Рекламу лекарственных препаратов, медицинских изделий и методов лечения хотят запретить в СМИ. А разрешить только в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях. Это связано с тем, что 60 тысяч россиян ежегодно умирают от самолечения препаратами, рекламу которых навязывают печатные и телевизионные СМИ.
Быть запрету или нет, решат депутаты Госдумы 13 мая, рассматривая законопроект на эту тему в первом чтении. Сейчас потребление лекарств в России неуклонно растет. И законодательство о рекламе провоцирует бесконтрольное и опасное для здоровья их потребление, говорится в пояснительной записке к документу. При этом тенденции демонстрируют постоянное увеличение смертности от самовольного применения лекарств. Так, по данным Всемирной организации здравоохранения, самолечение занимает пятое место, уступая только травмам, заболеваниям системы кровообращения, онкологическим и пульмонологическим болезням. Значительную роль при выборе потребителем лекарств оказывает реклама.
По данным журнала Американской Медицинской Ассоциации (JAMA), вредное воздействие лекарств является четвёртой ведущей причиной смерти в США. Реакции на прописываемые и продаваемые без рецепта лекарства ежегодно убивают значительно больше людей, чем все противозаконно продаваемые лекарства вместе взятые.
Для разрешения этой ситуации в странах Евросоюза и США были приняты решительные меры по ужесточению рекламного законодательства лекарственных препаратов. Во всех странах ЕС запрещена какая-либо реклама безрецептурных препаратов. В Швейцарии запрещена любая прямая реклама лекарственных препаратов. В Канаде введен запрет рекламы лекарственных препаратов по ТВ и радио.
В России тоже есть некоторые ограничения, например, на рекламу лекарственных препаратов, отпускаемых по рецепту врача. Но эти ограничения незначительны и неэффективны. Результаты различных опросов, проведенных в нашей стране, показали, что только 13-20 процентов россиян посещают врача в случае болезни, около 58 процентов предпочитают самолечение, прибегая к медикаментам. Причем при выборе лекарства покупатели ориентируются в основном на рекламу и на советы родственников и друзей. Такое доверие к рекламе лекарств уже привело к печальным последствиям. По данным отечественных токсикологов, более 60 тысяч россиян ежегодно умирает от самолечения фармацевтическими препаратами, рекламу которых навязывают СМИ.
Примеры могут быть самые разные: вместо того, чтобы идти к врачу, человек пытается заглушить головную боль таблеткой, которая, судя по рекламе, «сильнее боли», а потом к несчастью узнает, что у него опухоль головного мозга. Или держа в памяти убедительное двустишие, что некое средство поможет от боли в животе всей семье, больной упорно отказывается от обращения к врачу и в итоге оказывается в операционной с запущенной формой аппендицита.
В связи с этим депутаты и намерены запретить рекламу лекарств в СМИ, не являющихся специализированными медицинскими изданиями. Кроме того, законопроектом запрещается проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов лекарственных препаратов. А к рекламе медпрепаратов в местах проведения выставок и семинаров устанавливаются жесткие требования. В том числе — она не должна быть обращена к несовершеннолетним, способствовать созданию у здорового человека впечатления о необходимости применения препарата, создавать впечатление ненужности обращения к врачу, гарантировать положительное действие, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий.
Источник: «Российская газета»