Фонд «Центр Защиты Прав СМИ»
Защищаем тех,
кто не боится говорить

Что считают дискредитацией российские суды?

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Фондом «Центр Защиты Прав СМИ» либо касается деятельности иностранного агента Фонда «Центр Защиты Прав СМИ»

Центр защиты прав СМИ и «Общественный вердикт» подготовили краткий обзор судебной практики за первый месяц наказания за «дискредитацию Вооруженных Сил РФ». Мы проанализировали 180 судебных решений по статье 20.3.3. КоАП РФ, чтобы понять, как она применяется на практике. Читайте главные выводы в этом тексте.

Статья 20.3.3 КоАП наказывает за действия, которые:

1) носят публичный характер (публичные действия);
2) направлены на дискредитацию Вооруженных СИл или госорганов РФ, действия которых действуют в целях:

  • защиты интересов РФ и ее граждан;
  • поддержания международного мира и безопасности.

Если человек уже ранее наказан за дискредитацию по статье 20.3.3 КоАП, то в отношении его могут возбудить уже уголовное дело по статье 280.3 УК РФ. Подробный разбор действий этих норм закона можно прочитать здесь.

Список «дискредитирующего контента» по версии российских судов выглядит так:

  • призывы и лозунги против войны в Украине;
  • критика действий российских властей и ВС РФ в Украине;
  • украинская символика (герб, флаг, цвета флага Украины) на самых разных поверхностях. в цветах одежды и даже маникюра;
  • символика борьбы за мир, антивоенная символика («пацифик», зеленые ленточки и т. п.).

 

Какие действия суды считали публичной дискредитацией?

Митинги, пикеты, антивоенная символика — 51,4%

Самая популярная причина привлечения к ответственности. Здесь самую большую часть занимают выходы на одиночные пикеты с плакатами. В нескольких случаях поводом для штрафа стал украинский флаг. Например, в Кемеровской области мужчину оштрафовали за то, что он стоял на площади с полотенцем в цветах украинского флага.

В Симферополе мужчину оштрафовали на 35 тыс. рублей за перформанс. Как следует из материалов дела, он ходил по проезжей части с предметом, похожим на косу, к которому был прикреплен плакат с надписью «Кто со мной на Киевскую Русь?».

Есть также и случаи, когда штрафы назначались за появление в общественных местах с ленточкой зеленого цвета, со значком в цветах украинского флага или с антивоенными надписями на одежде или рюкзаках. Например, в Калуге местная жительница была оштрафована на 45 тыс. рублей за то, что “будучи одетой в оранжевую футболку с надписью «НЕТ ВОЙНЕ», демонстративно раскрыв куртку, чтобы надпись была видна окружающим, осуществляла движение по скверу им. В.И.Ленина (цитата из решения суда). В Орле женщина получила штраф в 30 тыс. рублей за сумку, на которой была аналогичная надпись.

Нескольких человек привлекли к ответственности за появление в метро с антивоенными лозунгами на рюкзаках.

В случаях с массовыми акциями люди были также привлечены к ответственности за участие в несогласованных митингах (ст. 20.2 КоАП РФ).

Здесь следует отметить, что в случае выхода на митинг или одиночный пикет с плакатом для судов не имело значения содержание плаката. Есть случаи, когда участники акций признавались нарушителями по статье о «дискредитации действий ВС РФ», даже если на плакате были изображены звездочки вместо букв или вообще отсутствовала какая-либо надпись.

Так, московская активистка Анна Кречетова была оштрафована на 50 тыс. рублей за одиночный пикет с плакатом «Фашизм не пройдет».

В Москве и Иванове суды оштрафовали активистов, выходивших на одиночные пикеты с плакатами, где вместо букв изображалось восемь звездочек.

 

Устные высказывания — 15%

  • высказывания на публичных акциях, мероприятиях (включая проповедь во время церковного богослужения);
  • высказывания во время учебных занятий в вузах и школах;
  • высказывания в общественных местах, в служебных помещениях и т. п.

Например, в Севастополе мужчина был привлечен к ответственности за то, что в помещении организации «Союз женщин России» задавал вопрос «Как реагируют женщины России на то, что на территории Республики Украина погибло 14 000 российских военнослужащих, идет братоубийственная война» (цитата из решения суда). В Астраханской области местный житель получил штраф в 40 тыс. рублей за то, что на палубе корабля «открыто гласно для неопределенного круга лиц высказывал неодобрение специальной военной операции с применением Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, давая негативную оценку использованию Вооруженных Сил Российской Федерации, подрывая их авторитет, имидж и доверие к ним» (цитата из решения суда).

Кроме того, в нескольких случаях люди были оштрафованы за скандирование лозунгов на антивоенных митингах. В этих случаях люди также были привлечены к ответственности по статье 20.2 КоАП РФ («Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования»).

Большое внимание общества привлек судебный процесс в Костроме, где местного священника РПЦ оштрафовали на 35 тыс. рублей за слова, произнесенные на проповеди. «Рассмотрено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.3.3 КоАП РФ, в отношении гражданина РФ, который 6 марта, находясь в общественном месте во время проведения религиозной службы, в присутствии прихожан путем публичного высказывания информации о нападении Вооруженных сил Российской Федерации на Украину, идущих обстрелах городов Украины… дискредитировал использование Вооруженных сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан», — говорится в сообщении Костромского районного суда.

 

Распространение листовок — 3,3%

Например, было признано нарушением размещение антивоенных листовок-стикеров на стеле, посвященной борцам за Советскую власть в Курске.

 

Надписи на автомобилях — 2,8%.

Наказанию подвергались за:

  • антивоенные призывы;
  • украинскую символику.

 

Надписи на тротуарах, рекламных конструкциях, на снегу, на стенах — 3,9%.

Одна из надписей, ставшая поводом для суда, содержала оскорбительное высказывание в адрес президента РФ. Однако суд квалифицировал его не как «неуважение к власти» (ч. 3 ст. 20.1 КоАП РФ), как это было ранее, а как «дискредитацию ВС РФ».

 

Публикации в интернете — 23%

К дискредитирующим публикациям суды относили:

  • информационные сообщения о ходе военных действий, в которых негативно отображались действия ВС РФ или российских властей в ходе военной операции на территории Украины;
  • высказывания или цитаты в защиту Украины или с критикой действий российских властей и ВС РФ;
  • антивоенные призывы;
  • посты с изображениями (в том числе мемы), где присутствовала украинская символика, антивоенные призывы критика российской власти в связи с конфликтом в Украине;
  • фотографии и видеозаписи, содержащие критику действий ВС РФ или российской власти на территории Украины, антивоенные призывы.

Поводами для судебных решений стали посты или комментарии в социальных сетях, сообщения в мессенджерах. Из них почти половина (45%) — по публикациям в «ВК». Есть также наказания за посты в «Одноклассниках», Instagram, Facebook, Telegram, сообщения в публичных чатах WhatsApp, а также за публикацию ролика на «видеохостинге» (название в решении не суда упоминается).

В подавляющем большинстве штрафы назначались за оригинальные посты (73,8%). В 26,2% случаев правонарушением посчитали комментарии.

При этом в нескольких случаях люди были оштрафованы за посты, сделанные до вступления в силу статьи о «дискредитации». Например, в Республике Коми 30 марта местная жительница была оштрафована за пост, опубликованный 24 февраля. Суд обратил внимание на то, что запись была доступна до 26 марта.

 

Печатные СМИ (0.6%)

Из 180 проанализированных случаев привлечения к ответственности только один касается СМИ. В Пермском крае оштрафовали главного редактора газеты «Парма-Новости» Яну Яновскую за колонку в рубрике «Мнения», где высказывалась антивоенная позиция автора.

 

Выводы:

1. Судебные процессы по обвинению «дискредитации ВС РФ» проходят практически во всех регионах России: от Калининградской области до Петропавловска-Камчатского.

2. Деятельность правоохранительных органов и судов в первую очередь нацелена на борьбу с любыми публичными проявлениями антивоенной позиции, чаще в рамках акций протеста. Можно сделать вывод, что ключевым критерием «дискредитации» может оказаться не содержимое плаката, а сам факт выхода на пикет.

3. Наказанию подвергается и простое демонстрирование антивоенной или украинской символики в публичных местах.

4. Поиск нарушений в интернете ведется в том числе и в социальных сетях, заблокированных на территории РФ (Facebook, Instagram).

5. Понятие «дискредитация» судами трактуется крайне широко. Термин рассматривается как проявление любого несогласия с официальной позицией власти по вопросам военной операции в Украине.

 

Источник: Центр защиты прав СМИ