Фонд «Центр Защиты Прав СМИ»
Защищаем тех,
кто не боится говорить

Можно ли публиковать поздравления в адрес кандидата или от него?

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Фондом «Центр Защиты Прав СМИ» либо касается деятельности иностранного агента Фонда «Центр Защиты Прав СМИ»

Публикация поздравлений на страницах газеты — одна из крупных статей доходов некоторых, особенно небольших, СМИ. Но как быть, если в поздравлении фигурирует кандидат в депутаты или губернаторы? Имеет ли СМИ право распространять такие тексты? А если это поздравление прислал сам кандидат? Разбираем в статье.

 

Первая ситуация: Директор завода, который баллотируется в депутаты областной думы, поздравляет сотрудников завода с профессиональным праздником. Может ли СМИ опубликовать это поздравление? Не будет ли это признано агитацией?

Статья 40 Закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” устанавливает ограничения для кандидатов, которые занимают государственные должности или являются руководителями организацией. При проведении своей избирательной кампании они не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.

Та же статья определяет, что под использованием преимуществ должностного или служебного положения понимается, в том числе, обнародование в период избирательной кампании в СМИ отчетов о проделанной работе, распространение от имени кандидата поздравлений и других материалов, не оплаченных из средств соответствующего избирательного фонда.

Поэтому поздравления от директора завода должны быть оплачены из средств его избирательного фонда. В противном случае, это может быть расценено как злоупотребление своим должностным положением.

Вторая ситуация: Коллектив завода хочет поздравить на страницах СМИ своего руководителя, который баллотируется в депутаты, с днем рождения. Могут ли такое поздравление признать агитацией?

Специальных запретов и ограничений на этот счет в законе нет. Но стоит помнить, что материалы не должны содержать признаков предвыборной агитации. К ним относятся:

  1. Призывы голосовать за кандидата, за списки кандидатов или против них.
  2. Выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в том числе указание на то, за какого кандидата будет голосовать избиратель (исключение – результаты опросов общественного мнения).
  3. Описание возможных последствий, которые наступят в случае победы или проигрыша кандидата.
  4. Распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате в сочетании с позитивными или негативными комментариями.
  5. Распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением служебных обязанностей.
  6. Деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного имиджа кандидата.

Помните, что наличие этих признаков не означает автоматически агитацию. Агитация будет лишь в случае, если будет просматриваться общая цель побудить избирателей к голосованию. Поэтому, скорее всего, проблем из-за поздравления от сотрудников, не будет.

 

Источник: Центр защиты прав СМИ