Россия удерживает третье место в мире по числу убитых журналистов и девятое по количеству нераскрытых убийств работников СМИ, говорится в докладе комитета по защите прав журналистов (КЗЖ) (Committee to Protect Journalists, CPJ), опубликованном во вторник на сайте организации.
В докладе «Анатомия безнаказанности: Нераскрытые убийства журналистов в России» отмечается, что с 2000 года в РФ по мотивам служебной деятельности были убиты 17 журналистов. «Среди жертв – представители самых различных медиапрофессий: редакторы, репортеры, фотографы, обозреватели, а также один издатель», сообщает «Интерфакс».
В докладе отмечается, что некоторые из них пользовались известностью в российских и международных кругах, другие были местными репортерами и освещали важную для своих читателей тематику.
«Однако их объединяло одно: все они публиковали критические материалы, угрожающие влиятельным лицам в правительстве, бизнесе, правоохранительных органах или организованных преступных группировках», — подчеркивается в докладе КЗЖ. При этом лишь в одном случае суд признал убийц виновными. Комитет полагает, что критически настроенные журналисты в РФ подвергнуты маргинализации.
«Анализ КЗЖ свидетельствует, что расследования убийств неизменно ведутся в обстановке секретности, нередко осложняются конфликтами интересов и зачастую испытывают ненадлежащее воздействие внешних политических сил», — подчеркивается в документе.
«Из раза в раз КЗЖ сталкивается с тем, что следователи не отрабатывают версий, связанных с профессиональной деятельностью жертв, не изучают их материалов и не допрашивают людей, с которыми они были связаны по работе. Время от времени без каких-либо объяснений утаиваются важные улики», — отмечается в докладе комитета.
В нем указано также на то, что в ряде случаев прокуроры выступали в суде со слабой доказательной базой и, как минимум, в одном случае «невиновному лицу были предъявлены сфабрикованные обвинения». КЗЖ полагает, что сложившаяся ситуация «привела к возникновению самоцензуры в российской прессе, и соответственно недостаточному освещению или полному игнорированию жизненно важных вопросов».
В документе подчеркивается, что руководство РФ «должно ясно, открыто и недвусмысленно осудить любые нападения на журналистов, добиться прекращения маргинализации и криминализации критической журналистики, потребовать от руководства правоохранительных органов конкретных действий по расследованию нападений на журналистов».
С точки зрения членов КЗЖ, руководителям правоохранительных органов необходимо проверить неотработанные версии, найти и задержать людей, объявленных в розыск по этим делам, внимательно рассмотреть возможную связь убийств с профессиональной деятельностью журналистов. При этом, полагают члены КЗЖ, международное сообщество должно требовать от российских руководителей «предоставления отчета в том, что ими сделано для решения данной проблемы».
Авторы доклада отмечают, что когда документ готовился к публикации, от рук убийц погибли еще три журналиста: правозащитница Наталья Эстемирова, редактор двух дагестанских газет Абдулмалик Ахмедилов, а также редактор ростовской газеты Вячеслав Ярошенко. «Сейчас КЗЖ занимается изучением обстоятельств этих преступлений», — говорится в докладе.
Правозащитники винят власти в том, что быть журналистом в России смертельно опасно.
Глава Московской Хельсинкской группы (МХГ) Людмила Алексеева винит власти в том, что быть правозащитником или журналистом в России смертельно опасно. «Мы обеспокоены вопросом, почему профессия журналиста и правозащитника — смертельно опасная в нашей стране работа», — заявила Алексеева во вторник на пресс-конференции, посвященной докладу КЗЖ.
«Я склонна винить в этом позицию нашей власти», — сказала Алексеева. «Власть проявляет свое отношение к свободе слова, к профессии журналиста постоянными преследованиями за независимую позицию, за критические высказывания» — заявила правозащитница.
По словам председателя МХГ, «конечно, нет никаких оснований говорить, что эти убийства санкционированы представителями самого верха власти, но та атмосфера, которая существует в стране, этому способствует». По мнению Алексеевой, в делах по защите чести и достоинства критикуемых чиновников судьи назначают такие компенсации, которые означают прекращение деятельности СМИ, так оно не в силах эту компенсацию платить.
«Это показывает, как власти относятся к журналистам. Но не только это, но и прямые высказывания относительно журналистов и журналисткой профессии с самого верха», — добавила Алексеева.
Как подчеркнула правозащитница, ни разу не были названы имена заказчиков убийств журналистов, хотя исполнители были найдены. «Почему не нашли заказчиков, что, у нас нет следователей? Не нашли заказчиков, потому что не искали, а если и искали, то когда подходили близко, им ставили преграду», — заявила председатель Московской Хельсинкской группы.
«Очень печально, что в России меньше заботятся о безопасности наших журналистов, чем в других странах», — подытожила Алексеева.
ИСТОЧНИК: www.newsru.com 15 сентября 2009 года.