеете права публиковать информацию, запрещенную для детей.

Для каждого вида СМИ установлены свои требования, которым должен соответствовать знак информационной продукции.

1. Требования для сетевых изданий (интернет-СМИ): 

→ Знак информационной продукции должен быть указан в верхней части главной страницы сайта и должен соответствовать самой старшей возрастной категории информационной продукции, размещенной на сайте. Лучше, если область логотипа и знака будут закреплены для всех страниц сайта.

→ По размеру он должен быть не меньше 75% от подзаголовка или не меньше размера основного шрифта с применением полужирного начертания, или не меньше 20% от основной информационной колонки.

→ Знак должен быть выполнен в контрастном заголовку издания цвете.

→ Саму новостную ленту маркировать не надо. Также не маркируются комментарии, которые размещают читатели.

2. Требования для телеканалов

→ Знак информационной продукции в программе телепередач должен соответствовать знаку информационной продукции программы, выходящей в эфир.

Ее категория определяется и обозначается знаком продукции, размещаемым с соблюдением требований соответствующих технических регламентов ее производителями или распространителями.

→ Знак должен быть указан для каждой передачи в телепрограммах, а также в транслируемых программах и передачах, которые предназначены для детей старше 12 лет или 16 лет, или запрещенных для детей.

→ Знак должен присутствовать при трансляции музыкальных клипов,если она происходит вне рамок маркируемых тематических блоков, или если клипы имеют возрастную маркировку выше, чем весь остальной контент.

→ Знак должен располагаться в углу кадра и быть не меньше логотипа телеканала, который определяется сравнением площадей фигур (знака информационной продукции и логотипа) путем их вписывания в прямоугольник (квадрат). В случае использования дополнительных визуальных эффектов при оформлении эфира телеканала в связи с праздничными днями, памятными датами или иными событиями эффекты, наложенные поверх или под логотип, должны учитываться при вычислении площади знака информационной продукции. Знак информационной продукции должен быть контрастным по отношению к логотипу при использовании дополнительных визуальных эффектов.

→ Показывать знак информационной продукции нужно в начале каждой новой программы, а также при каждом возобновлении трансляции (например, после рекламы).

→ Продолжительность показа знака — не менее 8 секунд.

→ Знак не должен накладываться на логотип канала или программы, субтитры или другие надписи и знаки.

3. Требования к радио:

→ Возрастная маркировка должна быть в программе радиопередач для конкретной программы.

→ Сообщать о возрастной маркировке нужно не менее четырех раз в сутки или при каждом выходе радиопрограммы в эфир. Причем сообщение должно быть четким, посторонние звуки не должны его перекрывать.

4. Требования к печатным периодическим изданиям: 

→ Знак должен быть указан на первой полосе. Он должен соответствовать самой старшей возрастной категории контента, распространяемого в этом конкретном выпуске. При этом  анализировать и присваивать актуальную возрастную маркировку нужно каждому номеру газеты или журнала.

→ Знак должен быть по размеру не меньше логотипа или шрифтов, которые используются на первой полосе.

→ Цвет знака должен отличаться от цвета шрифта и подложек.

→ Шрифт знака не должен быть таким же, как основой шрифт первой полосы.

 

4. КОГДА СТАВИТЬ ТОТ ИЛИ ИНОЙ ЗНАК? 

Знак 0+

К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информация, которая не причиняет вред здоровью и развитию детей. Это информационная продукция, которая содержит оправданные ее жанром или сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического или психического насилия. Исключение — сцены сексуального насилия. Важное условие — обязательно должно быть торжество добра над злом, выражение сострадания к жертве и осуждение насилия. Классический пример информационной продукции 0+ — сказка “Колобок”.

Знак 6+:

К этой категории относится та же продукция, что и к категории 0+, но сюда добавляются:

1. Кратковременные и ненатуралистические изображения или описания человеческих заболеваний (за исключением тяжелых болезней) и их последствий. Форма не должна унижать человеческое достоинство.

2. Ненатуралистические изображения или описания несчастных случаев, аварий, катастроф или ненасильственной смерти. В этом случае не должно быть демонстрации их последствий, которые могут вызвать у детей страх, панику или ужас.

3. Эпизодические изображения антиобщественных действий или преступлений. Они не должны побуждать детей к их совершению, а также контент не должен оправдывать допустимость преступлений. Важное условие — в материале должно быть осуждение преступников и нарушителей.

Знак 12+:

В категории к разрешенному контенту добавляются:

1. Эпизоды с изображением или описанием жестокости и насилия (за исключением сексуального). В этом случае не должно быть натуралистических подробностей убийства или избиения. Также должно быть выражено сострадание к жертве и осуждение жестокости и насилия.  Исключение — случаи, когда насилие применяется в целях защиты прав граждан или интересов общества и государства.

2. Изображение или описание антиобщественных действий, например, употребления алкоголя, участия в азартных играх, бродяжничество, а также эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотиков, психотропных средств или табачной продукции. Оно не должно побуждать к действию или оправдывать допустимость антиобщественных действий или употребления нартиков и т.д.

3. Эпизодические ненатуралистические описания или изображения половых отношений (изображения или описания действий сексуального характера быть не должно). Но они не должны носить возбуждающий или оскорбляющий характер.

 Знак 16+:

К этой категории относится информация, распространение которой ограничено:

1. Изображения или описание несчастных случаев, аварий, катастроф, заболеваний и смерти без натуралистических подробностей последствий.

2. Описание или изображение жестокости и насилия (за исключением сексуального) также без натуралистического показа убийства или избиений. Информация должна вызывать сострадание к жертве и осуждение самого насилия.

3. Информация о наркотических и психотропных веществах (без демонстрации), об опасных последствиях потребления таких вещества с демонстрацией, то только если выражается осуждение и есть указание на опасность их потребления.

4. Отдельные бранные слова, не относящиеся к нецензурным.

5. Изображение или описание половых отношений, не эксплуатирующие интерес к сексу и не носящие оскорбительный характер. Исключение — описание и изображение действий сексуального характера.

Категория 18+:

Запрещена для распространения среди детей (то есть относится к категории 18+) информация, которая:

1. Побуждает детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству, либо жизни и (или) здоровью иных лиц, либо направленная на склонение или иное вовлечение детей в совершение таких действий.

2. Способна вызвать желание попробовать наркотики, алкоголь, табачные изделия, психотропные или одурманивающие вещества, а также вызывающая интерес к азартным играм, занятию проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством.

3. Обосновывает или оправдывает допустимость насилия и жестокости к людям или животными, а также побуждает к насильственным действиям.

4. Отрицает семейные ценности, пропагандирует нетрадиционные сексуальные отношения, формирует неуважение к родителям или другим членам семьи.

5. Оправдывает противоправное поведение.

6. Содержит нецензурную брать.

7. Содержит порнографические материалы.

8. Содержит данные несовершеннолетних, пострадавших в результате преступлений. Например, его ФИО, его изображение, дату рождения, место жительства, имена или изображения его родителей или другие данные, позволяющие прямо или косвенно идентифицировать ребенка.

Издания, содержащие такую информацию, не должны распространяться в местах, предназначенных для детей, например, в образовательных учреждениях, детских медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организациях, организациях культуры, организациях отдыха и оздоровления детей. Также запрещено распространять их на расстоянии менее чем сто метров от границ территорий детских организаций.

Кроме того, если место распространения доступно для детей (например, книжный магазин), то печатная продукция должна продаваться только в запечатанных упаковках. Обложка не должна содержать информацию, относящуюся к категории 18+.

 

5. КАКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРЕДУСМОТРЕНА ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ МАРКИРОВКИ? 

Ответственность за нарушение закона предусмотрена частью 2 статья 13.21 КоАП РФ. Согласно ей нарушение правил распространение информации среди детей влечет:

—для граждан — штраф от 2 тыс. до 3 тыс. рублей с конфискацией предмета правонарушения;

— для должностных лиц — штраф от 5 тыс. до 20 тыс. рублей с конфискацией предмета административного правонарушения;

— для юридических лиц — штраф от 20 тыс. до 200 тыс. рублей с конфискацией предмета правонарушения.

Менее суровое наказание предусмотрено в случае, если без знака информационной продукции или с не соответствующим знаком опубликованы программы теле- или радиопередач, а также перечни и каталоги информационной продукции:

— для граждан — штраф от 1 тыс. до 2 тыс. рублей;

— для должностных лиц — штраф от 3 тыс. до 7 тыс. рублей

—для юридических штраф от 10 тыс. до 50 тыс. рублей (ч. 2.1 ст. 13.21 КоАП РФ).

 

6. ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ПОЛУЧИЛИ ПРЕТЕНЗИЮ ОТ РОСКОМНАДЗОРА?

Если вы все-таки нарушили требования закона о «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», Роскомнадзор может составить протокол, после чего решение о штрафе будет принимать суд. Если вы получили уведомление от Роскомнадзора, вам необходимо:

1. Собрать все документы, указанные в уведомлении, например, ваш паспорт, устав редакции, приказ о назначении главного редактора и т.д. и вместе с этими документами в указанный день прийти в управление Роскомнадзора для подписания протокола.

2. В управлении вам необходимо ознакомиться с предъявленными требованиями и проанализировать их правомерность. Например, вам нужно оценить необходимость маркировки спорного материала и фактическое соответствие знака информационной продукции установленным критериям.

3. Если вы не особо разбираетесь в теме и не проконсультировались с юристом, то не стоит давать какие-либо пояснения или признавать вину. В протоколе в графе «Объяснения физического лица» стоит написать, что вы не согласны с претензиями, а позиция будет представлена в суде. Это никак не повлияет на назначение штрафа.

4. Если вы можете сами составить письменную позицию, то ее можно приобщить к протоколу. Если же у вас нет опыта в ее составлении, то лучше обратиться к юристам.

 

Чтобы не пропустить новые рекомендации в сфере медиаправа и анонсы бесплатных вебинаров, подписывайтесь на наши странички FacebookВКонтакте и канал Telegram — зрим в корень, пишем по делу, иногда шутим.

 

Источник: Центр защиты прав СМИ