Центр защиты прав СМИ
Защищаем тех,
кто не боится говорить

Facebook забанил целую сеть аккаунтов, распространявших мемы против западных вакцин (на английском, испанском и других языках). Она координировалась из России

В отчете за июль 2021 года руководство Facebook рассказало об удалении аккаунтов, распространявших дезинформацию о западных вакцинах от коронавируса; соцсеть выявила и забанила 63 аккаунта в самом фейсбуке и еще 243 в инстаграме. Все они постили мемы о предполагаемой опасности западных вакцин, в основном AstraZeneca, и размещали комментарии к другим постам на английском, хинди, испанском и португальском.

Мемы были, например, такие: кадр из из оригинального фильма «Планета обезьян» 1968 года, на котором охранники-шимпанзе тащат жертву-человека из клетки. К картинке подпись на хинди: «Давай, Уолтер, не бойся, AstraZeneca — безопасная вакцина, мы сами уже привились».

«Наше расследование обнаружило связь между этой кампанией и Fazze, подразделением зарегистрированного в Великобритании рекламного агентства, которое в основном вело свою деятельность из России», — говорится в пресс-релизе Facebook.

Карикатуры, очень похожие на те, что удалила соцсеть, демонстрировал в выпуске еженедельной итоговой программы «Вести недели» на телеканале «Россия 1» от 13 сентября 2020 года ведущий Дмитрий Киселев, называя оксфордскую вакцину «обезьяньей». В них обыгрывается тот же сюжет: мол, человек, привившийся AstraZeneca, превращается в шимпанзе, ведь эта вакцина изготовлена на платформе аденовируса обезьяны, а не человека.

На это еще в октябре 2020 года обратила внимание британская газета The Times в своем расследовании. В нем рассказывалось, как некие связанные с Россией люди пытались распространять в интернете мемы, дискредитирующие вакцину AstraZeneca, на потенциальных рынках сбыта российской вакцины «Спутник V» — в частности, в Индии и Бразилии.

Тогда представители российских властей отрицали, что Россия может иметь какое-то отношение к кампании по дискредитации западных вакцин, в частности, AstraZeneca. «Россия никого не дезинформирует, Россия гордо говорит о своих успехах, Россия делится своими успехами в области первой в мире зарегистрированной вакцины, эффективность которой уже многократно доказана», — заявил в октябре 2020 года на брифинге пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков.

Пик кампании в соцсетях с мемами про «обезьянью вакцину», по информации Facebook, пришелся на ноябрь — декабрь 2020 года. А сошла она на нет в начале января 2021 года, когда правительства Аргентины, Индии и Бразилии одобрили экстренное использование вакцины AstraZeneca.

Как утверждает пресс-служба Facebook, успех этой кампании был минимальным: большинство постов получило ноль лайков, а самый популярный — всего пять. Но спустя пять месяцев началась вторая волна активности той же сети аккаунтов, ставящая под сомнение безопасность вакцины Pfizer, говорится в пресс-релизе соцсети.

На этот раз, в мае 2021-го, рекламное агентство Fazze решило задействовать еще и известных ютьюб-блогеров, и о кампании против вакцин быстро стало известно. Как выяснили в своих расследованиях журналисты из нескольких СМИ, в том числе из «Медузы», в мае 2021 года ряд известных ютьюб-блогеров из Франции, Германии и других стран получили письма от рекламного агентства под названием Fazze с предложением за крупный гонорар от анонимного клиента разместить у себя данные о якобы повышенной смертности от вакцины компании Pfizer. Блогерам предлагалось рассказать об этом от своего имени, не упоминая о заказном характере этой информации. Вместо того, чтобы принять это предложение, двое из тех, кому оно поступило — французский блогер Лео Грассе и Мирко Дрочманн из Германии, — написали об этом в твиттере и поделились подробностями с журналистами.

Хотя письма блогерам рассылались от имени агентства Fazze, в реальности эта компания называется иначе — Adnow, или «Эднау». Под таким названием в Москве по одному и тому же адресу рядом с метро «Нахимовский проспект» зарегистрировано два юрлица. Одно из них осенью 2020 года, как выяснила «Медуза», нанимало в России менеджеров со знанием иностранных языков для проведения рекламных кампаний в интернете, схожих по тактике с той, которую разоблачили западные блогеры. Хотя в объявлении на сайте вакансий была указана другая компания, договоры с подрядчиками она заключала от имени «Эднау Технолоджи». А рекламные предложения блогерам менеджеры при этом должны были рассылать от имени агентства Fazze. Журналистам Би-би-си удалось обнаружить соучредителя английской Adnow, который заверил их, что ему ничего не известно о дезинформации против западных вакцин, а сама компания — одним из основателей которой является гражданин России — находится в стадии ликвидации.

А среди руководителей нескольких российских юрлиц, связанных с Adnow, в расследовании «Радио Свобода» упоминается, например, Юлия Серебрянская, возглавлявшая в 2007 году отдел политической рекламы центрального исполкома партии «Единая Россия» (так указано на сайте основанного ею в 2017 году движения «Русская инициатива»).

Кто был реальным заказчиком этих кампаний в соцсетях, направленных на дискредитацию западных вакцин, до сих пор неясно. Сразу же после того, как о предложениях блогерам стало известно, все сотрудники агентства Fazze и компании Adnow немедленно удалили все следы своего присутствия в интернете. Руководство компании также до сих пор не ответило на вопросы ни одного из журналистов.

Facebook в рамках борьбы с антипрививочной дезинформацией на своих платформах удалил все аккаунты, связанные с Fazze. И отметил, что обе волны организованной антирекламы конкретных вакцин — против AstraZeneca и Pfizer — по времени и направленности на конкретные страны совпадали с обсуждением их правительствами срочного одобрения именно этих вакцин.

 

Источник: Алексей Ковалев, Медуза*

Фото: pexels.com

*признано СМИ-иностранным агентом