Министр связи России Николай Никифоров выступил с неожиданным политическим заявлением: под эгидой ООН нужно реформировать интернет, чтобы государства вернули себе в сети свой суверенитет, а своим гражданам — юрисдикцию своих стран. Такие слова министр произнес на конференции Международного союза электросвязи.
На проходящей в Пусане (Республика Корея) конференции МСЭ (Международный союз электросвязи) российский министр связи России Николай Никифоров предложил внести изменения в структуру управления интернетом. Согласно российским инициативам, государство должно играть значительно большую роль в управлении интернетом, чем сейчас, а сам интернет — регулироваться национальными законодательствами.
«Мир меняется, и союз должен адаптироваться к новым вызовам, которые возникают в связи с эволюцией электросвязи и ее конвергенцией с информационными технологиями, — заявил Никифоров. — Для успешного, надежного и безопасного использования ИКТ (информационно-коммуникационные технологии — Information and Communication Technologies) необходимы международные нормы и правила, регулирующие отношения в этой области».
Нормы должны исходить из невмешательства во внутренние дела государств, их равноправия в процессе управления инфраструктурой интернета и суверенного права государств на управление инфраструктурой в национальном сегменте сети, отметил министр.
Интернет не только открывает новые возможности, но и делает мир все более уязвимым, подчеркнул Никифоров. И речь идет не только о вмешательстве в частную жизнь людей, дестабилизации политической ситуации в целых регионах. Велики риски умышленного нарушения работы национальных сегментов сети или полного отключения стран от интернета без объяснений и без ссылок на нормы международного права.
Также министр упомянул якобы большие риски отключения связи извне, приведя в пример отключение Сирии от интернета в 2012 году, о котором рассказал бывший сотрудник АНБ Эдвард Сноуден.
Стоит отметить, что это был единственный случай, когда целое государство потеряло доступ к сети из-за действий другого государства, причем Сноуден рассказывал о нем как о курьезе: хакеры из АНБ пытались дистанционно получить доступ к интернет-трафику сирийских пользователей, но случайно обрушили связь с интернетом во всей стране, после чего испуганно пытались исправить ситуацию.
Как заявил Никифоров, государства выступают гарантом прав граждан и защиты их персональных данных: «Когда началась церемония открытия конференции, у всех нас в зале отключился доступ в интернет и все телефоны. Кто это сделал? Это сделал бизнес? Нет, это сделал не бизнес. Или, может быть, это было решение с участием всех заинтересованных сторон? Нет, это сделало государство, на территории которого мы с вами находимся. И сделало это для безопасности. Кто-то в зале встал и выразил протест? Нет. Очевидно, что бессмысленно отрицать роль государств в управлении инфраструктурой ИКТ».
Потенциально уязвимой и угрожающей единству сети, по словам Никифорова, является и работа системы доменных имен. Также министр посчитал возможной вероятность «искажения информации в базе данных регистратур», что сделало бы невозможной проверку маршрутно-адресной информации.
Для решения сложившейся проблемы министр предложил разработать и принять «международную конвенцию по управлению интернетом».
Российские чиновники выступают за реформирование модели управления интернетом и передачу функций ООН не впервые: как сообщала «Газета.Ru», подобные предложения выдвигались ими два года назад на саммите МСЭ в Дубае, однако их подержали лишь Китай, Таджикистан, Нигерия, Сирия, Иран, Судан, Саудовская Аравия, Алжир, Бахрейн и несколько других не самых влиятельных стран.
Как отмечает главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян, если два года назад эта позиция вызывала понимание многих стран, то сейчас, после NETMundial и начала процесса реформирования IANA, ICANN и передачи функций контроля NTIA от правительства США сообществу мультистейкхолдеров, подобные заявления вряд ли найдут серьезную поддержку.
«Своей жесткой позицией Россия, увы, начала терять и возможных союзников в БРИКС, которые, разумеется, хотят ослабления контроля США над интернетом, но не собираются отдавать контроль над сетью в руки международной бюрократии», — добавил он.
По мнению аналитика MForum Analytics Алексея Бойко, за предложениями министра связи нет технологической обоснованности, а внедрение предлагаемых подходов вряд ли окажет позитивное влияние на развитие всемирного интернета, его связность и удобство использования.
Что касается отключения интернета в Сирии, то, во-первых, это был действительно единичный случай, во-вторых, целью атаки не было отключение доступа в сеть, рассуждает Карен Казарян:
«В-третьих, такая атака была в принципе возможна только потому, что Сирия — «враг интернета», страна, где были внедрены жесткие технологические методы цензуры. Лучшая защита от такого — это наращивание инфраструктуры, увеличение связности с интернетом».
Сами отцы-основатели интернета, в частности главный интернет-евангелист Google Винт Серф, осуждают меры по регулированию интернета. Серф называет их «безнадежными попытками некоторых правительств и контролируемых ими телекоммуникационных компаний играть мускулами».
«Эти настойчивые попытки являются доказательством того, что эта группа динозавров с мозгами размером в горошину еще не поняла, что они вымирающий вид, потому что сигнал еще не дошел по их длинным шеям», — заявил Серф.
Тим Бернерс-Ли, изобретатель всемирной паутины (World Wide Web), также резко высказывался против контроля государства над интернетом.
«Продолжим ли мы позволять правительствам получать все больше и больше контроля и все больше и больше следить за нами? Или мы создадим что-то вроде Великой хартии вольностей для интернета и скажем, что теперь, когда это стало такой важной частью нашей жизни, это должно встать на один уровень с правами человека?» — призывал он в интервью «Би-би-си».
Источник: «Газета.ру»