Обыск и изъятие всей техники – это желание поставить на место и показать, кто в доме хозяин, считает директор Центра защиты прав СМИ
Демонстрацией силы, желанием поставить на место и показать, кто в доме хозяин, считает действия силовиков в редакции ИА SakhalinMedia директор Центра защиты прав СМИ Галина Арапова. По ее словам, таким образом власть пытается продемонстрировать, что сенатор является таким человеком, которого обижать нельзя. При этом член Совета Федерации является публичным политиком и должен терпеть критику в свой адрес, особенно, когда она исходит от людей, живущих на территории, которую он представляет в Федеральном Собрании. Такова позиция и российского законодательства, и Европейского суда по правам человека, отметила Галина Арапова.
Напомним, что 28 ноября в редакциях информационного агентства PrimaMedia в городе Владивостоке и SakhalinMediа в Южно-Сахалинске практически одновременно появились сотрудники полиции. Полиция предъявила постановление о производстве обыска. Следственные мероприятия проводятся в связи с возбуждение уголовного дела в отношении неустановленного лица по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 128.1 УК РФ («Клевета»). При этом из редакции ИА SakhalinMedia были изъяты все компьютеры и ноутбуки, а также «флэш-карты» и некоторые документы.
— Я считаю, что это абсолютная гиперреакция со стороны правоохранительных органов, демонстрирующая желание поставить редакцию SakhalinMedia на место. В стране столько серьезных проблем, в том числе в области коррупции, преступлений против личности, насилия, что я считаю, что для правоохранительных органов абсолютно неадекватно применять такое количество усилий, такое количество следователей на расследование дела по клевете. Клевета – это вообще дело частного обвинения, а частные обвинения – это такие ситуации, когда человек просто идет в мировой суд с заявлением и дело рассматривается там, и никаких масок-шоу и танцов с бубнами с 10-ю следователями в принципе быть не должно, — сказала Галина Арапова.
Власть таким образом просто пытается продемонстрировать, что человек, которые обиделся, непростой, что уж очень уж он большую должность занимает, и мы должны шаркнуть ножкой так, чтобы всем было понятно, что такого человека обижать нельзя, — считает эксперт.
— Тем не менее обращаю внимание, что сенатор является публичной персоной, региональным политиком, и он должен терпеть критику в свой адрес, особенно когда эта критика исходит от людей, живущих на территории, которых он в Совете Федерации представляет. Это и позиция российского законодательства, и позиция Европейского суда по правам человека, который отдельно говорит о том, что люди, занимающие большие должности, в частности, являющиеся публичными персонами, должны очень сдержано себя вести в той ситуации, когда в их отношении публикуется критика средствами массовой информации. Все это является нарушением статьи №10 Европейской конвенции, — считает директор Центра защиты прав СМИ.
Отдельно Галина Арапова подчеркнула ситуацию с изъятием всей техники, на которой работали журналисты ИА SakhalinMedia.
— Конечно, законодательство об оперативно-разыскной деятельности в принципе позволяет проводить оперативно-разыскные мероприятия и выемку оборудования, но давайте зададимся вопросом, насколько реально это нужно, когда речь идет о поиске копии письма граждан президенту Российской Федерации. Обратитесь в администрацию президента — там сделают копию. Какой смысл искать ксерокопию этого письма в редакции, я не понимаю. Это опять просто демонстрация силы, желание поставить на место и показать, кто в доме хозяин, — подчеркнула эксперт.
Кроме того, в ситуации с изъятием техники есть еще один существенный момент, связанный с защитой источников информации журналистов.
— Дело в том, что на компьютерах журналистов хранится информация, которая касается не только данного письма. Там может быть информация, касающаяся конфиденциальных источников информации, с которыми журналисты работают по другим публикациям. Закон о средствах массовой информации относит охрану источника информации к профессиональной тайне, которая может быть раскрыта только по требованию суда, никакие правоохранительные органы не могут требовать от журналиста раскрытия источника информации. В этой ситуации я усматриваю определенное покушение на профессиональную тайну журналиста, на конфиденциальный источник информации. Зачем им нужна копия, если практически полный текст письма опубликован в интернет-СМИ? Для того, чтобы посмотреть, от кого оно пришло по электронной почте? Для того, чтобы найти того человека, который переслал журналистам это письмо? Какова необходимость? – комментирует Галина Арапова.
— В этой ситуации стоит под угрозой не только самостоятельность редакции и возможность в принципе работать, но и вопрос, связанный с охраной конфиденциального источника информации, что в принципе является достаточно существенным нарушением. Европейский суд уже вынесен решение по аналогичному делу (дело издательского дома Sanoma против Нидерландов), в котором было четко сказано, что изъятие в рамках уголовного дела оборудования в редакции, которое ставит под угрозу источник информации, является серьезным нарушением прав журналистов, прав на свободу слова, выражение мнения, а также является нарушением статьи 10-й Европейской конвенцией, — сказала эксперт.
— Такой гиперреакцией, такой демонстрацией, кто в доме хозяин, российские правоохранительные органы фактически поставили свое же государство, которое они представляют, в ситуацию, когда оно нарушило международные обязательства на уровне Европейской конвенции. Я не понимаю, стоило ли ради спокойного времяпрепровождения сенатора Верховского идти на нарушение международных обязательств. По моему мнению, они, мягко говоря, перегнули палку, и ситуация еще сильно аукнется, — заключила директор Центра защиты прав СМИ.
Напомним, как следует из документов, предоставленных правоохранительными органами, уголовное дело возбуждено по заявлению Верховского Александра Григорьевича, представителя в Совете Федерации ФС РФ от Сахалинской областной Думы, члена Всероссийской политической партии «Единая Россия», президента ЗАО «Гидрострой». Причиной послужила статья, которая была опубликована ИА «SakhalinMedia» 25 июля 2013 года «Спасти их от сенатора-бизнесмена просят Путина жители посёлка Озерский на Сахалине».
Ранее медиахолдинг PrimaMedia, в который входит информационное агентство IrkutskMedia, подал жалобу в Генеральную прокуратуру на действия сотрудников правоохранительных органов. Журналисты убеждены, что действия полиции, проведенные одновременно в редакциях в Южно-Сахалинске и во Владивостоке, нарушают права на свободу слова, закрепленные в Конституции страны и законе «О средствах массовой информации».
По мнению известного журналиста Андрея Агафонова, член Совета Федерации РФ от Сахалинской области Александр Верховский пытается «замести правду под ковер» с помощью полиции.
Такое поведение полиции ошарашило федеральную и региональную общественность. Депутат Госдумы РФ Алексей Корниенко считает, что сотрудникам правопорядка лучше так себя вести по отношению к коррумпированным высокопоставленным чиновникам, нежели лезть в политику независимого СМИ. По мнению депутата, гонения на журналистов устроили те, кто хочет дестабилизировать обстановку в Сахалинской области.
Однако спускать это на тормозах Корниенко не намерен – депутат взял на контроль ситуацию в Южно-Сахалинске и обратится в соответствующие инстанции с тем, чтобы виновные в неправомерных действиях были наказаны.
Председатель Союза журналистов России в Иркутской области Александр Гимельштейн уверен, что чрезмерность действий полиции в отношении редакции ИА SakhalinMedia очевидна. Любые законные действия сотрудников правоохранительных органов не должны препятствовать деятельности журналистов.
Свое сочувствие и уважение журналистам ИА SakhalinMedia за смелость и проявленную гражданскую позицию выразил заместитель председателя Иркутского областного отделения НКО «Центр противодействия коррупции в органах государственной власти» Алексей Алхимов. По его мнению, связь между чрезмерностью действий следователей и статусов истца – сенатора Александр Верховского – юридически недоказуема, однако сам факт обращения напрямую в следственные органы без попытки «с открытым забралом» объясниться с общественностью сенатору чести не делает.
Между тем, по мнению ведущего научного сотрудника Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге Кирилла Титаева, ситуация с ИА SakhalinMediaочень похожа на кейсы с применением статьи «Клевета» по всей стране. При этом, как отметил эксперт, возбуждение уголовного дела означает, что правоохранительные органы намерены идти до конца, так как прекращение дела будет означать суровые взыскания для силовиков.
Источник: «IrkutskMedia»