Фонд «Центр Защиты Прав СМИ»
Защищаем тех,
кто не боится говорить

Угроза свободе интернета в России: заявление правозащитных организаций

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Фондом «Центр Защиты Прав СМИ» либо касается деятельности иностранного агента Фонда «Центр Защиты Прав СМИ»

Представители 52 российских и международных организаций сфере прав человека, медиа и свободы интернета по итогам сессии Совета по правам человека ООН выпустили совместное заявление.

Пункт 4 Общей дискуссии Устное заявление 27 июня 2018 представлено ARTICLE 19

Спасибо, г-н Президент,

Проводимая Российской Федерацией политика, нацеленная на быстрое и значительное сокращение свободы интернета, негативно сказывается на правах граждан России и интернет-пользователей по всему миру. Последовательно принимая все новые реакционные законодательные акты, противоречащие международным стандартам в сфере свободы выражения мнения, доступа к информации и права на неприкосновенность частной жизни, а также осуществляя неоправданное давление на интернет-посредников, Российская Федерация создает механизм, который будучи в полной мере реализованным, не только чрезвычайно ограничит свободное распространение информации в интернете, но, потенциально, предоставит российским властям доступ к данным личных коммуникаций любого человека в любой точке мира.

В прошлом месяце ARTICLE 19 совместно с 56 международными и российскими организациями в сфере прав человека, медиа и свободы интернета, осудили масштабное вмешательство в функционирование интернета, вызванное попытками Российской Федерации заблокировать интернет-мессенджер Telegram, приведшими к значительным нарушениям свободы выражения мнения и права на доступ к информации. Требование заблокировать почти 20 миллионов IP-адресов вызвало беспрецедентный уровень сопутствующей блокировки сторонних вебсайтов.

Поводом для таких действий властей стало неисполнение Telegram положений крайне сомнительного т.н. «Закона Яровой», принятого в 2016 году под предлогом «противодействия терроризму», который требует, чтобы все операторы связи и интернет-провайдеры хранили метаданные о коммуникациях пользователей, передавали ключи шифрования по запросу спецслужб, а также использовали только методы шифрования, одобренные российским правительством, на практике это означает создание «бэкдора» для сотрудников российских органов безопасности к личным данным, трафику и коммуникациями интернет-пользователей. В июле 2018 года вступят в силу статьи «Закона Яровой», требующие, чтобы компании хранили все голосовые и текстовые сообщения в течение шести месяцев и предоставляли к ним доступ органам безопасности в отсутствие решения суда. Это затронет коммуникации пользователей как в России, так и за ее границами.

Попытки российских властей ограничить онлайн-коммуникации и нарушить право на неприкосновенность частной жизни якобы для защиты государственной безопасности не являются ни необходимыми, ни соразмерными. Российское правительство должно отменить «Закон Яровой» и воздержаться от оказания давления на интернет-посредников, требуя нарушить права пользователей под угрозой блокировки их сервисов на территории страны.

С 2012 года Россия ведет черный список веб-сайтов, постепенно расширяя перечень оснований для блокировки вебсайтов в том числе без решения суда. Абсолютно неоправданная продолжающаяся блокировка ряда интернет-СМИ, а также социальной сети LinkedIn может рассматриваться только как устрашающий пример, чтобы заставить других подчиниться. Отдельные интернет-пользователи также подвергаются преследованиям за выражение мнения в интернете или даже просто за «лайк» или «репост» контента в социальных сетях.

В настоящее время рассматривается законопроект №223849-7, предусматривающий дальнейшее регулирование социальных сетей, который среди прочего уничтожит возможность сохранять анонимность в интернете и создаст возможность давления на компании с целью удаления «недостоверной» информации. Предложенные законопроектом №464757-7 поправки в Уголовный кодекс (статья 284.2) вводят уголовное наказание за распространение информации, приведшей к введению «международных санкций», и могут использоваться для ограничения обсуждения в СМИ общественно значимых вопросов, либо деятельности НПО по защите прав на международном уровне. Оба законопроекта в случае их принятия окажут отрицательное воздействие на свободный обмен информацией и не должны быть введены в действие.

Подписи

  • АРТИКЛЬ 19 (ARTICLE 19)
  • Международная Агора (Agora International)
  • Access Now
  • Amnesty International
  • Asociatia pentru Tehnologie si Internet – ApTI
  • Associacao D3 — Defesa dos Direitos Digitais
  • Центр развития демократии и прав человека (Centre for the Development of Democracy and Human Rights)
  • Committee to Protect Journalists
  • Гражданский контроль (Citizens’ Watch)
  • Civil Rights Defenders
  • Electronic Frontier Foundation
  • Electronic Frontier Norway
  • Electronic Privacy Information Centre (EPIC)
  • Европейская федерация журналистов (European Federation of Journalists)
  • FIDH — International Federation for Human Rights
  • Freedom House
  • Ассоциация » Свободное слово» (Free Word Association)
  • Фонд защиты гласности (Glasnost Defence Foundation)
  • Human Rights House Foundation
  • Human Rights Watch
  • Вольное историческое общество (The Independent Historical Society)
  • Index on Censorship
  • International Media Support
  • Международное Партнерство за Права Человека (International Partnership for Human Rights)
  • International Youth Human Rights Movement (YHRM)
  • Общество защиты интернета (Internet Protection Society)
  • ХПГ — Харьковская правозащитная группа (Kharkiv Human Rights Protection Group)
  • Центр защиты прав СМИ (Mass Media Defence Centre)
  • Московская Хельсинкская Группа (Moscow Helsinki Group)
  • ООД «За права человека» (‘For Human Rights’ Movement)
  • Норвежский Хельсинкский Комитет (Norwegian Helsinki Committee)
  • Open Media
  • Open Rights Group
  • OVD-Info
  • ПЕН Америка (PEN America)
  • PEN International
  • ПЕН-Санкт-Петербург (PEN St Petersburg)
  • Человек в беде (People in Need)
  • Институт Развития Прессы — Сибирь (Press Development Institute-Siberia)
  • Privacy International
  • Репортеры без границ (Reporters without Borders)
  • РосКомСвобода (RosKomSvodoba)
  • «Русь Сидящая» (Russia Beyond Bars)
  • Профсоюз журналистов и работников СМИ (Russian Journalists’ and Media Workers’ Union)
  • Российская ЛГБТ-сеть (Russian LGBT Network)
  • Сахаровский Центр
  • Информационно-аналитический Центр «Сова» (SOVA Centre)
  • Команда 29 (Team 29)
  • Трансперенси Интернешнл – Р (Transparency International Russia)
  • Ассоциация интернет-издателей (Webpublishers Association)
  • World Wide Web Foundation
  • Xnet

Дополнительная информация (не будет зачитана)

Новое законодательство

  • 15 мая 2018 года Государственная Дума Российской Федерации одобрила в первом чтении законопроект №464757-7 о внесении изменений в Уголовный кодекс (статья 284.2), данные поправки предусматривают уголовное наказание сроком до трех лет лишения свободы и штраф до 500 тысяч рублей за предоставление рекомендаций и передачу сведений, которые привели или могли привести к введению международных санкций. (См. ARTICLE 19, 17 мая 2018 г., Россия: Предложенные поправки в Уголовный кодекс угрожают свободе СМИ — https://www.articleorg/resources/russia-proposed-amendments-to-criminal-code-threaten-media-freedom/)
  • 12 апреля 2018 года в первом чтении принят Государственной Думой был принят новый законопроект №223849-7, нацеленный на регулирование социальных сетей. Закон вдохновлен немецким законом 2017 года NetzDG и обязывает социальные сети в течение 24 часов удалять информацию, нарушающую российское законодательство под угрозой значительного штрафа (до 50 миллионов рублей). Также администраторы социальных сетей будут обязаны учредить представительства в России и идентифицировать пользователей с использованием номеров мобильных телефонов, что угрожает анонимности в интернете, поскольку все телефонные номера в Российской Федерации регистрируются по предъявлению паспорта владельца. Законопроект ожидает рассмотрения Государственной Думой во втором и третьем чтении.

Закон Яровой

  • Различные требования «Закона Яровой» явным образом противоречат международным стандартам в области шифрования и анонимности, изложенным в Докладе Специального докладчика по вопросу о поощрении и защите права на свободу мнений и их свободное выражение (A/HRC/29/32). Специальный докладчик лично обратился к российскому правительству, выразив серьезную обеспокоенность тем, что «Закон Яровой» неправомерно ограничивает свободу выражения мнения и неприкосновенность частной жизни в интернете. (См. http://www.ohchr.org/Documents/Issues/Opinion/Legislation/RUSpdf )

Дело Telegram

  • В октябре 2017 года мировой судья признал Telegram виновным в совершении административного правонарушения в связи с непредоставлением ключей шифрования российским властям, что, по заявлению компании, невозможно сделать в силу использования Telegram сквозного шифрования. На компанию был наложен штраф в размере 800 тысяч рублей. Апелляция Telegram по административному делу была отклонена в марте 2018 года, что дало российским органам власти формальные основания для блокировки Telegram в России в соответствии со статьей 15.4 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
  • Такие приложения как Telegram и другие подобные сервисы, обеспечивающие защищенную связь, критически важны для безопасности российских пользователей, а также гарантии права на неприкосновенность частной жизни. Они представляют собой важный источник информации об актуальных проблемах политической, экономической и общественной жизни, свободный от неоправданного вмешательства государства.
  • В период с 16 по 18 апреля 2018 года Роскомнадзор (российская служба, контролирующая коммуникации), пытаясь ограничить доступ к Telegram, распорядилась заблокировать почти 20 миллионов IP-адресов. Большая часть заблокированных адресов принадлежит международным интернет-компаниям, в том числе Google, Amazon и Microsoft, и их блокировка негативно сказалась на широком не имеющих никакого отношения к Telegram круге интернет-сервисов, включая СМИ. Дополнительная информация:
    • Россия: блокировка Telegram является серьезным нарушением свободы выражения мнения и неприкосновенности частной жизни, 13 апреля 2018 г. — https://www.articleorg/resources/russia-blocking-telegram-serious-violation-freedom-expression-privacy/
  • Россия: блокировка Telegram представляет собой масштабную атаку на свободу выражения мнения в интернете, 30 апреля 2018 г. — https://www.articleorg/resources/russia-telegram-block-leads-widespread-assault-freedom-expression-online/
  • Россия: более 50 международных и российских НПО совместно осудили блокировку Telegram и масштабную атаку российских властей на свободу выражения мнения в интернете, 15 мая 2018 г. — https://www.articleorg/resources/russia-international-and-russian-ngos-condemn-telegram-block-and-russias-assault-on-freedom-of-expression-online/

Источник: ARTICLE 19