Фонд «Центр Защиты Прав СМИ»
Защищаем тех,
кто не боится говорить

«Испорченный» бюллетень привел «Коммерсантъ» к отставкам

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Фондом «Центр Защиты Прав СМИ» либо касается деятельности иностранного агента Фонда «Центр Защиты Прав СМИ»

Публикацию фото с нецензурным выражением в адрес Владимира Путина владелец «Коммерсанта» Алишер Усманов счел мелким хулиганством и уволил главреда «Коммерсантъ-Власти» Максима Ковальского и гендиректора «Коммерсантъ-Холдинга» Андрея Галиева.



Серьезные кадровые перестановки произошли в ИД «Коммерсантъ». Владелец издательского холдинга Алишер Усманов отправил в отставку главного редактора журнала «Коммерсантъ-Власть» Максима Ковальского и генерального директора ЗАО «Коммерсантъ-Холдинг» Андрея Галиева. Генеральный директор издательского дома Демьян Кудрявцев сам подал в отставку. Увольнения в ИД «Коммерсантъ» стали сегодня одной из самых запрашиваемых тем в поисковой системе Google.



Причина увольнения Ковальского и Галиева — публикация ряда материалов в последних номерах журнала «Коммерсантъ-Власть», сообщает Gazeta.ru. «Эти материалы граничат с мелким хулиганством», — объяснил Алишер Усманов, не исключив возможности обращения в суд за их публикацию с иском к Максиму Ковальскому.



Максим Ковальский и Андрей Галиев начали работу в «Коммерсанте» в начале 1990-х. Ковальский был главным редактором журнала с 1999 года. Андрей Галиев назначен гендиректором «Коммерсантъ-Холдинга» в 2007 году. Демьян Кудрявцев занимает должность гендиректора издательского дома «Коммерсантъ» с января 2006 года.




Последний номер журнала «Коммерсант-Власть» вышел накануне, 12 декабря. Темой номера стали выборы в Госдуму 4 декабря. На обложке была опубликована фотография Владимира Путина, опускающего бюллетень в избирательную урну. Заголовок на обложке гласил «Победа единовбросов».



Основные материалы номера посвящены фальсификациям на выборах. В заглавном материале — на семи страницах — говорится о том, что эти выборы показали потерю доверия к партии власти. Обозреватели издания полагали, что ослабление позиций «Единой России» может привести к новому «закручиванию гаек». Вопрос недели в номере звучал так: «Сколько им накинули?». На странице с вопросом опубликована карикатура на главу ЦИК Владимира Чурова.



Журналисты подготовили материал и о том, как проходили выборы там, где административный ресурс (в его использовании в предвыборный период обвинялись несколько членов партии «Единая Россия») ослаблен или отсутствовал. В частности, в статье под названием «Яблочный пуй» речь идет о том, как проходили выборы в Лондоне. Ее сопровождают фотографии, в том числе с нецензурным выражением в адрес лидера партии «Единая Россия» Владимира Путина, написанным на избирательном бюллетене.



Сегодня днем фото с испорченным бюллетенем с сайта «Коммерсанта» убрали, но сама статья и другие фотографии остались. Позднее вместо этой фотографии появился текст с извинениями руководства ИД перед читателями и партнерами.



Максим Ковальский не считает, что вышел за пределы этики, об этом он рассказал Русской службе Би-би-си. «Перед нами был документ — фотография бюллетеня — который показывал, что на выборах были допущены нарушения. Этот бюллетень, который был опущен в Лондоне, там напротив партии «Яблоко» в клеточке стоял крестик, а напротив других партий не стояло ничего. По российскому закону этот бюллетень должен был быть признан действительным вне зависимости от того, были там надписи или нет. … То, что написано что-то про Путина… Там могло быть написано про Микки-Мауса. Важно, не что написано, а то, что он признан недействительным, — пояснил он и привел в пример газету Figaro. «Там фотография: человек из Гваделупы идет и несет фотографию «F… Sarco». И такого рода фотографии в агентствах по всему миру — можно поставить любую фамилию». Максим Ковальский считает, что проблема кроется не в лексике, а в ее сочетании с фамилией. «Я считаю, что за пределы этики, к которой я всегда очень внимателен, я не вышел и нарушений не допустил», — подчеркивает Ковальский.



Генеральный директор ИД «Коммерсантъ» Демьян Кудрявцев подал в отставку. Его заявление будет рассмотрено на ближайшем собрании акционеров, сообщил он в своем блоге в «Живом журнале». Решение будет принято после утверждения бюджета ИД будущего года. В интервью радиостанции «Эхо Москвы» Кудрявцев заявил, что генеральный директор отвечает за все. А ситуация, сложившаяся при выпуске последнего номера «Власти» недопустима.



В своем блоге Кудрявцев принес извинения читателям и партнерам за то, что при выпуске 49-го номера журнала «Власть» «были нарушены внутренние процедуры и правила Издательского Дома «Коммерсантъ», стандарты профессиональной журналистики и законодательство Российской Федерации». «Руководство Издательского Дома сожалеет об этом и приносит свои извинения читателям и партнерам», — говорится в сообщении.



Источник «Эха Москвы» в ИД утверждает, что отставка Кудрявцева принята не будет. На момент подготовки материала Демьян Кудрявцев был недоступен для комментариев.



Главный акционер издательского дома Алишер Усманов (является владельцем «Коммерсанта» с 2006 года) уже давно был недоволен политикой редакции, сообщила заместитель главного редактора журнала «Коммерсантъ-Власть» Вероника Куцылло в интервью «Эху Москвы». В Facebook она написала, что намерена подать заявление об уходе.



Вероника Куцылло в числе прочих подписала заявление членов Московской хартии журналистов, которое было обнародовано сегодня. В заявлении говорится о цензуре в журналистской среде и содержится призыв к коллегам не бояться рассказывать правду «не только тогда, когда вам это разрешают».



«Тем, что вы скрываете правду, тем, что вы соглашаетесь лгать и клеветать по приказу, тем, что вы трусите, — вы с каждым днем увеличиваете опасность трагического разворота событий. Будьте честными сами, защитите правду и честных людей, и, честные люди защитят вас», — говорится в заявлении. — Мы обращаемся и к гражданам России, для которых свобода слова — не пустой звук. Поддержите журналистов, говорящих, пишущих, снимающих правду. Если общество не защитит журналистов, то журналисты не смогут защитить общество».



«Есть ощущение, что в условиях, когда власть стала в большей степени опасаться своего народа, усиливается давление на прессу», — пояснил BFM.ru Александр Гольц, заместитель главного редактора «Ежедневного журнала», который тоже поставил свою подпись под этим заявлением. Увольнения в «Коммерсанте» он называет ущемлением свободы. «Я ежедневно читаю большое количество газет. Газетные страницы полны нецензурной лексики. И никого это совершенно не смущает. Стало быть, конфликт связан с тем, что тут нецензурная лексика была применена непосредственно к Путину Владимиру Владимировичу», — рассказал он BFM.ru.



«Если бы на бюллетене была надпись про Явлинского, Навального или Зюганова — были бы редакторы уволены?», — пишет в своем микроблоге в Twitter главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов. Правда, он утверждает, что сам не стал бы публиковать фото бюллетеня. «Если уже [напечатано], то я бы извинился перед читателями сл.номера», — пишет Венедиктов. «Я бы оштрафовал выпускающего или кого угодно на месячный оклад. Реакция АБУсманова кажется мне неестественной реакцией издателя» (орфография и пунктуация автора сохранены).



Всеволод Богданов, председатель Союза журналистов, называет произошедшее «большой драмой, которая толкает на серьезные размышления». Он не исключает, что сообщения о том, что владелец издания вмешивается в редакционную политику, может отрицательно сказаться на тиражах издания и, в конечном счете, приведет к убыткам самого владельца. Также он предположил, что политика ИД будет меняться. «Все будет более аккуратным в оценках, формировании контента», — говорит Богданов.



«Я думаю, что мы все сегодня совершаем одну большую ошибку в России, потому что на медийном пространстве есть два вида деятельности: журналистика и медийный бизнес, — рассказал он BFM.ru. — Если говорить о нормальной стране, там никогда медийный бизнес не будет ломать журналистику, потому что если сломана журналистика, то падает тираж, рейтинг. И бизнес только теряет. Владелец остерегается вмешиваться. Но сегодня владелец осуществляет цензуру, сомнений нет».



Один из основателей «Коммерсанта», глава Фонда эффективной политики Глеб Павловский так прокомментировал радиостанции Business FM увольнения в издательском доме: «У меня нет никакого сомнения, что это связано с их предвыборной линией, в общем и целом недружественной Кремлю. … Думаю, скоро обнаружат, что повсюду собственником прямо или косвенно является государство. Главное сегодня, что возникла новая среда — переплетение социальных сетей и политических, и гражданских. Она чрезвычайно раздражает руководство страны, и этими узлами хотят овладеть, заодно с самими средствами массовой информации».



Добавим, это не первый случай увольнений в СМИ за информационный контент, связанный с прошедшими выборами. 30 ноября, за четыре дня до выборов, из Gazeta.ru уволился первый заместитель главного редактора издания Роман Баданин. Свое решение он объяснил тем, что с сайта был снят баннер «Карты нарушений», в которой фиксировались предвыборные нарушения. Издание делало этот проект совместно с ассоциацией «Голос».



Тогда главный редактор Gazeta.ru Михаил Котов объяснил, что баннер снят исключительно по коммерческим причинам. По его словам, маркетинговая служба решила заменить баннер интерактивной карты нарушений на выборах на коммерческий. Позднее Котов был вызван в Роскомнадзор, где ему вручили протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст 5.5 КоАП (нарушение порядка участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов, референдумов).



Источник: BFM.ru



P.S. Сегодня стало известно, что сотрудники ИД «Коммерсант» написали открытое письмо, в котором выразили протест против решения руководства холдинга уволить главного редактора журнала «Коммерсант Власть» Максима Ковальского и считают это акцией запугивания.

По словам авторов письма, нецензурный текст не являлся словами журнала, редакции или кого-либо из авторов.

«Это была фотография, фиксирующая реальное поведение избирателей на выборах. Судя по митингу на Болотной площади, куда пришло несколько десятков тысяч человек, такие настроения достаточно представительны в российском обществе, чтобы проинформировать об этом читателей», — отмечается в письме.

Сотрудники ИД подчеркивают, что знают Максима Ковальского как человека большого таланта и высокого профессионализма, для которого всегда были чрезвычайно важны честь и репутация издательского дома «Коммерсантъ».

«Для нас его защита — это защита нашей чести и достоинства», — говорится в заявлении.

По мнению журналистов, их «принуждают к трусости, что недостойно и непродуктивно». «Особенно смущает попытка представить увольнение человека за профессиональную позицию борьбой за чистоту русского языка. Это та же фальсификация, которая оскорбила людей на выборах», — подчеркивают авторы письма.

Нам трудно сохранять объективность, когда на нас давят и преследуют наших товарищей, и мы не понимаем, зачем в таких обстоятельствах мы должны ее сохранять. Недопустимо, чтобы конфронтация на улицах Москвы стала конфронтацией внутри нашего Дома, — заявляют журналисты.

Под письмом поставили свою подпись, в частности, Григорий Ревзин, Елена Нусинова, Арина Бородина, Иван Ждакаев, Анастасия Горшкова, Павел Шеремет.

Мнение журналистского сообщества при попытке оценить ситуацию с увольнением Ковальского и Галиева разделилось. Часть экспертов выразила опасение, что речь может идти о попытке введения цензуры, другие поддержали позицию владельцев ИД и заявили, что публикация нецензурных надписей в респектабельном журнале — это не только неэтично, но и пошло.

Источник: РИА Новости»

Комментарий директора Центра защиты прав СМИ Галины Араповой:

Публикация фотографии испорченного избирательного бюллетеня с нецензурной надписью в адрес премьер-министра России Путина в качестве иллюстрации к публикации о фальсификациях на выборах явилась основанием для увольнения главного редактора журнала «Ъ-Власть», издаваемого Издательским домом Коммерсант. Мотивация была такова — публикация фактически граничит с «мелким хулигантством». Однако мы понимаем, что в данной ситуации далеко не забота о чистоте русского языка или репутации издания сподвигла собственника к таким мерам, а скорее забота о своих добрых взаимоотношениях с властью. С правовой же точки зрения это не только не тянет на основания для уволнения сотрудника, но вряд ли даже тянет на дисциплинарное взыскание.

Если же говорить о потенциальном нарушении законодательства о СМИ, то его в том случае тоже нет. Я совершенно не оправдываю и не ратую за использование жесткой или неприличной лексики в прессе, но оценивая данный конкретный случай, уверена, что редакция не преступила границы допустимого в части свободы выражения мнения. Допустимость экспрессии в СМИ всегда должна оцениваться с учетом темы публикации, особой ситуации, в которой появилась публикация, провокационности темы и ряда других факторов. Проблема фальсификации выборов, степень возмущения общественности допущенными нарушениями, ответственность власти за случившееся и их реакция на отношение общества к фактам фальсификации, общественная важность данной темы, особая значимость политического момента в период выборов — все это является теми факторами, которые оправдывают гораздо более жесткие критические высказывания, в том числе и в довольно резкой, зачастую неприличной с точки зрения норм руского языка форме. То есть я считаю, что подача материала в журнале и использованные иллюстрации вполне соответсвуют протестным настороениям в обществе, при этом провокационное поведение власти, делающей вид, что ничего не происходит, только повышает градус экспрессии в обществе, которая и была продемонстрирована в журнале в формате спортной иллюстрации.

Помимо прочего, не нужно забывать, что если и рассматривать ругательство на испорченном бюллетене с правовой точки зрения, то скорее как оскорбление в адрес Путина лично. Но в таком случае он сам должен как минимум проявить чувство обиды за нанесенное оскорбление, обратиться в суд с иском или, в соответствии с новой процедурой, инциировать производство об административном правонарушении по статье 5.61 КоАП РФ «Оскорбление», чего, как я понимаю, сделано не было. Все остальное — это бег господина Усманова впереди паровоза для демонстрации лояльности власти.