Фонд «Центр Защиты Прав СМИ»
Защищаем тех,
кто не боится говорить

Чем жесткая критика отличается от оскорбления?

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Фондом «Центр Защиты Прав СМИ» либо касается деятельности иностранного агента Фонда «Центр Защиты Прав СМИ»

Вопрос: «Мне интересно, как отличают критику от оскорбления? Особенно когда критика носит нелицеприятный и даже деструктивный характер!»

Ответ юриста Центра защиты прав СМИ:

Оскорбление — это негативная информация о человеке, выраженная в неприличной или иной противоречащей общепринятым нормам морали и нравственности форме. Критика может содержать оскорбление, и тогда это повод для подачи иска о защите чести и достоинства.

Когда человек или СМИ выражает о ком-то негативное мнение, не выходя за рамки морали и нравственности, то это допустимая критика.

Самой большой правовой проблемой, связанной с определением, что является оскорблением, а что нет, является формулировка «неприличная или иная противоречащая общепринятым нормам морали и нравственности форма».

Дело в том, что в законодательстве нет четких критериев, по которым можно было бы разделить слова на «приличные» и «неприличные» Поэтому часто при рассмотрении в судах дел об оскорблении проводится лингвистическая экспертиза.

Чаще всего оскорбительными признают:

— обозначения антиобщественной или наказуемой деятельности, поведения (жулик, ворюга, мошенник, проститутка);

— слова с негативной окраской (палач, расист);

— зоологизмы (свинья, козел, петух).

Еще более расплывчаты границы формы, «противоречащей нормам морали и нравственности». Представления о моральных, нравственных нормах очень подвижны, поэтому крайне сложно предсказать, какие выводы сделает экспертиза относительно того или иного высказывания.

Пример:

«Иван Иваныч — плохой человек» — это критика.

«Иван Иваныч — козел» — это оскорбление.

 

Источник: Центр защиты прав СМИ