Двое подсудимых осуждены пожизненно, трое — на длительное заключение
Вчера в Мосгорсуде был оглашен приговор по делу об убийстве в октябре 2006 года обозревателя «Новой газеты» Анны Политковской. Пожизненное заключение получили организатор преступления чеченский «авторитет» Лом-Али Гайтукаев и его племянник Рустам Махмудов, стрелявший в журналистку. Остальные фигуранты дела — братья Ибрагим и Джабраил Махмудовы, следившие за жертвой, а также бывший милиционер Сергей Хаджикурбанов — получили от 12 до 20 лет колонии.
Оглашение приговора заняло не более получаса. Все судью слушали стоя, лишь отец братьев Махмудовых демонстративно сидел. Напомним, что приговору предшествовал вердикт присяжных, признавших подсудимых виновными. Суд счел доказанным, что летом 2006 года Лом-Али Гайтукаев получил от неустановленных заказчиков предложение организовать убийство Анны Политковской. Помощь в организации слежки за журналисткой оказал экс-сотрудник ГУВД Москвы Дмитрий Павлюченков (уже осужден на 11 лет). Когда Гайтукаева арестовали по делу об организации покушения на бизнесмена на Украине, он перепоручил организацию преступления бывшему оперативнику Сергею Хаджикурбанову. Братьям Ибрагиму, Джабраилу и Рустаму Махмудовым поручили слежку за госпожой Политковской, 7 октября 2006 года последний застрелил журналистку на лестничной клетке в подъезде ее дома.
Суд признал всех виновными в заказном убийстве, а Гайтукаева, Хаджикурбанова и Рустама Махмудова — еще и в незаконном обороте оружия. Рустам Махмудов признан виновным также в ранее совершенном похищении человека и вымогательстве. В итоге судья Павел Мелехин приговорил Лом-Али Гайтукаева и Рустама Махмудова к пожизненному заключению в колонии особого режима. Сергей Хаджикурбанов получил 20 лет колонии строгого режима, Джабраил и Ибрагим Махмудовы (последний, по мнению присяжных, заслуживал «снисхождения») — соответственно 14 и 12 лет. Был удовлетворен иск детей журналистки Ильи и Веры Политковских о компенсации: суд обязал Гайтукаева выплатить им 800 тыс. руб., Хаджикурбанова — 500 тыс., братьев Махмудовых — по 300 тыс. Адвокаты заявили, что будут обжаловать приговор.
После оглашения приговора гособвинители Мария Семененко и Борис Локтионов рассказали «Ъ» в эксклюзивной беседе, какие факты с очевидностью свидетельствовали против осужденных. По словам прокуроров, осмотр места происшествия в день убийства не оставлял сомнений, что совершено заказное убийство. Видеозаписи, изъятые следователями с камер наружного наблюдения, установленных в подъезде дома на Лесной улице, где жила журналистка, а также на отделении банка ВТБ, позволили установить, что еще в начале октября 2006 года предполагаемые убийцы несколько раз приезжали к дому госпожи Политковской на стареньком ВАЗ-2104. При этом из машины постоянно выходил один и тот же человек в бейсболке, который заходил в подъезд, где жила Анна Политковская. Следствие запросило у сотовых операторов телефонные соединения в месте нахождения «Жигулей». Среди прочих оказался номер Джабраила Махмудова. Выяснилось, что за несколько минут до убийства он перезванивался с абонентами, располагавшимися по пути следования журналистки домой. После этих звонков из ВАЗ-2104 вышел человек в бейсболке. Он вошел в подъезд дома журналистки и вышел через несколько секунд после убийства.
Запросив детализацию звонков Джабраила Махмудова, следователи сначала установили его связь с дядей Гайтукаевым, который находился в «Бутырке», а затем — контакты последнего и всех братьев с Дмитрием Павлюченковым.
Благодаря биллингу сыщики выяснили, что после убийства «четверку» отогнали в Солнечногорский район, к знакомому Гайтукаева Ахмеду Исаеву, который оказался владельцем машины. Было подтверждено, что «четверка» Исаева идентична дежурившей у дома журналистки — у нее был лишь один дворник и легко узнаваемый багажник на крыше. Совпали и госномера. Эксперты же установили, что волокна обшивки сидений машины соответствовали волокнам, обнаруженным внутри пистолета с глушителем, оставленного убийцей на месте преступления. В августе 2007 года были задержаны Исаев, Джабраил и Ибрагим Махмудовы. После чего установили их связь с Сергеем Хаджикурбановым. Позже выяснилось, что Исаев не знал о готовящемся преступлении, и его отпустили.
Показания против Хаджикурбанова дала и жена Павлюченкова: по ее словам, экс-оперативник пришел к ним в гости в сентябре 2006 года и рассказал ее мужу, что «надо последить за женщиной из СМИ, за Политковской».
По делу были арестованы не только Хаджикурбанов и Павлюченков, но и ряд других силовиков. Впрочем, большинство из них позже отпустили за непричастностью к преступлению.
Первый процесс (Гайтукаев и Павлюченков выступали на нем свидетелями) завершился оправдательным вердиктом присяжных. Впрочем, приговор был отменен. После этого, собрав дополнительные доказательства, обвинение в причастности к убийству госпожи Политковской предъявили Павлюченкову, который пошел на сделку со следствием, и Гайтукаеву. Повторный процесс завершился обвинительным приговором.
Позже стало известно, что защита заявила о несогласии с выводами суда. По мнению адвокатов, было нарушено право обвиняемых на защиту, из коллегии присяжных были якобы необоснованно удалены несколько членов.
«Я подал краткую жалобу на приговор суда, она будет дополнена после ознакомления с текстом приговора и протоколом судебного заседания. Насколько мне известно, мои коллеги также ждут ознакомления с текстом приговора, чтобы подать свои жалобы», — сказал адвокат.
Жалобы на приговор подаются в экспедицию Мосгорсуда и позднее будут направлены на рассмотрение в Верховный суд России.
Источник: «Коммерсантъ», ИТАР-ТАСС