Фонд «Центр Защиты Прав СМИ»
Защищаем тех,
кто не боится говорить

Как и зачем регистрировать СМИ?

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Фондом «Центр Защиты Прав СМИ» либо касается деятельности иностранного агента Фонда «Центр Защиты Прав СМИ»

Регистрация сайтов в качестве СМИ носит необязательный характер, однако она не только накладывает ряд ограничений, но и дает множество преимуществ. В рекомендации рассказываем все о регистрации СМИ. 

Кто производит регистрацию СМИ?

  • В случае регистрации СМИ федерального уровня, сетевых изданий и СМИ с распространением на несколько регионов регистрацию производит Центральный аппарат Роскомнадзора; 
  • В случае регистрации СМИ регионального и муниципального уровня — территориальные подразделения Роскомнадзора. 

Как можно подать документы? 

Документы можно подать лично в отделение Роскомнадзора или направить почтой.

Кто может зарегистрировать СМИ?

  • юридическое лицо;
  • физическое лицо;
  • индивидуальный предприниматель;
  • объединение граждан;
  • орган местного самоуправления;
  • государственный орган.

Кто не может выступать учредителем СМИ?

  • лицо, отбывающее наказание в местах лишения свободы либо имеющее судимость за совершение преступлений с использованием СМИ или интернета, или за совершение преступлений, связанных с осуществлением экстремистской деятельности;
  • лицо, не достигшее восемнадцатилетнего возраста или признанное судом недееспособным;
  • объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, деятельность которых запрещена по закону;
  • гражданин другого государства или лицо без гражданства, не проживающее постоянно в России.

Кроме того, согласно статье 19.1 Закона “О СМИ” не могут быть учредителем или редакцией СМИ, а также организаций, осуществляющих вещание: 

  • иностранное государство, международная организация, а также находящаяся под их контролем организация;
  • иностранное юридическое лицо; 
  • российское юридическое лицо с иностранным участием; 
  • иностранный гражданин, лицо без гражданства; 
  • гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство другого государства.

Исключения — случаи, когда это предусмотрено международным договором Российской Федерации

В каких случаях не нужно регистрировать СМИ? 

  • для СМИ, учреждаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления исключительно для издания их официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов;
  • для периодических печатных изданий тиражом менее 1 тыс. экземпляров;
  • для радиопрограмм, телепрограмм, распространяемых по кабельным сетям, ограниченным помещением и территорией одного государственного учреждения, учебного заведения или промышленного предприятия либо имеющим не более 10 абонентов;
  • для аудиопрограмм и видеопрограмм, распространяемых в записи тиражом не более 10 экземпляров.

Обязательно ли регистрировать сайты в качестве СМИ?

Нет, не обязательно. Но с точки зрения закона не зарегистрированный в качестве СМИ сайт не будет считаться сетевым изданием.То есть на незарегистрированный сайт не будет распространяться закон “О СМИ”.

Какие документы нужны для регистрации? 

  • заявление на регистрацию СМИ по установленной форме,
  • сведения об уплате госпошлины,
  • доверенность на подачу документов и ведение дел в Роскомнадзоре, а также на получение выписки из реестра зарегистрированных СМИ (учредители — юридические лица заверяют доверенность подписью руководителя и печатью данного юридического лица, учредители — физические лица заверяют подпись на доверенности нотариально),
  • уведомление учредителя и (или) редакции СМИ о соблюдении статьи 19.1 Закона “О СМИ» (скачать шаблон уведомления  можно на сайте Роскомнадзора по ссылке).

— для учредителей-юрлиц нужны:

  • выписка из ЕГРЮЛ,
  • копия устава юридического лица, заверенная у нотариуса,
  • выписка из реестра акционеров, список участников общества с ограниченной ответственностью.

— для учредителей физических лиц нотариально заверенные копии:

  • паспорта с отметкой о регистрации по месту жительства,
  • СНИЛС. 

— в случае регистрации сетевого издания:

  • заверенные копии документов, подтверждающие право использования доменного имени сайта в интернете (свидетельство о регистрации доменного имени) с указанием паспортных данных администратора — если это физическое лицо, а также ОГРН и ИНН — в случае, если это юридическое лицо.

Нужно ли прикладывать к документам устав редакции СМИ?

Если создаётся новое СМИ, то устав прикладывать не надо. Он должен быть подан в Роскомнадзор в течение 3 месяцев с момента первого выхода продукции СМИ (устав можно направить почтой России, приложив к нему сопроводительное письмо с указанием, что направляется принятый устав такого-то СМИ).

Как долго проходит процесс регистрации?

Регистрация СМИ занимает 30 дней с момента получения документов Роскомнадзором.

В каких случаях могут отказать в регистрации? 

В регистрации СМИ может быть отказано в случае, если:

  • заявление на регистрацию подано от имени лица, не обладающего правом на учреждение СМИ;
  • указанные в заявлении сведения не соответствуют действительности;
  • наименование (название), примерная тематика и (или) специализация СМИ нарушают положение ч. 1 ст.  4 Закона “О СМИ”;
  • Роскомнадзором ранее зарегистрировано СМИ с теми же наименованием (названием) и формой распространения.

Срок действия записи в реестре зарегистрированных СМИ? 

Запись действительна без ограничения срока действия.

Размер государственной пошлины: 

 

Территория распространения/вид СМИ Неспециализированные СМИ СМИ образовательного и культурно-просветительского характера, издания для детей, подростков, инвалидов Рекламные СМИ Эротические СМИ
Распространение продукции СМИ на всей территории РФ и за ее пределами 8 000 рублей 1 600 рублей 40 000 рублей 80 000 рублей
Распространение продукции СМИ территории субъекта РФ, территории муниципального образования 4 000 рублей 800 рублей 20 000 рублей 40 000 рублей
Распространение продукции СМИ на территории двух и более субъектов РФ 8 000 рублей 1 600 рублей 40 000 рублей 80 000 рублей

 

Внесение изменений в запись о регистрации СМИ требуется при:

  • смене учредителя или изменении состава соучредителей;
  • изменении названия СМИ;
  • изменении языка СМИ;
  • изменении примерной тематики и (или) специализации СМИ;
  • изменении доменного имени сайта (для сетевого издания);
  • изменении формы и территории распространения СМИ.

За что и как могут признать регистрацию недействительной? 

Регистрация СМИ может быть признана недействительной исключительно судом в порядке административного судопроизводства по заявлению Роскомнадзора в случае:

1) если представленные при регистрации сведения в Роскомнадзор не соответствуют действительности;

2) если СМИ не выходит в свет (в эфир) более одного года;

3) если устав редакции или заменяющий его договор не направлен в Роскомнадзор в течение трех месяцев со дня первого выхода в свет (в эфир) СМИ;

4) если имела место повторная регистрация СМИ.

Правовое регулирование регистрации СМИ:

  • ст. 8-15 Закона РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991, № 2124-1,
  • Приказ Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия от 22.10.2007 № 315 «Об утверждении административного регламента исполнения государственной функции по регистрации средств массовой информации», 
  • Постановление Правительства РФ от 16 октября 2015 г. № 1107 «Об утверждении перечня документов, свидетельствующих о соблюдении учредителями (участниками) средств массовой информации, редакциями средств массовой информации, организациями (юридическими лицами), осуществляющими вещание, требований статьи 19.1 Закона РФ «О средствах массовой информации»,
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 06 октября 2011 г. № 1752-р «Об утверждении перечня документов, прилагаемых заявителем к заявлению о регистрации (внесении изменений в запись о регистрации) средства массовой информации»,
  • Приказ Роскомнадзора от 17.05.2019 N 100 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной услуги по регистрации средств массовой информации».

 

БОНУС: Плюсы и минусы регистрации сайта в качестве СМИ

Сайт в сети Интернет может быть зарегистрирован в качестве средства массовой информации с формой периодического распространения «сетевое издание».

Такая регистрация носит добровольный характер. По действующему законодательству сайты в интернете не подлежат обязательной регистрации в качестве СМИ.

При регистрации сетевого СМИ Роскомнадзор выдает выписку из реестра зарегистрированных СМИ, заверенную печатью. После этого сайт будет называться “сетевым изданием”, а деятельность его владельцев будет регулироваться Законом «О СМИ».

Отметим, что основная часть прав и обязанностей журналистов, закрепленных в Законе «О СМИ», имеет общие правомочия и распространяется на всех лиц, а не только на журналистов (например, право искать, запрашивать, получать и распространять информацию).

Но представители зарегистрированного в качестве СМИ ресурса имеют ряд существенных преимуществ, которыми не обладают иные лица, в частности:

Освобождение от ответственности

На зарегистрированное СМИ распространяются положения ст. 57 Закона «О СМИ», а именно освобождение от ответственности за сведения, содержащиеся в комментариях, которые размещаются без премодерации; за сведения, полученные от информационных агентств, пресс-служб государственных органов, должностных лиц. То есть если в указанных случаях на ваш ресурс подадут иск за распространение сведений, ущемляющих права и законные интересы граждан, либо представляющих собой злоупотребление свободой массовой информации, вы освобождаетесь от ответственности.

Запрос информации

Возможность делать запросы о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц (на запросы обычных граждан обязаны отвечать только госорганы и органы местного самоуправления, иные субъекты могут отвечать по желанию).

Аккредитация

По Закону «О СМИ» сотрудники зарегистрированного СМИ получают статус журналиста. С удостоверением журналиста можно получать аккредитацию на посещение мероприятий органов власти и бизнеса, которые не пускают к себе рядовых граждан.

Сохранение тайны источника

Вы сможете писать “как сообщил нам источник на условиях анонимности“, и никто не имеет права требовать от вас раскрытия этого источника, за исключением случая, когда соответствующее требование поступило от суда в связи с находящимся в его производстве делом. Но даже и в этом случае вы сможете сохранить источник информации в тайне, правда, понесёте за это ответственность.

Новостные агрегаторы

Новости вашего сайта смогут попадать в ленту новостных агрегатов (например, Яндекс.Новости, Новости@Rambler.ru). По закону новостные агрегаты должны собирать и отображать в своих подборках новости только тех сайтов, которые зарегистрированы в качестве СМИ.

Дополнительная возможность обработки персональных данных

Возможность обработки персональных данных без согласия лица, если такая обработка осуществляется в рамках профессиональной деятельности журналиста (при этом не нарушаются права и законные интересы субъекта персональных данных).

И еще несколько существенных преимуществ регистрации сайта как СМИ:

  • зарегистрированное название СМИ будет уникальным (нельзя зарегистрировать аналогичное название СМИ с таким же способом и территорией распространения);
  • ответ на запрос информации предоставляется в течение 7 дней (а не 30 дней, как для обычных граждан);
  • возможность участвовать в конкурсах, получать гранты, где требуется статус СМИ;
  • вправе предоставлять эфирное время или печатную площадь для агитации по истечении 1 года с даты регистрации.

Наличие статуса сетевого издания накладывает определенные обязанности и ответственность на его владельцев, а именно:

  • обязанность иметь устав редакции или договор, его замещающий, который необходимо предоставить в Роскомнадзор;
  • при смене местонахождения редакции, объёма и периодичности сетевого издания обязанность уведомить об этом Роскомнадзор в тридцатидневный срок (например, если сетевое издание заявляет, что оно будет выходить ежедневно, а максимальный объём публикуемых материалов и данных будет составлять 1 гб, значит за сутки издание не может превышать заявленный объём. Если планируется превышать этот объем, об этом надо уведомить Роскомнадзор);
  • необходимость публиковать выходные данные СМИ на сайте;
  • необходимость размещать возрастную маркировку на главной странице сайта;
  • при получении редакцией или издателем СМИ денежных средств от иностранных источников обязанность уведомить об этом Роскомнадзор;
  • запрет нецензурных выражений и мата на сайте СМИ (при обнаружении нецензурных выражений Роскомнадзор может вынести предупреждение редакции, наличие двух предупреждений в течение года может стать основанием для наложения штрафа и прекращения деятельности СМИ);
  • учредитель СМИ вправе обязать редакцию поместить бесплатно и в указанный срок сообщение или материал от его имени;
  • редакция обязана опубликовать ответ или опровержение заинтересованных лиц в случае, если нет оснований для отказа;
  • систематический контроль в виде наблюдения со стороны Роскомнадзора.

 

 

Источник: Центр защиты прав СМИ