free site builder

Журналисты на выборах 

Исчерпывающее руководство от Центра защиты прав СМИ
для редакций и журналистов о том, как работать на выборах

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Фондом «Центр Защиты Прав СМИ» либо касается деятельности иностранного агента Фонда «Центр Защиты Прав СМИ».

1. Стадии избирательной кампании

Избирательная кампания – это период, который имеет чётко обозначенные начало и конец. Существуют специальные ограничения и запреты, которые накладываются на СМИ и журналистов в ходе избирательной кампании. Поэтому важно знать, какие стадии имеет избирательная кампания и какие условия должны соблюдаться во время того или иного периода.

1. Избирательная кампания начинается в день, когда официально публикуется решение о назначении выборов. Время опубликования этого решения меняется в зависимости от масштаба выборов:

— если выборы федеральные, то решение должно быть опубликовано не ранее чем за 110 дней до дня голосования и не позднее чем за 90 дней;

— в случае с региональными выборами решение должно быть опубликовано за 90-100 дней до дня голосования;

— при выборах в органы местного самоуправления – за 80-90 дней.

2. Со дня опубликования решения о назначении выборов начинается период информирования. Он завершается в день, когда избирательная комиссия предоставляет отчёт о расходовании бюджета (до трёх месяцев после дня голосования).  

3. В течение 30 дней со дня опубликования решения о назначении выборов редакции обязаны опубликовать сведения о размере и условиях оплаты эфирного времени, печатной площади для агитации и отправить в избирательную комиссию уведомление о готовности предоставить эфирное время или печатную площадь. Если редакция СМИ не выполнит это условие, то она не сможет в период предвыборной агитации платно размещать агитационные материалы по договорам с кандидатами и партиями.

4. Выдвижение и регистрация кандидатов начинается не ранее чем через 10 дней с начала избирательной кампании.

5. За 28 дней до дня голосования начинается период агитации в СМИ. Он заканчивается за сутки до дня голосования.

6. Голосование.

7. Подсчёт голосов и определение результатов.

8. В течение 10 дней со дня голосования СМИ обязаны подать в избирком данные об объёме и стоимости эфирного времени и печатной площади, предоставленных кандидатам для агитации.

9. Официальное опубликование результатов выборов.

10. Предоставление отчёта о расходовании бюджета (не позднее трёх месяцев со дня опубликования результатов).

Самыми важными для журналистов являются две стадии – период информирования и период агитации.

Информирование избирателей – это сообщение о ходе подготовки и проведения выборов, о сроках и порядке совершения избирательных действий, о законодательстве, кандидатах и т. д. К нему относятся, например, сообщения о выдвижении и регистрации кандидатов, о нарушениях избирательного законодательства, о действиях избирательной комиссии или других органов власти, опросы общественного мнения и др. 

Информирование должно отвечать трём основным принципам: быть достоверным, объективным и не нарушать равенство кандидатов (пункт 2 статьи 45 Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Примечание: здесь и далее, если не указано иное, дается ссылка на Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»). Принцип равенства может быть нарушен в ситуации, если информация о кандидатах или политических партиях подаётся несбалансированно или у редакции обнаружат предвзятый подход к различным партиям или кандидатам.

«Принцип равенства кандидатов, политических партий при осуществлении организациями СМИ, редакциями сетевых изданий информирования избирателей означает недопустимость замалчивания общественно значимой информации об одних кандидатах, политических партиях в сочетании с постоянным информированием о любых, даже самых незначительных, действиях других кандидатов, других политических партий, обнародования имеющейся негативной информации об одном кандидате и замалчивание аналогичной информации о другом и тому подобное» (ЦИК РФ). 

Формат сообщений

Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» устанавливает следующие требования к формату сообщений в период информирования (пункт 5 статьи 45):

1. Сообщения о выборах должны даваться «исключительно отдельным информационным блоком, без комментариев» (Конституционный суд РФ подверг это требование критике, заявив, что такой формат существенно ограничивает право на выражение мнения журналистов. Несмотря на это, требование не было признано неконституционным и до сих пор содержится в законе).

2. Эти сообщения не должны оплачиваться кандидатами, партиями или инициативными группами (в случае с референдумом).

3. В них не должно отдаваться предпочтение какому-либо кандидату или партии. 

4. Не должно быть дискриминации, в том числе по времени освещения предвыборной деятельности кандидатов или партий, объёму печатной площади.


Пометки о кандидатах-иностранных агентах

В 2021 году в законодательстве появились понятия «кандидат, являющийся иностранным агентом» и «кандидат, аффилированный с иностранным агентом». Это накладывает особые требования к СМИ, которые освещают тему выборов. Определения этим понятиям даются в статье 2 Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»:

Кандидат, являющийся агентом, - это кандидат, который включен в реестр иностранных агентов.

Кандидат, аффилированный с иностранным агентом, - это кандидат, который сам не является иноагентом, но в течение двух лет до дня официального опубликования решения о назначении выборов:
    
— входил в состав юридического лица - иностранного агента, являлся его учредителем, членом, участником, руководителем или работником;
— входил в состав органов незарегистрированного общественного объединения, признанного иностранным агентом, являлся его учредителем, членом, участником или руководителем;
— осуществлял политическую деятельность и получал на нее деньги или имущество от иностранных агентов, в том числе через посредников.
 
При информировании аудитории о таких кандидатах избирательные комиссии и зарегистрированные СМИ обязаны ставить пометки о том, что кандидат является иностранным агентом или кандидатом, аффилированным с иностранным агентов.  
 

Опросы общественного мнения

Публикация опросов общественного мнения – одна из разновидностей информирования избирателей. На практике именно с ними связано достаточно большое число нарушений, которые вменяют редакциям СМИ.
 
Законодательство о выборах не определяет, что понимается под «опросом общественного мнения». Согласно разъяснениям ЦИК России это любые количественные показатели, которые получены по итогам опроса граждан любым способом. Комментирование результатов опросов не запрещено, если оно не имеет агитационной цели и отвечает принципам достоверности, объективности и равенства кандидатов.
 
К публикации опросов общественного мнения, связанных с выборами, закон предъявляет определённые требования. Так, при их размещении СМИ должны указывать (пункт 2 статьи 46):
    
— организацию, которая провела опрос;
— время его проведения (если опрос проводился в один день, достаточно ограничиться указанием даты его проведения, если несколько дней, то следует указать, с какой и по какую дату он проводился);
— число опрошенных (выборку);
— метод сбора информации (например, устный опрос, анкетирование, телефонные интервью);
— регион, где проводился опрос (если их много, то можно написать, что опрос проводился, например, в пятидесяти регионах РФ);
— точную формулировку вопроса;
— возможную погрешность;
— заказчика опроса (если опрос проводился изданием самостоятельно, а не был заказан третьими лицами; в качестве лица, заказавшего проведение опроса, указывается редакция издания);
— человека, оплатившего публикацию (если издание само проводило опрос, то можно не указывать).
 
Эти сведения должны быть указаны в том числе и в тех случаях, когда результаты опросов были взяты редакцией из информагентств или других СМИ, официальных выступлений, а также иных источников.
 
Важно! Нарушения при публикации опросов не относятся к случаям, когда журналист или редакция освобождаются от ответственности по статье 57 Закона «О СМИ». Поэтому даже если результаты опросов были указаны, например, в официальном ответе на запрос, редакция обязана сопроводить их всеми требуемыми данными. Если их нет в первоисточнике, то стоит запросить недостающую информацию о проведённом опросе. 
 
Результаты опросов общественного мнения, прогнозы результатов выборов и референдумов, иные исследования, связанные с проводимыми выборами и референдумами, нельзя публиковать в течение пяти дней до дня голосования (пункт 3 статьи 46). Если они были опубликованы на сайте СМИ раньше, то можно их не удалять.
 
В случае нарушения порядка опубликования опросов общественного мнения редакция СМИ и главный редактор могут быть привлечены к административной ответственности, предусмотренной ст. 5.5 КоАП РФ. 

Ограничения информирования в день голосования

В день голосования нельзя:

1. Публиковать данные об итогах голосования и результатах выборов. Запрет действует до закрытия участков в избирательном округе (пункт 7 статьи 45).

2. Публиковать результаты опросов общественного мнения, прогнозы результатов выборов и других исследований, связанных с проводимыми выборами. Этот запрет также действует в течение пяти дней до дня голосования (пункт 3 статьи 46).


Предвыборная агитация – это деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании, которая имеет целью побудить избирателей к голосованию за определённого кандидата, списки кандидатов или против них. Агитация в СМИ начинается за 28 дней до дня голосования и заканчивается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования. В случае, если принято решение о голосовании в течение нескольких дней подряд, то агитационный период заканчивается в ноль часов первого дня голосования по местному времени. Например, если голосование идет в пятницу, субботу и воскресение, то размещать агитационные материалы нельзя в течение трех этих дней.

 Предвыборная агитация регулируется статьей 48 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Примечание: здесь и далее, если не указано иное, дается ссылка на Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

 
Признаки предвыборной агитации (пункт 2 статьи 48):
    
1. Призывы голосовать за кандидата, списки кандидатов или против них.

2. Выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в том числе указание на то, за какого кандидата будет голосовать избиратель (исключение – результаты опросов общественного мнения).  

3. Описание возможных последствий, которые наступят в случае победы или проигрыша кандидата.

4. Распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате в сочетании с позитивными или негативными комментариями.

5. Распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением служебных обязанностей.

6. Деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного имиджа кандидата.
 
Важно! Наличие этих признаков в редакционном материале ещё не означает, что он однозначно будет признан агитационным. Определяющим в данном случае будет наличие или отсутствие цели побудить избирателя голосовать за или против определённого кандидата и неоднократность размещения подобных материалов в данном СМИ (пункт 2.1 статьи 48)

Требования к содержанию агитационных материалов

Агитационные материалы должны предоставляться кандидатом или партией, редакция не может самостоятельно вносить в них какие-либо изменения. Если редакция обнаружит в агитационном материале явные нарушения закона, то следует сообщить об этом штабу и предложить внести правку или отредактировать материал и получить письменное согласие кандидата (пункт 4 статьи 48).
 
Редакция вправе отказать в публикации агитационного текста, если в нем содержатся (пункты 1 и 5.1 статьи 56):

1. Призывы или побуждения к экстремистской деятельности;

2. Информация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную рознь;

3. Пропаганда исключительности, неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности;

4. Информация, унижающая национальное достоинство;

5. Агитация, нарушающая законодательство РФ об интеллектуальной собственности;

6. Изображения нацистской символики и сходных с ней изображений до степени смешения;

7. Информация, публикация которой может быть расценена как злоупотребление свободой массовой информации (о том, что является злоупотреблением, указывается в статье 4 Закона «О СМИ»);

8. Коммерческая реклама.

Если в агитационном тексте есть хоть что-то из описанного выше списка, главный редактор издания должен отказать в публикации этого материала, предложив внести в него правку или заменить его другим.
 
Согласно статье 56 Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» агитационные материалы, которые размещаются на телевидении, также не должны содержать (пункт 5.2 статьи 56):

а) призывов голосовать против кандидатов или партий;

б) описания возможных негативных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран;

в) информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате или избирательном объединении в сочетании с негативными комментариями;

г) информации, которая способна создать отрицательное отношение избирателей к кандидату, партии или списку кандидатов.

Этот запрет не действует на агитационные материалы, распространяемые на радио, в печатных и интернет-СМИ.

Кто не может вести предвыборную агитацию?

Кандидаты и партии могут привлекать к агитации других людей, но важно помнить, что закон устанавливает некоторые запреты и в этой части. Вести предвыборную агитацию не могут (пункт 7 статьи 48):
 
1. Государственные органы и органы местного самоуправления.

2. Люди, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, при условии, что при этом используется преимущество служебного положения. Исключение – если человек зарегистрирован как кандидат.

3. Руководители организаций независимо от форм собственности (исключение – руководители политических партий).

4. Воинские части, военные учреждения и организации.

5. Благотворительные и религиозные организации, а также организации, учреждённые ими.

6. Члены и участники религиозных объединений при совершении обрядов и церемоний.

7. Избирательные комиссии, члены комиссий с правом решающего голоса.

8. Иностранные граждане, иностранные юрлица и лица без гражданства (исключение – если граждане постоянно проживают на территории соответствующего муниципального образования).

9. Международные организации и общественные движения.

10. Журналисты, редакторы и другие сотрудники любых СМИ.

11. Люди, включенные в реестр иностранных агентов. В пункте 14 проекта постановления «Об отдельных вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел об административных правонарушениях, посягающих на установленный порядок информационного обеспечения выборов и референдумов» Верховный Суд Российской Федерации прямо подчеркнул, что иностранные агенты не вправе осуществлять предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума (за исключением случаев, когда лицо, являющееся иностранным агентом, зарегистрировано в качестве кандидата).

12. Люди, которые нарушили ограничения при проведении предвыборной организации во время текущей кампании (должно быть решение суда).

Ограничения при использовании высказываний людей в агитационных материалах 

● При проведении выборов и референдумов нельзя использовать в агитационных материалах высказывания несовершеннолетних лиц (пункт 6 статьи 48) и людей, которые не имеют права проводить предвыборную агитацию кандидатов или избирательных объединений (пункт 8.2 статьи 48).
● Использовать в агитационных материалах высказывания других людей о кандидате или партии можно только с их письменного согласия (пункт 9 статьи 48).
 
Такое согласие не требуется:

– если высказывание о партии принадлежит кандидату, выдвинутому от неё;

– при цитировании высказываний, которые раньше были обнародованы другими избирательными объединениями или кандидатам в своих агитационных материалах;

– если высказывания были опубликованы раньше (в этом случае в материале нужно указать дату публикации, название СМИ и дать ссылку).

Ограничения при использовании в агитации фотографий людей

При проведении выборов в агитационных материалах нельзя использовать изображения третьих лиц (пункт 9.2 статьи 48), за исключением:

а) использования избирательным объединением изображений выдвинутых им на соответствующих выборах кандидатов (в том числе в составе списка кандидатов), включая кандидатов среди неопределенного круга лиц;

б) использования кандидатом своих изображений, в том числе среди неопределенного круга лиц.
 
При проведении референдума использовать изображения людей в агитационных материалах можно только с их письменного согласия (пункт 9.3 статьи 48).

Требования к агитационным материалам кандидатов-иностранных агентов

Согласно пункту 9.4 статьи 48 Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в агитационных материалах кандидатов, являющихся иностранными агентами, кандидатов, аффилированных с иностранными агентами, и избирательных объединений, которые выдвинули таких кандидатов (в том числе в составе списка), обязательно должно быть указание на их статус. Подробно о том, кто относится к таким кандидатам, читайте в разделе «Информирование». 

Мы советуем использовать формулировки, которые предложены в законе:

1. «Кандидат является иностранным агентом либо кандидатом, аффилированным с иностранным агентом»;
2. «Избирательным объединением выдвинут кандидат, который является иностранным агентом, либо кандидатом, аффилированным синостранным агентом».

Пометка должна быть ясно видимой или ясно различаемой на слух, если речь идет, например, о радио. Кроме того, она должна занимать не менее 15% от площади агитационного материала.


Ответственность за отсутствие пометки несет редакция СМИ. Пока практики нет, но, вероятно, что наказывать будут по ч. 1 ст. 5.12 КоАП - «Изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах». Эта статья предусматривает штрафы:

– для граждан: от 5 тыс. рублей до 20 тыс. рублей;

– для должностных лиц: от 30 тыс. рублей до 50 тыс. рублей;

– для юрлиц: от 100 тыс. рублей до 500 тыс. рублей.

 

Что нужно для размещения в СМИ агитационных материалов?

Важно! Предоставлять эфирное время или печатную площадь для агитации имеют право только те негосударственные СМИ, которые были зарегистрированы не позднее чем за год до начала избирательной кампании (за исключением учреждённых избирательными объединениями, здесь срок регистрации неважен).

Для того чтобы СМИ имели возможность размещать агитационные материалы на платной основе, редакция должна в течение 30 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов (пункт 6 статьи 50):
 
1. Опубликовать сведения о размере и других условиях оплаты услуг по их размещению (теле- и радиокомпаниям рекомендуется опубликовывать данные сведения в периодических печатных или сетевых изданиях, поскольку озвучивание расценок в телеэфире в ряде случаев признавалось не соответствующим установленному требованию).

 2. Предоставить в избирательную комиссию:

— информацию об условиях и стоимости размещения агитационных материалов;
— информацию о дате и об источнике их опубликования;
— регистрационный номер и дату выдачи свидетельства о регистрации СМИ;
— уведомление о готовности размещать агитационные материалы.

Важно! Государственные (в том числе и муниципальные) СМИ обязаны зарезервировать эфирное время или печатное место для проведения предвыборной агитации или агитации по вопросам референдума за плату. Исключения составляют периодические печатные СМИ, выходящие реже одного раза в неделю. В случае, если муниципальное или государственное СМИ не опубликует условия предоставления услуг, оно может быть оштрафовано. Штраф не освобождает СМИ от обязанности размещать как бесплатные, так и платные агитационные материалы.

Правила размещения агитационных материалов 

1. Условия оплаты эфирного времени, печатной площади, услуг по размещению агитационных материалов должны быть одинаковы для всех зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений. Они не должны меняться на протяжении периода агитации (пункт 5 статьи 50).

2. Публикация агитационных материалов производится в соответствии с договором, заключённым в письменной форме между редакцией СМИ и кандидатом или партией (пункт 11 статьи 50).

3. Агитационный материал в редакцию предоставляет кандидат. Редакция обязана проверить, соответствует ли агитационный материал требованиям закона. Если текст нарушает правила, редакция вправе отказаться от его публикации или попросить кандидата отредактировать его.

4. Редакция не имеет права самостоятельно вносить какие-либо правки в агитационный материал или менять/добавлять иллюстрации без согласия кандидата (пункт 4 статьи 48). Чтобы не было претензий, лучше согласовать с ним макет агитационного материала. В идеальной ситуации макет должен быть подписан кандидатом и представителем редакции и включён в список приложений к договору.

5. Законодательство о выборах не предъявляет к информации, распространяемой в порядке проведения предвыборной агитации, требования достоверности. За содержание агитационных материалов ответственность несёт кандидат или партия, которые их предоставили. Чтобы подстраховаться, в договоре о предоставлении печатной площади или эфирного времени можно прописать, что ответственность за нарушение прав третьих лиц, например, в случае диффамационных конфликтов или авторских споров, несёт кандидат.

6. Использовать в агитационном материале высказывания третьих лиц о кандидате можно только с их письменного согласия (пункт 9 статьи 48). Этот документ должен храниться у кандидата или партии. Редакция может попросить копии таких согласий. И чтобы избежать претензий, в договор на размещение агитационных материалов стоит добавить пункт, что кандидат гарантирует получение согласий.

7. Оплата по договору должна быть произведена в 100% размере до размещения материала и только из избирательного фонда кандидатов или политических партий. Оплачивать агитацию из избирательных фондов других кандидатов или партий нельзя (пункт 5 статьи 48).

8. Каждый опубликованный агитационный материал должен сопровождаться пометкой о том, из избирательного фонда какого кандидата или партии оплачено его размещение. При публикации агитационных материалов кандидатов, являющихся физлицами-иностранными агентами, кандидатов, аффилированных с иностранными агентами, и избирательных объединений, которые выдвинули таких кандидатов (в том числе в составе списка), обязательно должно быть указание на их статус.

9. После размещения агитационных материалов нужно составить акт об оказании услуг и справку об использованном эфирном времени, печатной площади.

10. Редакция обязана вести отдельный учёт печатной площади и эфирного времени, которые она предоставляет для размещения агитационных материалов. Этот отчёт она должна предоставить в избирком в течение 10 дней со дня голосования (пункт 8 статьи 50).

11.Запрещено размещение агитационных материалах на сайтах, в том числе и на сайтах сетевых изданий, доступ к которым ограничен на территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»)

4. Диффамационные конфликты

Если в СМИ были опубликованы материалы, наносящие ущерб чести, достоинству или деловой репутации какого-либо кандидата или партии, редакция обязана предоставить кандидату или партии возможность опубликовать опровержение или иное разъяснение в защиту своих прав (часть 6 статьи 56 Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Примечание: здесь и далее, если не указано иное, дается ссылка на Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

Опровержение должно быть опубликовано:

1. Бесплатно.

2. До окончания агитационного периода.

3. Если речь идёт о радио и телевидении, то опровержение должно быть обнародовано в то же время суток, что и первоначальная информация, в объёме, не меньшем чем первоначальный материал, но не менее двух минут.

4. В печатных изданиях опровержение должно быть опубликовано тем же шрифтом, на том же месте полосы, что и опровергаемый текст. Объём должен быть не меньше чем первоначальный материал. Это же правило касается и сетевых изданий: закон не определяет, что в этом случае подразумевается под понятием «полоса». Стоит действовать по аналогии с печатными изданиями – публиковать опровержение нужно тем же шрифтом, в том же разделе сайта, что и спорный текст. Например, если он был опубликован на главной странице, то и опровержение должно быть опубликовано там же.
 
Важно! Возможность опубликовать ответ или опровержение может быть предоставлена кандидату только в том случае, если спорная информация содержится в редакционном материале, а не в официальных агитационных материалах других кандидатов. 
 
Если СМИ откажется предоставить кандидату эту возможность, то редакция и главный редактор могут быть привлечены к административной ответственности, предусмотренной ст. 5.13 КоАП РФ.

Если в редакцию поступило требование об опровержении, то нужно провести небольшой тест:

  1.  Необходимо проанализировать, относятся ли сведения, которые не понравились кандидату или партии, конкретно к ним, узнаваемы ли они для множества людей, не относящихся к близкому кругу родственников и знакомых.
  2. Проанализируйте форму подачи. Сведения выражены в форме утверждения о факте или мнения? Помните, что опровергнуть мнение нельзя. Если сведения поданы как факты, то переходите к следующему шагу.
  3. Проверьте, носят ли сведения порочащий характер. Помните, что порочащие сведения – это не любая негативная информация или то, что человеку «не нравится». К ним относятся утверждения о нарушении гражданином или юрлицом действующего законодательства, совершении нечестного поступка, неправильном, неэтичном поведении в личной, общественной или политической жизни, недобросовестной работе или бизнесе, нарушении деловой этики.

В предвыборный период ответ кандидата может быть опубликован не только в случае размещения недостоверной и порочащей информации, но и в случае, если сведения являются достоверными, но все же могут быть признаны порочащими.

Подробнее о диффамационных конфликтах можно почитать в рекомендации «​Пути разрешения диффамационного конфликта».

Права неаккредитованных и аккредитованных журналистов

Во время избирательной кампании журналисты имеют право (пункт 11 статьи 30 Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Примечание: здесь и далее, если не указано иное, дается ссылка на Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»):

1. Знакомиться с итогами голосования по каждому избирательному участку, территории, на которую распространяется деятельность комиссии, и результатами выборов по избирательному округу, в объёме данных, содержащихся в протоколе комиссии об итогах голосования и протоколах об итогах голосования непосредственно нижестоящей комиссии.

2. Присутствовать на всех заседаниях комиссии, кроме тех, когда определяются итоги голосования или идёт подсчёт голосов.

3. Знакомиться с протоколом участковой комиссии об итогах голосования, а также с протоколами других комиссий об итогах голосования, результатах выборов или референдума, в том числе составляемых повторно. Также журналисты имеют право получать от комиссий заверенные копии этих протоколов.

4. Присутствовать на агитационных мероприятиях и освещать их.
 
Для получения других прав представителям СМИ необходимо пройти аккредитацию. После этого аккредитованные журналисты также могут (пункт 11.1 статьи 30):

1. Присутствовать на всех заседаниях комиссии, включая те, на которых устанавливаются итоги голосования или происходит подсчёт голосов.

2. В день голосования или в дни досрочного голосования аккредитованные журналисты могут находиться на избирательных участках с момента начала работы участковой комиссии и до получения сообщения о том, что вышестоящая комиссия приняла протокол об итогах голосования на участке, а также при повторном подсчёте голосов.

3. Посещать избирательные участки, расположенные в воинских частях, закрытых административно-территориальных образованиях, больницах, санаториях, домах отдыха, СИЗО и других местах временного пребывания избирателей. Для этого нужно подать заявку в это учреждение. Избирательные комиссии должны оказывать журналистам содействие в этом.

4. Проводить фото- и видеосъёмку, предварительно уведомив об этом председателя комиссии, его заместителя или секретаря.

Журналисты и наблюдатели: отличия

Помните, что права журналистов и наблюдателей на избирательном участке сильно отличаются. Не всегда то, что можно наблюдателям, можно журналистам. Так, представители СМИ в отличие от наблюдателей не могут:

1. Знакомиться со списками избирателей, участников референдума, реестром выдачи открепительных удостоверений, находящимися в комиссии открепительными удостоверениями, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования.

2. Обжаловать действия комиссии, нарушающие избирательные права.

3. Обращаться к председателю участковой комиссии или к его заместителям с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования.
 
С другой стороны, у аккредитованного журналиста есть право работать на любом участке внутри региона или страны (если аккредитацию дал ЦИК). Наблюдатель же может действовать только в той УИК, в которую был направлен. Также журналист может фотографировать и делать видео с любого места, а наблюдатель – только с того, который обозначил председатель комиссии. 

Аккредитация

СМИ может аккредитовать только сотрудников, которые были наняты на работу не позднее чем за два месяца до официального опубликования решения о назначении выборов (пункт 1.2 статьи 30). При этом сотрудник обязательно должен работать по по трудовому договору. Работает ли он в штате или нет, не имеет значения.
 
Аккредитацию проводит Центральная избирательная комиссия или избирательная комиссия субъекта РФ. Заявку можно подать лично или по электронной почте. Принимать заявки начинают с 20 июля года единого дня голосования.
 
Для получения аккредитации:
 
1. Главный редактор СМИ, зарегистрированного для распространения на территории двух и более субъектов РФ, должен направить заявку в ЦИК РФ не позднее чем за 10 дней до первого дня голосования.

2. Главный редактор СМИ, зарегистрированного для распространения на территории одного субъекта, должен направить заявку в избирательную комиссию этого субъекта не позднее чем за 3 дня до первого дня голосования.
 
Информация о времени и месте подачи заявок на аккредитацию, адрес электронной почты, а также форма заявки публикуются на сайте ЦИК и избиркомов не позднее чем за 60 дней до дня голосования.
 
Документы, необходимые для аккредитации:

1. Заполненная заявка на аккредитацию в форме MS Excel в электронном виде. Скачать форму можно на сайте ЦИК. Эта заявка - обязательна. Если вы сдаете другие документы в печатном виде, то к ним нужно приложить диск с заявка в файле MS Excel.

2. Распечатанная заполненная заявка с подписью и печатью главного редактора (или скан).

3. Копия свидетельства о регистрации СМИ или копия выписки из реестра средств массовой информации, заверенная главным редактором.

4. Фотография каждого из аккредитуемых представителей СМИ (требования к фотографии можно посмотреть на сайте ЦИК).
 
«Заявки носят уведомительный характер. Все представители средств массовой информации, которые отвечают требованиям законодательства Российской Федерации, подлежат аккредитации» (ЦИК РФ).
 
При этом избирательные комиссии могут вместе с госорганами проводить проверку достоверности сведений, которые предоставил главный редактор. Для этого они вправе запрашивать у главного редактора дополнительные сведения.

Аккредитационное удостоверение выдаётся не позднее чем за сутки до дня голосования (или досрочного голосования). Обратите внимание, что если раньше оно было действительно в течение года, то теперь аккредитационное удостоверение действует только в дни голосования (в том числе и досрочного) и до определения результатов выборов. В случае назначения повторного голосования, проходить аккредитацию еще раз не нужно. Аккредитационное удостоверение действительно только при предъявлении паспорта или редакционного удостоверения.


Основания для лишения аккредитации

В новом порядке аккредитации представителей СМИ, который был принят в июле 2022 года, прописаны требования для журналистов. Так, аккредитованные представители СМИ обязаны:

— при осуществлении своей профессиональной деятельности уважать права, законные интересы, честь и достоинство избирателей, участников референдума, иных участников избирательного процесса, членов избирательных комиссий и работников их аппаратов;

— соблюдать нормы профессиональной этики журналистов;

— всесторонне, объективно и достоверно информировать читателей, телезрителей и радиослушателей о деятельности избирательных комиссий, комиссий референдума;

— не использовать свои профессиональные возможности в целях сокрытия информации или фальсификации общественно значимых сведений, распространения слухов под видом достоверных сообщений, сбора информации в пользу постороннего лица или организации, не являющейся средством массовой информации;

— не нарушать общественный порядок и нормы поведения в помещениях избирательных комиссий, комиссий референдума;

— воздерживаться от вмешательства в работу участковой избирательной комиссии, комиссии референдума по организации голосования и подсчету голосов; соблюдать санитарно-эпидемиологические требования по профилактике рисков, связанных с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19), и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации.

Избирательные комиссии могут приостановить действие аккредитационного удостоверения в случае, если журналист нарушит какое-то из этих требований. При этом порядка возобновления аккредитации нет. То есть фактически это не приостановление действия аккредитации, а лишение.

Действия журналиста на избирательном участке:

  1. Придя на участок, журналист должен подойти к председателю УИК или его заместителю, чтобы предъявить аккредитационное удостоверение, а также паспорт или редакционное удостоверение. Лучше иметь при себе копии всех документов, оригиналы стоит показывать из своих рук, а если попросят – дать копии. Это может обезопасить вас от ситуации, когда документы уносят «на проверку» и долго не отдают. 
  2. Если журналист собирается делать фотографии или снимать видео, то стоит сообщить об этом председателю или его заместителю.
  3. Обязательно проследите, чтобы секретарь УИК внёс ваши данные в список людей, присутствующих в помещении для голосования. Там же можно оставить свои контакты, чтобы вас смогли оповестить о составлении повторного протокола УИК или о пересчёте бюллетеней.
  4. Если права журналистов нарушаются, например, члены УИК не разрешают фотографировать или просят покинуть помещение для голосования, нужно зафиксировать нарушение. Впоследствии журналист вправе обжаловать эти действия в вышестоящей комиссии или обратиться в суд.

Съёмка на избирательном участке

При условии получения аккредитации журналисты имеют право находиться на избирательном участке в день голосования с момента начала работы участковой комиссии до принятия протокола вышестоящей комиссии. В том числе журналисты могут присутствовать при подсчёте голосов, а также вести фото- и видеосъёмку. Для этого существует несколько правил:

— до начала фото- и видеосъёмки журналист обязан уведомить об этом председателя комиссии, его заместителя или секретаря, при этом получать разрешение не надо (пункт 11.1 статьи 30);

— вести фото- и видеосъёмку можно с любого места, но при этом журналист не должен мешать работе избирательной комиссии, голосованию избирателей и наблюдению за процессом; в случае нарушения комиссия может удалить журналиста с участка;

— журналисту не стоит фотографировать списки избирателей, а также необходимо следить за тем, чтобы съёмка не нарушала тайну голосования.

Скрытая съёмка на избирательном участке

Журналист имеет право производить скрытую фото- и видеосъёмку, а также делать скрытые аудиозаписи. Согласно статье 50 Закона «О СМИ» распространять материалы и сообщения, подготовленные с использованием скрытой записи, можно только в трёх случаях:

1) если это не нарушает конституционных прав и свобод человека и гражданина, например, не является вторжением в частную жизнь;

2) если это необходимо для защиты общественных интересов, например, в случае с избирательным участком это может быть фиксация нарушения закона; важно принять меры, чтобы посторонние люди не были узнаваемы;

3) если запись воспроизводится по решению суда.

Риски при съёмке на избирательном участке

1. Нарушение права на изображение

У журналиста есть право фотографировать людей, находящихся на избирательном участке. Однако стоит помнить, что каждый человек имеет право на изображение. Нарушить его можно только при публикации фотографии.

Согласно общему правилу публиковать изображение гражданина можно только с его согласия. Получение согласия не требуется в трёх случаях:

1. Если человек позировал за плату.

2. Если снимок сделан в общественном месте и человек – не основной объект в кадре.

3. Если есть общественный интерес для распространения конкретной фотографии.

В случае со снимками, сделанными на избирательном участке, речь идёт об общественном месте. Фотографии можно распространять без согласия, но только если это не портретное фото. Портретные фотографии можно публиковать без согласия человека, изображённого на нем, только в рамках фоторепортажа. В этом случае оно должно отображать ход события.

Если на фото изображён известный человек, например, кандидат или политик, или общественный деятель, то можно говорить о наличии общественного интереса.

Подробнее о том, как не нарушить право на изображение, читайте в рекомендации «Иллюстрации без риска: подводные камни в работе бильдредактора».
 
2. Нарушение тайны голосования

Голосование на выборах и референдуме является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина. Поэтому фотографам стоит обращать внимание на то, чтобы по снимку нельзя было понять, за кого именно проголосовал человек.
 
3. Распространение персональных данных людей

Не стоит фотографировать документы избирательной комиссии, а также списки избирателей или паспорта избирателей, так как публикация этих фотографий может стать распространением персональных данных людей.

Еще больше правил распространения персональных данных — в рекомендации «СМИ vs Роскомнадзор. Как сделать журналистский материал и не нарушить закон о персональных данных?»


Гарантии для журналистов, участвующих в освещении выборов

Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (пункт 6 статьи 45) запрещает увольнять по инициативе работодателя журналистов, должностных лиц и других творческих работников СМИ, которые участвовали в освещении выборов, а также переводить на другую работу без их согласия. Этот запрет действует на время избирательной кампании и в течение года после её окончания. Исключение – случаи, когда на них было наложено взыскание в соответствии с трудовым законодательством, и оно не было оспорено в суде, или же суд признал его законным.

Этот запрет распространяется на увольнение любых сотрудников, которые участвовали в информационном обеспечении выборов. Важно, что их круг не ограничен теми журналистами, которые были аккредитованы редакцией. Кроме того, работодатель не может уволить сотрудников, которые обеспечивали проведение агитационных мероприятий на телеканалах в качестве ведущих.

В случае, если с сотрудником был заключён срочный трудовой договор, срок которого истекает раньше, чем завершается период ограничений, то СМИ вправе его уволить.

Административная ответственность 

Административная ответственность предусмотрена несколькими статьями Кодекса об административных правонарушениях:

1. Статья 5.5 КоАП РФ «Нарушение порядка участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов, референдумов».

2. Статья 5.3 КоАП РФ «Неисполнение решения избирательной комиссии, комиссии референдума. Непредставление сведений и материалов по запросу избирательной комиссии, комиссии референдума».

3. Статья 5.10 КоАП РФ «Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума вне агитационного периода и в местах, где её проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах».

4. Статья 5.11 КоАП РФ «Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, которым участие в её проведении запрещено федеральным законом».

5. Статья 5.13 КоАП РФ «Непредоставление возможности обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации».

6. Статья 5.12 КоАП РФ «Изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах».

 Повторное нарушение избирательного законодательства согласно статье 16.1 Закона «О СМИ» влечёт приостановление выпуска СМИ до момента окончания голосования на выборах.

Гражданско-правовая ответственность 

1. Совершение действий (бездействие), нарушающих избирательные права граждан, кандидатов, избирательных объединений может повлечь за собой компенсацию морального вреда.

2. Нарушение договорных обязательств о предоставлении печатной площади или эфирного времени. Наказание – возмещение материального ущерба, понуждение к исполнению обязательств.


Уголовная  ответственность 

1. Статья 141 УК РФ «Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий».

2. Статья 141.1 УК РФ «Нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума». 


Блокировка

В 2021 году в Закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» была введена статья 15.3-1, которая предусматриваем блокировку информации, нарушающей законодательство о выборах и референдумах. Ограничивать доступ будут к информационным ресурсам, где содержится:

1. Информация, распространяемая с нарушением выборного законодательства;

2. Агитационные материалы, которые созданы или распространены с нарушением выборного законодательства.

В зависимости от уровня выборов блокировка будет происходить по требованию Центральной избирательной комиссии, избирательных комиссий субъектов РФ или избирательных комиссий, организующих выборы в органы власти федеральных территорий. При обнаружении незаконной информации они смогут обратиться в Роскомнадзор, который дает сутки на удаление информации. Владелец сайта должен удалить материал и уведомить об этом Роскомнадзор. Если этого не происходит, то доступ к информации будет ограничен.

Эта блокировка - временная. Ограничение доступа должно быть снято либо сразу после удаления информации, либо (если контент не удален) спустя пять дней со дня определения результатов выборов или референдума.

Заблокировать по этой статье могут не только сайт зарегистрированного СМИ, но и обычные сайты. Вероятно, ограничить доступ к материалам, в которых есть признаки незаконной агитации, смогут и в том случае, если они опулибликованы в социальных сетях. Блокировка может быть произведена владельцем социальной сети по требованию Роскомнадзора

Самые частые нарушения

1. Проведение предвыборной агитации в сроки, когда она запрещена.

2. Публикация агитационных материалов под видом информационных, участие журналиста в предвыборной агитации.

3. Невыполнение СМИ условий, необходимых для предоставления эфирного времени или печатной площади для предвыборной агитации.

4. Ведение агитации в пользу одного из кандидатов в ущерб остальным.

5. Публикация под видом опроса общественного мнения материалов, содержащих недостоверную информацию, а также несоблюдение требований к публикации результатов опросов.

6. Публикация агитационных материалов без выходных данных, анонимных агитационных материалов или материалов, оплаченных не из избирательного фонда кандидата.

7. Необоснованный или незаконный отказ кандидату в публикации агитационного материала.

8. Непредоставление ответа на запрос избирательной комиссии, отказ в эфирном времени или печатной площади для обязательных сообщений согласно ст. 35 Закона о СМИ (обязательные сообщения избиркома должны опубликовать государственные и муниципальные СМИ).

Читайте также дополнительную информацию на сайте Центризбиркома.



7. Примеры документов


8. Проверь себя

18+ При осуществлении перехода по адресу сайта посетитель автоматически признает, что достиг совершеннолетия. В противном случае он обязуется прекратить использование сайта.