Исчерпывающее руководство от Центра защиты прав СМИ
для редакций и журналистов о том, как работать на выборах
Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Фондом «Центр Защиты Прав СМИ» либо касается деятельности иностранного агента Фонда «Центр Защиты Прав СМИ».
Избирательная кампания – это период, который имеет чётко обозначенные начало и конец. Существуют специальные ограничения и запреты, которые накладываются на СМИ и журналистов в ходе избирательной кампании. Поэтому важно знать, какие стадии имеет избирательная кампания и какие условия должны соблюдаться во время того или иного периода.
1. Избирательная кампания начинается в день, когда официально публикуется решение о назначении выборов. Время опубликования этого решения меняется в зависимости от масштаба выборов:
— если выборы федеральные, то решение должно быть опубликовано не ранее чем за 110 дней до дня голосования и не позднее чем за 90 дней;
— в случае с региональными выборами решение должно быть опубликовано за 90-100 дней до дня голосования;
— при выборах в органы местного самоуправления – за 80-90 дней.
2. Со дня опубликования решения о назначении выборов начинается период информирования. Он завершается в день, когда избирательная комиссия предоставляет отчёт о расходовании бюджета (до трёх месяцев после дня голосования).
3. В течение 30 дней со дня опубликования решения о назначении выборов редакции обязаны опубликовать сведения о размере и условиях оплаты эфирного времени, печатной площади для агитации и отправить в избирательную комиссию уведомление о готовности предоставить эфирное время или печатную площадь. Если редакция СМИ не выполнит это условие, то она не сможет в период предвыборной агитации платно размещать агитационные материалы по договорам с кандидатами и партиями.
4. Выдвижение и регистрация кандидатов начинается не ранее чем через 10 дней с начала избирательной кампании.
5. За 28 дней до дня голосования начинается период агитации в СМИ. Он заканчивается за сутки до дня голосования.
6. Голосование.
7. Подсчёт голосов и определение результатов.
8. В течение 10 дней со дня голосования СМИ обязаны подать в избирком данные об объёме и стоимости эфирного времени и печатной площади, предоставленных кандидатам для агитации.
9. Официальное опубликование результатов выборов.
10. Предоставление отчёта о расходовании бюджета (не позднее трёх месяцев со дня опубликования результатов).
Самыми важными для журналистов являются две стадии – период информирования и период агитации.
Информирование избирателей – это сообщение о ходе подготовки и проведения выборов, о сроках и порядке совершения избирательных действий, о законодательстве, кандидатах и т. д. К нему относятся, например, сообщения о выдвижении и регистрации кандидатов, о нарушениях избирательного законодательства, о действиях избирательной комиссии или других органов власти, опросы общественного мнения и др.
Формат сообщений
Пометки о кандидатах-иностранных агентах
Опросы общественного мнения
Ограничения информирования в день голосования
Предвыборная агитация – это деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании, которая имеет целью побудить избирателей к голосованию за определённого кандидата, списки кандидатов или против них. Агитация в СМИ начинается за 28 дней до дня голосования и заканчивается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования. В случае, если принято решение о голосовании в течение нескольких дней подряд, то агитационный период заканчивается в ноль часов первого дня голосования по местному времени. Например, если голосование идет в пятницу, субботу и воскресение, то размещать агитационные материалы нельзя в течение трех этих дней.
Требования к содержанию агитационных материалов
Кто не может вести предвыборную агитацию?
Ограничения при использовании высказываний людей в агитационных материалах
Ограничения при использовании в агитации фотографий людей
Требования к агитационным материалам кандидатов-иностранных агентов
Ответственность за отсутствие пометки несет редакция СМИ. Пока практики нет, но, вероятно, что наказывать будут по ч. 1 ст. 5.12 КоАП - «Изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах». Эта статья предусматривает штрафы:
– для граждан: от 5 тыс. рублей до 20 тыс. рублей;
– для должностных лиц: от 30 тыс. рублей до 50 тыс. рублей;
– для юрлиц: от 100 тыс. рублей до 500 тыс. рублей.
Что нужно для размещения в СМИ агитационных материалов?
Правила размещения агитационных материалов
1. Условия оплаты эфирного времени, печатной площади, услуг по размещению агитационных материалов должны быть одинаковы для всех зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений. Они не должны меняться на протяжении периода агитации (пункт 5 статьи 50).
2. Публикация агитационных материалов производится в соответствии с договором, заключённым в письменной форме между редакцией СМИ и кандидатом или партией (пункт 11 статьи 50).
3. Агитационный материал в редакцию предоставляет кандидат. Редакция обязана проверить, соответствует ли агитационный материал требованиям закона. Если текст нарушает правила, редакция вправе отказаться от его публикации или попросить кандидата отредактировать его.
4. Редакция не имеет права самостоятельно вносить какие-либо правки в агитационный материал или менять/добавлять иллюстрации без согласия кандидата (пункт 4 статьи 48). Чтобы не было претензий, лучше согласовать с ним макет агитационного материала. В идеальной ситуации макет должен быть подписан кандидатом и представителем редакции и включён в список приложений к договору.
5. Законодательство о выборах не предъявляет к информации, распространяемой в порядке проведения предвыборной агитации, требования достоверности. За содержание агитационных материалов ответственность несёт кандидат или партия, которые их предоставили. Чтобы подстраховаться, в договоре о предоставлении печатной площади или эфирного времени можно прописать, что ответственность за нарушение прав третьих лиц, например, в случае диффамационных конфликтов или авторских споров, несёт кандидат.
6. Использовать в агитационном материале высказывания третьих лиц о кандидате можно только с их письменного согласия (пункт 9 статьи 48). Этот документ должен храниться у кандидата или партии. Редакция может попросить копии таких согласий. И чтобы избежать претензий, в договор на размещение агитационных материалов стоит добавить пункт, что кандидат гарантирует получение согласий.
7. Оплата по договору должна быть произведена в 100% размере до размещения материала и только из избирательного фонда кандидатов или политических партий. Оплачивать агитацию из избирательных фондов других кандидатов или партий нельзя (пункт 5 статьи 48).
8. Каждый опубликованный агитационный материал должен сопровождаться пометкой о том, из избирательного фонда какого кандидата или партии оплачено его размещение. При публикации агитационных материалов кандидатов, являющихся физлицами-иностранными агентами, кандидатов, аффилированных с иностранными агентами, и избирательных объединений, которые выдвинули таких кандидатов (в том числе в составе списка), обязательно должно быть указание на их статус.
9. После размещения агитационных материалов нужно составить акт об оказании услуг и справку об использованном эфирном времени, печатной площади.
10. Редакция обязана вести отдельный учёт печатной площади и эфирного времени, которые она предоставляет для размещения агитационных материалов. Этот отчёт она должна предоставить в избирком в течение 10 дней со дня голосования (пункт 8 статьи 50).
11.Запрещено размещение агитационных материалах на сайтах, в том числе и на сайтах сетевых изданий, доступ к которым ограничен на территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»)
Если в СМИ были опубликованы материалы, наносящие ущерб чести, достоинству или деловой репутации какого-либо кандидата или партии, редакция обязана предоставить кандидату или партии возможность опубликовать опровержение или иное разъяснение в защиту своих прав (часть 6 статьи 56 Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Примечание: здесь и далее, если не указано иное, дается ссылка на Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).
В предвыборный период ответ кандидата может быть опубликован не только в случае размещения недостоверной и порочащей информации, но и в случае, если сведения являются достоверными, но все же могут быть признаны порочащими.
Подробнее о диффамационных конфликтах можно почитать в рекомендации «Пути разрешения диффамационного конфликта».
Права неаккредитованных и аккредитованных журналистов
Журналисты и наблюдатели: отличия
Аккредитация
Аккредитационное удостоверение выдаётся не позднее чем за сутки до дня голосования (или досрочного голосования). Обратите внимание, что если раньше оно было действительно в течение года, то теперь аккредитационное удостоверение действует только в дни голосования (в том числе и досрочного) и до определения результатов выборов. В случае назначения повторного голосования, проходить аккредитацию еще раз не нужно. Аккредитационное удостоверение действительно только при предъявлении паспорта или редакционного удостоверения.
Основания для лишения аккредитации
В новом порядке аккредитации представителей СМИ, который был принят в июле 2022 года, прописаны требования для журналистов. Так, аккредитованные представители СМИ обязаны:
Действия журналиста на избирательном участке:
Съёмка на избирательном участке
При условии получения аккредитации журналисты имеют право находиться на избирательном участке в день голосования с момента начала работы участковой комиссии до принятия протокола вышестоящей комиссии. В том числе журналисты могут присутствовать при подсчёте голосов, а также вести фото- и видеосъёмку. Для этого существует несколько правил:
Скрытая съёмка на избирательном участке
Риски при съёмке на избирательном участке
Гарантии для журналистов, участвующих в освещении выборов
Административная ответственность
Административная ответственность предусмотрена несколькими статьями Кодекса об административных правонарушениях:
1. Статья 5.5 КоАП РФ «Нарушение порядка участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов, референдумов».
2. Статья 5.3 КоАП РФ «Неисполнение решения избирательной комиссии, комиссии референдума. Непредставление сведений и материалов по запросу избирательной комиссии, комиссии референдума».
3. Статья 5.10 КоАП РФ «Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума вне агитационного периода и в местах, где её проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах».
4. Статья 5.11 КоАП РФ «Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, которым участие в её проведении запрещено федеральным законом».
5. Статья 5.13 КоАП РФ «Непредоставление возможности обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации».
6. Статья 5.12 КоАП РФ «Изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах».
Повторное нарушение избирательного законодательства согласно статье 16.1 Закона «О СМИ» влечёт приостановление выпуска СМИ до момента окончания голосования на выборах.
Гражданско-правовая ответственность
1. Совершение действий (бездействие), нарушающих избирательные права граждан, кандидатов, избирательных объединений может повлечь за собой компенсацию морального вреда.
2. Нарушение договорных обязательств о предоставлении печатной площади или эфирного времени. Наказание – возмещение материального ущерба, понуждение к исполнению обязательств.
Уголовная ответственность
1. Статья 141 УК РФ «Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий».
2. Статья 141.1 УК РФ «Нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума».
Блокировка
В 2021 году в Закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» была введена статья 15.3-1, которая предусматриваем блокировку информации, нарушающей законодательство о выборах и референдумах. Ограничивать доступ будут к информационным ресурсам, где содержится:
1. Информация, распространяемая с нарушением выборного законодательства;
2. Агитационные материалы, которые созданы или распространены с нарушением выборного законодательства.
В зависимости от уровня выборов блокировка будет происходить по требованию Центральной избирательной комиссии, избирательных комиссий субъектов РФ или избирательных комиссий, организующих выборы в органы власти федеральных территорий. При обнаружении незаконной информации они смогут обратиться в Роскомнадзор, который дает сутки на удаление информации. Владелец сайта должен удалить материал и уведомить об этом Роскомнадзор. Если этого не происходит, то доступ к информации будет ограничен.
Эта блокировка - временная. Ограничение доступа должно быть снято либо сразу после удаления информации, либо (если контент не удален) спустя пять дней со дня определения результатов выборов или референдума.
Заблокировать по этой статье могут не только сайт зарегистрированного СМИ, но и обычные сайты. Вероятно, ограничить доступ к материалам, в которых есть признаки незаконной агитации, смогут и в том случае, если они опулибликованы в социальных сетях. Блокировка может быть произведена владельцем социальной сети по требованию Роскомнадзора
Самые частые нарушения
1. Проведение предвыборной агитации в сроки, когда она запрещена.
2. Публикация агитационных материалов под видом информационных, участие журналиста в предвыборной агитации.
3. Невыполнение СМИ условий, необходимых для предоставления эфирного времени или печатной площади для предвыборной агитации.
4. Ведение агитации в пользу одного из кандидатов в ущерб остальным.
5. Публикация под видом опроса общественного мнения материалов, содержащих недостоверную информацию, а также несоблюдение требований к публикации результатов опросов.
6. Публикация агитационных материалов без выходных данных, анонимных агитационных материалов или материалов, оплаченных не из избирательного фонда кандидата.
7. Необоснованный или незаконный отказ кандидату в публикации агитационного материала.
8. Непредоставление ответа на запрос избирательной комиссии, отказ в эфирном времени или печатной площади для обязательных сообщений согласно ст. 35 Закона о СМИ (обязательные сообщения избиркома должны опубликовать государственные и муниципальные СМИ).
Читайте также дополнительную информацию на сайте Центризбиркома.