Фонд «Центр Защиты Прав СМИ»
Защищаем тех,
кто не боится говорить

Депутаты хотят запретить российским организациям отвечать иностранцам

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Фондом «Центр Защиты Прав СМИ» либо касается деятельности иностранного агента Фонда «Центр Защиты Прав СМИ»

Запрет может относиться и к СМИ, его выполнение будет контролировать ФСБ

В Госдуму внесен законопроект о запрете предоставлять любую информацию, за исключением ранее опубликованной, иностранным государствам и международным организациям без предварительного согласия уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Авторы — депутаты трех фракций, члены думского комитета по вопросам собственности: Сергей Гаврилов (КПРФ), Андрей Свинцов (ЛДПР), Заур Аскендеров и Владимир Афонский (оба — «Единая Россия»). Поправки вносятся в закон «Об информации».

Проект закона запрещает предоставление информации без такого согласия «по запросам, обращениям или требованиям иностранных государств, международных организаций, иностранных и российских юридических лиц, находящихся под контролем иностранных государств либо иностранных организаций, иностранных органов власти и управления, иностранных органов и организаций, осуществляющих распорядительные, контрольные, надзорные и иные функции, без получения предварительного согласия уполномоченного федерального органа исполнительной власти».

Исключение составляет ранее распространенная информация или случаи, когда предоставление информации предусмотрено международными соглашениями России или другими федеральными законами.

О чем речь

Что имеется в виду под формулировкой об иностранном контроле и попадают ли СМИ в этот перечень, в самом тексте законопроекта не уточняется. В России работают представительства многих международных СМИ — Reuters, Bloomberg, The Wall Street Journal, Financial Times, AP, «Синьхуа» и т. д. Получается, чиновники и компании не смогут отвечать на их вопросы без разрешения ФСБ, а сами СМИ — публиковать информацию, ранее не распространенную российской организацией.

Представители российских бюро The Wall Street Journal и Financial Times от комментариев отказались. Представитель Thomson Reuters не смог оперативно прокомментировать вопрос. С представителями Bloomberg, AP и «Синьхуа» связаться пока не удалось. Неофициально руководитель редакции одного из иностранных СМИ сказал, что все же полагает, что этот проект не предназначен для ограничений работы иностранных журналистов в России.

Попадают ли под законопроект СМИ, не очень понятно — нужно более глубоко анализировать вопрос, сейчас речь идет о правительствах других стран и связанных с ними компаниях, говорит автор Андрей Свинцов. «Это надо смотреть структуру издания. Может, издание финансируется правительством США», — говорит Свинцов.

«Последние полтора-два года на нас идет наезд — аресты имущества, связанные с делом ЮКОСа, санкционная политика. Поэтому нужно ограничить доступ американских спецслужб и компаний к информации, которая прямо не нужна для взаимодействия между странами», — объясняет депутат. В качестве примера Свинцов приводит поставку авиационных двигателей в США: «Их правительство принимает решение о санкциях, а перед этим контрагенты запрашивают информацию о структуре продукта, который они покупают: кто производит, какие элементы — в их руках вся финансовая и бухгалтерская информация и прочие данные, которые не являются секретными, но могут нанести вред, потому что санкции могут быть распространены на другие компании». Поэтому должна быть процедура, которая усложнит доступ к такой информации, потому что это наносит нам экономический вред, уверен законодатель.

Во втором чтении планируется расширить законопроект, разграничив информацию и степень ответственности — за что-то можно ввести и уголовную ответственность, продолжает депутат. «Сейчас речь идет только о компаниях, мы быстро внесли проект, потому что это срочный вопрос, но нужно расширить его и уточнить — например, подумать и о должностных лицах, будут ли лишать их полномочий», — рассказал парламентарий.

«Государство берет на себя ваши риски, риски бизнеса», — объясняет автор Сергей Гаврилов. «Имеется в виду только экономическая информация, СМИ этот законопроект не будет касаться. В США иностранное государство точно так же не может получить никакие сведения от ФМС без соответствующего разрешения», — говорит депутат, уточняя, что кроме ФСБ выдавать разрешение будет и Министерство юстиции. Комитет по собственности выступит соисполнителем по законопроекту вместе с комитетом по информационной политике и комитетом по конституционному законодательству. «Мы сейчас принимаем ряд законопроектов, которые обеспечивают санкционный иммунитет, это служит страховкой. Скорее всего, правительство поддержит эти меры», — уверен Гаврилов.

В пояснительной записке к законопроекту указано, что речь идет как об информации ограниченного доступа, так и об общедоступной информации, которая не была ранее опубликована. По словам сотрудника спецслужбы, к информации ограниченного доступа относится, во-первых, информация, содержащая гостайну, а во-вторых — коммерческую тайну, служебную тайну (информация с грифом ДСП), подробные сведения об изобретении, персональные данные, тайну усыновления и тайну следствия. По его словам, органом, который будет разрешать предоставлять эту информацию иностранным организациям, будет ФСБ или режимные органы в ведомствах. Получить комментарий ФСБ не удалось.

«Законопроект не видел и не читал, прокомментировать пока не смогу», — заявил председатель комитета по конституционному законодательству единоросс Владимир Плигин.

За предоставление информации по запросам иностранных государств (кроме случаев, влекущих уголовную ответственность) предусмотрен административный штраф: на граждан — в размере от 50 000 до 100 000 руб., на должностных лиц — от 600 000 до 1 млн руб. или дисквалификация на срок до трех лет, на юридических лиц — от 1 млн до 10 млн руб.

Авторы отмечают, что административная и судебная практика по делам о трансграничном предоставлении информации такова, что «государственные органы и уполномоченные ими организации ряда стран (в первую очередь США) зачастую игнорируют международные соглашения, направляя напрямую запросы о предоставлении информации, относящейся к деятельности компаний других стран, и придавая таким запросам в соответствии со своим законодательством характер обязательных к исполнению требований, нарушая, таким образом, существующий порядок».

Депутаты ссылаются на международный опыт трансграничной передачи информации ограниченного доступа, «относимой законодательством к государственной, финансовой, коммерческой тайне или приравненной к ней»: такие ограничения, пишут они, действуют во Франции, Китае, Германии, Австрии, Италии и других странах.

Такой порядок вещей вполне соответствует сложившейся международной практике — ограничение передачи информации за пределы страны широко практикуется во многих странах, говорит заместитель директора по научной работе юридической группы «Яковлев и партнеры» Анастасия Рагулина.

«Законопроект можно было бы поддержать, если бы он касался только строго определенных сведений, а не вообще любой информации, иначе это будет губительно для бизнеса. Более того, вводимый законопроект не должен противоречить статье 23 Конституции РФ о тайне переписке, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений», — отмечает юрист.

Безусловно, предлагаемые ограничения в обмене информацией не способствуют развитию бизнеса с иностранными партнерами, соглашается адвокат, заместитель председателя коллегии адвокатов «Де-юре» Антон Пуляев. Необходимо понимать, что административный штраф для юридических лиц до 10 млн руб. создает благодатную почву для злоупотреблений и может использоваться как «дополнительный рычаг» давления на бизнес, подчеркивает юрист.

Источник: «Ведомости»