Вынесен оправдательный приговор по уголовному делу о клевете на прокурора и возбуждении ненависти к полицейским
Адвокат Виталий Черкасов сообщил «АГ» об оправдании своего подзащитного, отметив, что в материалах дела отсутствовали доказательства со стороны обвинения, поскольку выводы эксперта противоречили предъявленным обвинениям.
17 ноября районный суд Вологодской области оправдал местного активиста Евгения Доможирова по делу о клевете на прокурора и возбуждении ненависти к социальной группе «вологодские сотрудники полиции». При этом суд приговорил его к 60 часам обязательных работ за оскорбление полицейского.
Как рассказал адвокат международной правозащитной группы «Агора» Виталий Черкасов, который представлял интересы Доможирова, состав преступления в части клеветы был связан с публичными заявлениями его доверителя о негласном покровительстве предпринимательницы местным прокурором, после чего женщина обратилась в полицию. Высказывания мужчины были квалифицированы по ч. 2 ст. 128 УК РФ.
Через несколько дней после этого в загородный дом Доможирова приехали полицейские с намерением провести у него обыск. Поскольку сотрудники были в штатском и прибыли поздно вечером, Доможиров, не будучи уверенным в том, что это действительно полицейские, попросил их перенести свой визит. На несогласие сотрудников выполнить его просьбу он в грубой форме выразил свой отказ впустить их в дом. Это и было квалифицировано как публичное оскорбление сотрудников полиции (ст. 319 УК РФ).
Однако полицейские предприняли попытку проникнуть в домовладение, в результате чего физически пострадала 68-летняя мать активиста. Виталий Черкасов отметил, что после встреченного отпора с ее стороны от идеи обыска полицейские отказались, причем не только тем вечером, но и полностью. Распространение об этом инциденте информации в интернете обвинение квалифицировало по ч. 1 ст. 282 УК РФ – возбуждение ненависти к социальной группе «вологодские сотрудники полиции».
По результатам рассмотрения дела Евгений Доможиров был оправдан районным судом Вологодской области по обвинениям в клевете на прокурора и возбуждении ненависти к социальной группе «вологодские сотрудники полиции», но приговорен к 60 часам обязательных работ за оскорбление полицейского.
«Мы изначально говорили, что в материалах дела отсутствуют доказательства – гособвинитель не предоставил их», – констатировал адвокат, говоря об обвинении в возбуждении ненависти к социальной группе «полицейские». «На стадии предварительного следствия производство лингвистической экспертизы следователь поручил местной судебной лаборатории Министерства юстиции, эксперт которой отказалась признавать социальной группой вологодских сотрудников полиции. Дело в том, что в методических рекомендациях министерства указано, что чиновники и представители власти не являются социальной группой», – рассказал Виталий Черкасов. Кроме того, в суде адвокат представил экспертные заключения еще четырех специалистов, которые согласились с коллегой. Среди экспертов был и соавтор методического пособия Минюста. Таким образом, выводы эксперта противоречили обвинительному заключению.
Относительно обвинений в клевете защитник разъяснил, что следствие сделало свои выводы на основании выборочного анализа публикаций. На предварительных слушаниях Виталий Черкасов сообщил судье, что дело можно вернуть прокурору, поскольку следователь из разных источников собрал 21 фразу, вырвав их из контекста и не давая оценки тому, насколько информация в них соответствует реальности.
«Ваша честь, Вас заставляют проводить работу, которую должен был провести следователь на стадии предварительного следствия. А получается так, что и следователь, и гособвинитель возложили это бремя на Вас. Но суд не обязан разбираться, какая из этих фраз содержит оскорбляющую достоинство и при этом заведомо ложную информацию», – передал защитник свое обращение к судье.
Указав, что практически все фразы наносят оскорбление, имеют негативный окрас, эксперты отметили, что необходимо было проверить их на достоверность – дело в том, что автор, прежде чем публично выражать свое мнение, провел общественное расследование: получил информацию по результатам запросов в различные контрольно-надзорные инстанции, на основании которой и делал свои высказывания. В итоге суд согласился с выводами экспертов.
Кроме того, защитник обратил внимание, что за 9 месяцев, пока велось следствие, стороне защиты отказали в удовлетворении ходатайств о проведении очных ставок между подзащитным с одной стороны и прокурором области и предпринимательницей – с другой. Также было отказано провести исследование по ходатайству стороны защиты на предмет соответствия действительности сведений об особом отношении прокурора области к предпринимательнице, на которые в своих постах указывал уже оправданный Евгений Доможиров.
Виктория Велимирова
Источник: «Новая адвокатская газета»