Как опубликовать чужую фотографию законно? Что делать, если ваше фото используют, не получив согласия? Старший юрист Центра защиты прав СМИ Светлана Кузеванова рассказала об авторском праве в работе медиа.
*Карточки подготовлены по итогам вебинара Альянса независимых региональных издателей (АНРИ). Вебинары проводятся с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.
1. КАЖДАЯ ЛИ ФОТОГРАФИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ОБЪЕКТОМ АВТОРСКОГО ПРАВА И ЗАЩИЩАЕТСЯ ЗАКОНОМ?
Все фотографии и иллюстрации (в том числе открытки, демотиваторы, картинки) являются объектами авторского права. Даже если фотография блеклая и на ней завален горизонт. В законе это звучит так: «Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения». Верховный суд отдельно поясняет, что отсутствие новизны, уникальности или оригинальности результата интеллектуальной деятельности само по себе не может свидетельствовать о том, что такой результат создан не творческим трудом и, следовательно, не является объектом авторского права.
2. АВТОРСКИЕ ПРАВА НУЖНО РЕГИСТРИРОВАТЬ?
Нет, не нужно. По самому факту создания произведения вы становитесь автором. Согласно российскому законодательству, автором может быть только физическое лицо, юридическое лицо может быть правообладателем. Лицо, указанное в качестве автора в оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное.
3. Я ХОЧУ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ФОТОГРАФИЮ ИЗ ИНТЕРНЕТА В СТАТЬЕ/БЛОГЕ. КАК НАЙТИ АВТОРА, ЕСЛИ СНИМОК МНОГО РАЗ ОПУБЛИКОВАН?
Чтобы опубликовать снимок и соблюсти законодательство об авторских правах, нужно связаться с автором и получить согласие на использование его работы. Если найти автора не удается, то юристы советуют выбрать другую фотографию (например, из бесплатных стоков) или использовать собственный фотобанк. Публикация спорного снимка может обернуться претензией со стороны автора.
4. КАКИЕ ПРАВА НА ФОТОГРАФИИ ЕСТЬ У АВТОРОВ?
Законом предусмотрено три группы прав: личные неимущественные права, исключительное право на произведение, иные права, в том числе право на вознаграждение за использование служебного произведения.
А). К личным неимущественным правам относятся: право авторства; право автора на имя (право использовать или разрешать использование фотографии под своим именем, псевдонимом или без указания имени). Эти права неотчуждаемы и охраняются бессрочно. Еще существуют право на неприкосновенность (нельзя изменять чужое произведение –кадрировать, наносить надписи и т.п.) и право на обнародование. Эти права могут передаваться, но охраняются бессрочно.
Б). Исключительное право на произведение — право использовать чужое произведение в любой форме и любым способом. Форм использования произведения всего 11 (в зависимости от категорий авторского права), в случае с фотографией это распространение, публикация, переработка, размещение в Интернете. Объемы этих правомочий нужно обговаривать с автором: например, если вы получили разрешение публиковать фото в Интернете, это не означает, что фото можно еще и напечатать на афише.
Исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и потом еще 70 лет, начиная с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Это важно учитывать при использовании архивных фотографий.
5. ТАК КАК КОРРЕКТНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЧУЖУЮ ФОТОГРАФИЮ?
Чтобы использовать чужую фотографию, необходимо получить согласие (право) на ее использование и указать имя автора. В идеале нужно заключить письменный договор.
6. ПИСЬМЕННЫЙ ДОГОВОР НЕОБХОДИМО ЗАКЛЮЧАТЬ В КАЖДОМ СЛУЧАЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЧУЖИХ ФОТОГРАФИЙ?
Согласно судебной практике, в качестве «договора» с автором произведения признается любая переписка и формы договоренности (расписки, e-mail переписки или диалоги в мессенджерах), если соблюдены обязательные условия: в переписке с автором нужно четко определить предмет договора (конкретный снимок), цену договора (обговорить, что использование будет безвозмездным, иначе действует презумпция возмездности договора), срок, на который передаются авторские права, и территорию действия. По умолчанию, если это специально не обговорено, фотографии можно использовать в течение пяти лет и только на территории России. Формулировка может звучать так: «Можно мы безвозмездно возьмем вот эту (снимок) фотографию и будем ее использовать в течение всего срока действия авторских прав? (в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора)» Если вы хотите заказать у фотографа репортаж или серию снимков для частого и разнообразного использования, необходимо заключить с ним письменный договор.
7. КАК РЕГУЛИРУЮТСЯ ВОПРОСЫ АВТОРСКОГО ПРАВА В СЛУЧАЕ СО ШТАТНЫМИ ФОТОГРАФАМИ?
В данном случае редакция СМИ является правообладателем фотографий, а фотограф – автором. Публиковать служебные произведения без указания авторства можно, если это право редакции прописано в договоре с фотографом. То же касается использования фотоархива после увольнения штатного сотрудника.
8. МОЖНО ЛИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ФОТОГРАФИЮ, ЕСЛИ НА НЕЙ НЕТ КОПИРАЙТА?
Копирайт – знак охраны авторского права. Но его наличие или отсутствие никак не влияет на возможность использовать фотографию, по сути это информирование о наличии у произведения автора. Если автор не ставит на фото копирайт, это не означает, что снимок не охраняется авторским правом. Закон предлагает оформлять копирайт так: @Иванов Иван, 2018. Но может быть и другим (в виде ссылки, псевдонима и т.п.).
Удаление копирайта – отдельное нарушение. СМИ может быть оштрафовано за публикацию фотографии, даже если копирайт с нее был удален кем-то другим.
9. ДОСТАТОЧНО ЛИ УКАЗАНИЯ ИМЕНИ АВТОРА ИЛИ ССЫЛКИ НА ЕГО СТРАНИЦУ/САЙТ, ЧТОБЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОТОГРАФИИ БЫЛО ЗАКОННЫМ?
Это не спасает от нарушения авторских прав, но снижает риски обращения автора в суд. Авторские права нарушаются в том случае, если СМИ не спрашивает согласие автора на публикацию снимка. Однако закон допускает случаи свободного использования фотографий – подробнее об этом см. в п. 12.
10. СМИ ВЗЯЛО ФОТОГРАФИЮ С САЙТА ПРЕСС-СЛУЖБЫ И ПОДПИСАЛО ПРЕСС-СЛУЖБУ КАК АВТОРА. ПОТОМ ОКАЗАЛОСЬ, ЧТО У ФОТО ЕСТЬ АВТОР, КОТОРЫЙ ОБРАТИЛСЯ В РЕДАКЦИЮ С ПРЕТЕНЗИЕЙ. КТО ВИНОВАТ, РЕДАКЦИЯ ИЛИ ПРЕСС-СЛУЖБА?
Всякий раз за использование фото, взятого из Интернета, отвечает тот, кто его использовал. Если претензия автора фотографии обращена к СМИ – отвечает редакция.
11. ЦЕЛЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СНИМКА ИГРАЕТ РОЛЬ ПРИ ЗАЩИТЕ АВТОРСКИХ ПРАВ?
Отбиваясь от претензий фотографов, СМИ часто заявляют, что использовали фотографию в информационных целях (ст. 1274 ГК РФ). Однако нужно помнить, что для признания нарушения авторского права не важно, использовалось фото в коммерческих целях или нет. При этом использование чужих фотографий в коммерческих целях является так называемым «отягчающим» обстоятельством, увеличивающим на практике размер суммы компенсации фотографу. Поэтому использовать фото без согласия автора для создания календарей или сувенирной продукции однозначно нельзя.
12. В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ФОТОГРАФИЮ БЕЗ СОГЛАСИЯ АВТОРА?
Законодательство предусматривает следующие ситуации:
Случай №1: согласие автора не требуется при использовании изображений объектов искусства, находящихся в открытых для свободного посещения местах (парки, выставки, музеи, кафе и т.п.). Однако фотография внутри фотографии не должна являться основным объектом использования или использоваться в коммерческих целях. Например, в репортаже с фотовыставки нельзя использовать крупные снимки одной фотографии.
Случай №2: допускается перепечатка статей по текущим экономическим, политическим, социальным или религиозным вопросам либо иных произведений такого же характера – если перепечатка специально не запрещена автором: «Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования воспроизведение в периодическом печатном издании и последующее распространение экземпляров этого издания, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения правомерно опубликованных в периодических печатных изданиях статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам либо переданных в эфир или по кабелю, доведенных до всеобщего сведения произведений такого же характера в случаях, если такие воспроизведение, сообщение, доведение не были специально запрещены автором или иным правообладателем» (пп. 3, п.1, ст. 1274 ГК РФ).
Изначально эта норма касалась только печатных статей, но Суд по интеллектуальным правам (СИП) постановил, что правило распространяется и на фотографии: «Изложенная норма права не ограничивается лишь свободным использованием статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам либо переданных в эфир или по кабелю, но и предусматривает свободное использование доведенных до всеобщего сведения произведений такого же характера.
При этом согласно изложенным выше нормам права произведение может относиться к областям науки, литературы и искусства независимо от его достоинства и назначения, а также способа выражения.
То есть статья, иное текстовое произведение, фотография и так далее, являются способом выражения произведения.
С учетом изложенного фотографические изображения соответствующей тематики (характера) также могут быть свободно использованы по правилам подпункта 3 пункта 1 статьи 1274 ГК РФ» (Постановление СИП от 7 сентября 2016 г. по делу N А60-54898/2015).
Поводом для разъяснения СИП стал судебный процесс блогера Ильи Варламова против интернет-портала 66.ru. Портал опубликовал ряд фотографий, изначально размещенных на странице блогера. В суде СМИ настаивало, что авторство Варламова и источник указаны, а публикация является перепечаткой снимков, касающихся важных текущих событий. В рамках кассации дело дошло до СИП. Разъяснив норму закона, СИП вернул дело в суд первой инстанции, который учел постановление, но пришел к выводу, что характер использованных фотографий не касается текущих экономических, политических, социальных вопросов.
Поэтому юристы рекомендуют строго соблюдать все указанные в законе условия при перепечатке фотографий (например, репортажей).
Случай №3: цитирование. В оригинале нормы (пп.1, п.1, ст. 1274 ГК РФ) речь идет о цитировании «правомерно обнародованных произведений <…>, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати». Суд по интеллектуальным правам уточнил, что норма в том числе подразумевает цитирование фотографий. Так СИП прокомментировал судебный процесс блогера Ильи Варламова против портала Архи.ру, опубликовавшего несколько фотографий из блога: «Фактически спор в данном деле сводился к оспариваемому истцом утверждению ответчика, согласно которому спорные фотографии были использованы в информационных целях в порядке цитирования фоторепортажей истца, размещенных им в своем блоге, что является допустимым случаем свободного использования произведений» (Постановление СИП от 15 сентября 2016 г. по делу N А40-142345/2015).
Верховный суд также разрешил цитирование фотографий в Интернете без согласия автора или правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с указанием имени автора и источника заимствования (Определение ВС РФ №305-ЭС16-18302 от 25 апреля 2017 года): «Любые произведения науки, литературы и искусства, охраняемые авторскими правами, в том числе фотографические произведения, могут быть свободно использованы без согласия автора и выплаты вознаграждения при наличии четырех условий: использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях; с обязательным указанием автора; источника заимствования и в объеме, оправданном целью цитирования».
Юристы отмечают, что судебная практика в отношении цитирования фотографий пока не устоялась, и не рекомендуют ссылаться на эту норму: пока российские суды склонны расценивать заимствованные фотографии как иллюстрацию, а не цитату.
13. КАК ЛУЧШЕ ЗАЩИТИТЬ СВОИ ПРАВА, ЕСЛИ ВЫ — АВТОР?
Если вы увидели свою фотографию на каком-либо сайте, СМИ, баннере, буклете и хотите защитить свои авторские права, вы должны: 1) проанализировать, попадает ли снимок под случаи свободного использования фотографии (см. вопрос №12); 2) понять, какие авторские права были нарушены при использовании фотографии (не спросили согласие, не указали имя или указали чужое, допустили изменение фотографии); 3) определить, кому предъявить претензии (редакция СМИ, администратор сайта, частная фирма и т.п.); 4) направить претензию; 4) если вам отказали или претензия осталась без ответа, обратиться в суд. Юристы отмечают, что направление претензии не является обязательным шагом перед обращением в суд, но зачастую помогает урегулировать конфликт без судебного разбирательства.
14. ОБЛАДАЕТ ЛИ ЛИЦО, ИЗОБРАЖЕННОЕ НА ФОТО, АВТОРСКИМИ ПРАВАМИ НА ИЗОБРАЖЕНИЕ?
Нет, сфотографированный человек не является автором фотографии, но у него есть другое право – право на изображение. Поэтому при использовании портретной фотографий для публикации в СМИ необходимо помнить о необходимости получить согласие не только автора изображения, но и изображенного крупным планом человека.
Чтобы не пропустить новые рекомендации в сфере медиаправа и анонсы бесплатных вебинаров, подписывайтесь на наши странички ВКонтакте и канал Telegram — зрим в корень, пишем по делу, иногда шутим.