Депутаты 21 июня внесли в Госдуму новый законопроект о запрете рекламы на отдельных ресурсах. На этот раз предлагают запретить рекламу, в том числе, на сайтах, которые заблокированы в России по различным основаниям. Рассказываем, что это значит.
Внесенный в Госдуму законопроект вводит намного более серьезные ограничения, чем анонсировалось ранее. Так, в документе говорится, что реклама должна быть запрещена:
- на сайтах нежелательных организаций,
- на сайтах организаций, чья деятельность признана экстремистской или террористической,
- на сайтах, которые заблокированы в России по другим основаниям.
То есть после принятия закона нельзя будет публиковать рекламу не только в Facebook и Instagram, которые принадлежат компании Meta, признанной экстремистской и запрещенной, но и на всех сайтах, доступ к которым органичен. В частности, под запрет попадет размещение рекламы в СМИ, которые были заблокированы, например, за фейки об армии. В последнем случае речь идет практически обо всех крупных независимых русскоязычных медиа.
Комментарий юриста Вячеслава Пупыкина, сотрудничающего с Центром защиты прав СМИ:
«Если ограничение на распространение рекламы у лиц, признанных экстремистами, чисто логически оправдано (конечно, если мы говорим об идеальной ситуации, когда признание экстремистами обоснованно), то в случае нежелательных организаций и тем более заблокированных сайтов такой запрет видится неоправданным ограничением. В России заблокированы тысячи сайтов и страниц в интернете. В большинстве случаев ограничение доступа проходило без суда, без привлечения владельцев сайтов к ответственности, то есть в суде не была доказана их вина в совершении правонарушения. Признание деятельности организации нежелательной тоже происходит без суда и вообще почти без объяснений. Поэтому можно говорить о том, что предлагаемый запрет нарушает базовые права граждан: накладывает финансовые ограничения и создаёт риск административного преследования без совершения правонарушения, а просто потому, что кто-то так решил».
Лишение площадок, на которых публикуется отличная от официальной точка зрения, рекламных возможностей, к сожалению, было ожидаемым шагом после запрета на рекламу у иностранных агентов. При этом, как и в случае с иностранными агентами, предполагается, что ответственность будет возложена и на рекламораспространителей (например, владельцев сайтов или редакцию), и на рекламодателей. Внести новую норму в КоАП депутаты не предлагают, а значит, вероятно, наказывать будут по части 1 статьи 14.3 КоАП. Штрафы по ней для юрлиц составляют от 100 тыс. до 500 тыс. рублей.
Источник: Центр защиты прав СМИ
Фото: duma.gov.ru