«Новая газета», №19 от 24.02.2010 года
Александр Литой
Комитет защиты журналистов подготовил новый доклад
Базирующийся в США Международный комитет защиты журналистов (существующий с 1981-го) подготовил очередной доклад — «Нападения на прессу в 2009 году».
Это ежегодный доклад, и от раза к разу в нем документируются случаи давления и насилия по отношению к сотрудникам СМИ по всему миру, а также описывается практика сопротивления цензорам — и наделенным властью, и находящимся вне закона.
Сложно сказать, насколько способно шокировать обычного россиянина то, что на Филиппинах за 2009 год за профессиональную деятельность погибло 33 работника СМИ, а в Сомали — 9. Что в Китае в тюрьмах находятся 24 журналиста, в Иране — 23, на Кубе — 22, в Эритрее — 19, в Бирме — 9, в Узбекистане — 7, а в Азербайджане — 6.
Но людям, связанным с журналистикой, не может не быть интересно, что, например, белфастский суд постановил, что местная журналистка имеет право защищать свои источники и не выдавать полиции членов «Настоящей ИРА», у которых она взяла интервью. Пусть даже в нем шла речь о подробностях убийства двух британских солдат.
Описывая общемировые проблемы журналистского сообщества, сотрудники КЗЖ обращают внимание: «В 2009 году в отместку за свою профессиональную деятельность было убито девять внештатных корреспондентов, а еще 60 на конец года находились в заключении в различных странах мира. Поскольку периодические издания и телевизионные сети продолжают сокращать штат и пытаются освещать конфликты с меньшими затратами, таких случаев будет становиться больше. В подобных обстоятельствах местные журналисты будут играть все более важную роль и подвергаться все большему риску».
Но КЗЖ чувствует себя в силах заступиться за репортеров: докладчики утверждают, что при их участии за 2009 год из тюрем были освобождены 45 журналистов.
Россия продолжает оставаться в фокусе внимания медиаправозащитников. Они отмечают, что участились случаи избиений журналистов — от этого не застрахованы ни освещающие жизнь Подмосковья, ни Северного Кавказа. Погибло за прошедший год в нашей стране пять журналистов. В трех случаях КЗЖ уверен в мотиве профессиональной деятельности как причине убийства — речь идет о Наталье Эстемировой и Анастасии Бабуровой, а также о Абдулмалике Ахмедилове, заместителе редактора махачкалинского еженедельника «Хакикат» и главном редакторе ежемесячника «Согратль». Мотивы убийств мурманского редактора новостного агентства «РИА 51» Шафига Амрахова и главного редактора ростовской газеты «Коррупция и преступность» Вячеслава Ярошенко неясны.
КЗЖ продолжает выражать недовольство тем, что по еще 16 убийствам журналистов с явным мотивом профессиональной деятельности, происшедших с 2000 года, в России вынесен лишь один обвинительный приговор, причем даже не установлен заказчик преступления.
Но активисты комитета отмечают возобновление следственных действий по убийствам Политковской и Хлебникова. В сентябре 2009-го представители КЗЖ встречались с членами Совета по правам человека при президенте РФ, сотрудниками МИД и Следственного комитета при Генеральной прокуратуре. Следователи предложили комитетчикам встретиться — осенью 2010-го для обсуждения прогресса в делах о насилии против журналистов. КЗЖ обещает воспользоваться приглашением.