Сейчас в стране бум онлайн-образования. Дистанционное обучение используют университеты и компании, работает множество интернет-площадок, предлагающих авторам создать свой курс и зарабатывать на нем, а пользователям – приобретать новые знания и навыки. И если вы — автор онлайн-курса, рано или поздно у вас возникнут вопросы: как защитить свои права и не нарушить чужие?
1. РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ ЛИ АВТОРСКОЕ ПРАВО НА ОНЛАЙН-КУРСЫ?
Да. Согласно ст. 1259 ГК РФ объектами авторского права являются любые обнародованные и необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения.
2. Я РАЗРАБАТЫВАЮ ОНЛАЙН-КУРС. МОГУ ЛИ Я ИСПОЛЬЗОВАТЬ В НЕМ ТЕКСТЫ, КАРТИНКИ, ВИДЕО И АУДИОЗАПИСИ, СОЗДАННЫЕ ДРУГИМИ?
Гражданский кодекс разрешает свободное использование авторских произведений в учебных целях (без согласия автора и выплаты ему вознаграждения) на таких условиях:
1. Нужно обязательно указать автора или правообладателя и источника заимствования.
2. Использование произведение или его части должно быть оправдано учебными целями.
Бывают разные виды использования авторского произведения:
— цитирование правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования;
— использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью.
3. А ЧТО ТАКОЕ УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ?
Например, если произведение длинное (фильм, книга, музыкальная композиция), то нужно брать фрагмент в таком объеме, в котором необходимо для конкретной поставленной учебной цели. Скажем, вам нужно привести в качестве примера признаки постмодернизма в творчестве писателя. В таком случае достаточно процитировать фрагмент текста, где эти признаки присутствуют, а не выкладывать произведение целиком.
Также важно понимать, что не любое использование авторского произведения в онлайн-курсе может соответствовать учебным целям. Например, это случай использования авторских произведений в дизайне (оформлении) курса. Скажем, создатели курса берут красивую пейзажную фотографию для «обложки» курса. Или накладывают музыкальный фон в видеозаписях. В обоих этих случаях использование фото и музыки без разрешения автора (правообладателя) будет считаться нарушением, даже если указать имя автора. Причина – произведение используется не в учебных целях, а как элемент оформления.
4. ДОЛЖЕН ЛИ АВТОР РЕГИСТРИРОВАТЬ АВТОРСКИЕ ПРАВА ДЛЯ ИХ ЗАЩИТЫ?
Нет. Авторские права возникают по факту создания произведения, и право на их защиту возникает тогда же. Они распространяются как на произведения для широкого круга людей (памятники, выставки, фильмы, онлайн-курсы), так и на субъективный результат интеллектуальной деятельности для личного пользования (например, видеопоздравление на день рождения друга, кукла ручной работы и т.д.).
5. КОМУ ПРИНАДЛЕЖАТ АВТОРСКИЕ ПРАВА НА ОНЛАЙН-КУРСЫ?
Они могут принадлежать автору курса или его заказчику. Если человек сам создает, сам пользуется и продает онлайн-курс, то он является и автором, и правообладателем. Если он делает курс под заказ, то условия использования обычно определяются договором между заказчиком и автором. Права на использование курса могут полностью переходить к заказчику либо распределяться таким образом, что использовать курс в будущем сможет и его автор, и его правообладатель на условиях, которые они определили договором.
6. А ЕСЛИ СОЗДАТЕЛЕЙ МНОГО, КОМУ ПРИНАДЛЕЖИТ АВТОРСТВО?
Члены команды, участвующие в процессе создания онлайн-курсов, должны оформить договор о соавторстве. Согласно ст. 1258 ГК РФ произведение, созданное в соавторстве, используется членами команды или коллектива совместно, если соглашением между ними не предусмотрено иное. В таком соглашении может быть указано какой из соавторов какую часть произведения создает, а также как распределены права на использование произведений между соавторами. При этом, в случае, когда такое произведение образует неразрывное целое, ни один из соавторов не вправе без достаточных оснований запретить использование такого произведения.
7. КТО АВТОР, ЕСЛИ МАТЕРИАЛЫ ОНЛАЙН-КУРСА БЫЛИ РАЗРАБОТАНЫ ПРИ УЧАСТИИ ВНЕШНИХ ГРАНТОВ ИЛИ ФИНАНСИРОВАНИЯ?
Организация, которая выдает грант или каким-то иным способом финансирует создание онлайн-курса, обычно заключает с авторами договор. В нем в том числе описывается, получает ли эта организация права на конечный продукт, могут ли авторы использовать его самостоятельно и при каких условиях. Например, в договоре может быть указано, что грантодатель получает неограниченное право использовать онлайн-курс по своему усмотрению, а автор – только в некоммерческих целях и с обязательным указанием источника финансирования.
8. ОБЛАДАЮТ ЛИ АВТОРСКИМИ ПРАВАМИ УЧИТЕЛЯ И ПРЕПОДАВАТЕЛИ, ВНЕДРЯЮЩИЕ В УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ?
В данном случае речь идет о служебном произведении. Согласно статье 1295 ГК РФ, если в трудовые обязанности работника входит создание и проведение дистанционных курсов, то исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю (если договором между ними не предусмотрено иное). В случае, если работодатель не использует это служебное произведение в течение трех лет, то право на него переходит снова к автору.
9. А КАК В ЭТОМ СЛУЧАЕ ДОКАЗАТЬ, ЧТО Я ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЯВЛЯЮСЬ АВТОРОМ ОНЛАЙН-КУРСА?
Для этого существует процесс депонирования, то есть фиксирования авторских прав на произведение. Оно может осуществляться в нотариате, в Российском авторском обществе и даже через онлайн-сервисы. Есть система Web-депозитария для сайтов: информация размещается в специальном архиве для объектов интеллектуальной собственности, представленных в электронном виде.
Существуют также способы «привязать» автора к произведению: указание знака копирайта ©, логотипа или водяного знака на всех материалах курса.
Источник: Центр защиты прав СМИ