Недавно в судах были зарегистрированы иски против «Новой газеты» – издания с 29-летней историей, известное своими острыми расследованиями и правозащитной деятельностью. С двумя исками (к печатной версии и к электронному СМИ) обратился Роскомнадзор. Ведомство требует признать регистрацию «Новой» недействительной. Причём сама редакция приостановила работу ещё четыре месяца назад – 28 марта 2022 года.
Мартовские предупреждения от Роскомнадзора: иск был зарегистрирован только спустя четыре месяца
27 июля редакция «Новой газеты» получила определение Верховного суда о том, что Роскомнадзор обратился с иском о признании недействительным свидетельства о регистрации электронного средства массовой информации «Новая газета». Речь идёт о портале www.novayagazeta.ru. Рассмотрение иска пройдёт 15 сентября.
Это значит, что ведомство требует аннулировать лицензию СМИ у сайта. По мнению редакции, основанием для иска стали два предупреждения, полученные «Новой газетой» 24 и 28 марта 2022 года из-за отсутствия маркировок «иноагентов» в двух материалах. Эти предупреждения могут являться основанием для отзыва регистрации. Сейчас редакция их оспаривает в судах. Ещё после получения письма 28 марта «Новая» решила приостановить выход печатной версии и обновление сайта и социальных сетей «до окончания специальной операции».
Журналисты «Новой газеты» написали, что в случае отзыва лицензии портал издания будет не СМИ, а просто сайтом. Пока его снова не зарегистрируют.
Второй иск Роскомнадзор подал против бумажной «Новой» – но ведомство назвало странные причины для дела
Материалы по второму иску были зарегистрированы в Басманном суде Москвы 26 июля. Ответчиком значится ЗАО «Издательский дом «Новая газета»» – это учредитель «Новой газеты».
В комментарии РБК Роскомнадзор заявил, что ведомство также потребовало признать недействительной регистрацию печатной «Новой газеты». Поводом стало непредставление устава редакции в установленные законом о СМИ сроки. Дата рассмотрения дела по поводу бумажной «Новой» пока не назначена.
Деятельность журналистов «Новой газеты» после начала спецоперации
Больше месяца – с 24 февраля по 28 марта – «Новая газета» старалась и соблюдать спешно принятые законы, и освещать новую реальность. В начале марта, перед принятием закона об уголовном наказании за «фейки» про российскую армию, редакция «Новой» удалила материалы об Украине и на две недели остановила ленту новостей.
26 февраля «Новая газета» вошла в десяток редакции, к которым официально обратился Роскомнадзор. Ведомство выпустило предупреждение для всех журналистов, а от некоторых СМИ потребовало удалить материалы, в которых «содержится недостоверная информация о развязывании Российской Федерацией полномасштабных военных действий», а «спецоперация» называется какими-либо иными словами.
«Письма счастья» получили тогда «Лениздат.Ру», «Эхо Москвы», «Журналист», «ИноСМИ», «Медиазона»*, «New Times», «Дождь»*, «Свободная Пресса», «Крым.Реалии»* и, соответственно, «Новая газета».
После того, как почти все десять редакций удалили «некорректные», по мнению властей, материалы, Роскомнадзор начал административные расследования. В начале июля Симоновский районный суд Москвы признал виновным юрлицо издания «Новая газета» по административной статье о «фейк-ньюс» — ч. 9 ст. 13.15 КоАП РФ (распространение заведомо недостоверной информации, создавшее угрозу причинения вреда здоровью граждан, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности…).
Изданию был выписан штраф в 300 тысяч рублей за видеоролик с видеообращением главного редактора Дмитрия Муратова о начале специальной военной операции на Украине.
Порталу «Лениздат.Ру» также грозит штраф после письма от РКН — в нашей подборке с реакциями СМИ и журналистов на спецоперацию мы в том числе цитировали главного редактора «Новой газеты» Дмитрия Муратова.
«Новая газета» держалась без блокировки. Зато издание не хотели продавать в киосках, а почтальоны отказывались распространять номера. Петербуржцы, например, находили в ящиках записки о том, что тираж «изъят как экстремистский». Почта России наличие запрета отрицала.
В итоге бумажные выпуски пришлось продавать из редакции. В Москве – на Хохловском переулке, а в Петербурге – из офиса на 11-й линии Васильевского острова.
«Новая газета» приостановила выход 28 марта 2022 года. Официальной причиной стало второе за месяц предупреждение от Роскомнадзора – уже тогда редакция понимала, что это грозит отзывом лицензии.
1 апреля – в День рождения «Новой газеты» – «Лениздат.Ру» опубликовал материал с комментариями петербургских сотрудников известного издания после приостановки. Они рассказали, с какими трудностями редакция столкнулась после 24 февраля и почему горевать по газете ещё рано.
7 апреля неизвестный напал на главного редактора «Новой газеты» и лауреата Нобелевской премии мира Дмитрия Муратова прямо в вагоне поезда в центре Москвы. Журналиста облили в купе масляной краской с ацетоном. Преступник вслед выкрикнул: «Муратов, вот тебе за наших пацанов».
Спустя три с половиной месяца после нападения о возбуждении уголовного дела так и не известно. Причём ещё в апреле «Новая газета» сама провела расследование. Подозреваемым журналисты считают 41-летнего Николая Трифонова, связанного с Союзом десантников России. Также по данным «Новой», напавшие на Муратова связаны с силовиками и националистами, а Трифонов может быть связан с ФСБ.
Более того, после ухода «Новой газеты» с медиаполя главный редактор издания Дмитрий Муратов продал на аукционе свою нобелевскую медаль премии мира за $103,5 млн. Все вырученные средства планировали передать ЮНИСЕФ на помощь украинским детям-беженцам и их семьям.
«Мы решили выставить на аукцион нобелевскую медаль, золотую, знаменитую, тяжелую. Эту медаль, которая полагается к Нобелевской премии мира. Деньги попадут детям-беженцам. Где бы они ни были: в странах Европы, в Украине или в России. Больше для мира чужих беженцев нет», — заявлял Муратов на аукционе в Нью-Йорке.
Главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов вместе с филиппинской журналисткой Марией Ресса стал лауреатом Нобелевской премии мира в октябре 2021 года: После начала «спецоперации» Муратов решил передать свою медаль в фонд помощи украинским беженцам. Его решение поддержали все сотрудники редакции.
«Новая газета. Европа» и журнал «НО»
Спустя полторы недели после приостановки, 7 апреля, редактор отдела политики «Новой газеты» Кирилл Мартынов собрал команду для работы над проектом «Новая газета. Европа». Сперва был запущен новостной Telegram-канал, затем — Twitter, YouTube и другие площадки. Интерфейс сайта повторяет классическую «Новую газету», но сама редакция базируется в Латвии.
Кирилл Мартынов рассказывал о своём проекте в интервью немецким и латвийским журналистам.
Сайт «Новой газеты. Европа» был заблокирован Роскомнадзором через 9 дней после запуска.
15 июля сотрудники временно закрытой «Новой газеты» запустили в печать журнал. Коротко он называется «НО», а полностью — «Новая рассказ-газета».
«НО» делится на четыре рубрики: «Явления», «Люди», «Идеи», «Ощущения». Над журналом-приложением работает российский коллектив закрывшейся «Новой». Команда хочет выпускать «НО» и в электронном, и в бумажном формате.
Главным редактором стал Сергей Кожеуров — один из основателей «Новой газеты» и бывший её главный редактор.
Сайт проекта «Новая рассказ-газета» успел проработать без блокировки всего 7 дней и 9 часов.
«Не дождутся. А читатели — дождутся: свободный мир богаче примитивных ведомств», — манифестировала редакция после уведомления Роскомнадзора о блокировке.
Сейчас «Новая газета» планирует готовиться к судам, отстаивать свою правоту, выпускать новый номер журнала «НО», а также обновлять студию редакции.
Источник: Лениздат
*Внесены в реестр СМИ-иноагентов