В ноябре «Яндекс» открывает собственное информационное агентство – специальную ленту для СМИ и медиа, рассказала «Ведомостям» руководитель проекта «Яндекс для медиа» Мария Петрова. По ее словам, сообщения будут готовить не журналисты, а автоматические алгоритмы «Яндекса» на основе мониторинга и анализа данных.
На первом этапе, говорит Петрова, агентство будет предоставлять информацию о ситуации на дорогах, погоде, а также выделять темы и события, интерес которым в поиске резко вырастает. В дальнейшем список тем, по которым роботы будут писать новости, расширится, обещает она.
Данные предполагается транслировать в режиме реального времени и в разных форматах: для телеканалов это будут графики, для радиостанций – специальный интерфейс с текстами, для информагентств, газет, журналов и сайтов – лента уведомлений. Подписка будет бесплатной, отметила Петрова.
«Яндекс» уже предоставляет такой сервис нескольким редакциям, в том числе «Интерфаксу», но пока в индивидуальном порядке, уточнила Петрова. Исполнительный директор Службы финансово-экономической информации «Интерфакса» Юрий Погорелый подтвердил: агентство несколько лет получает информацию «Яндекса» о пробках, которую делают роботы, и включает ее в свои ленты для подписчиков. Хотя у самого «Интерфакса» есть дочернее агентство «Финмаркет», которое уже 10 лет пишет новости с помощью роботов, замечает он.
Тема автоматического написания текстов не нова, хотя пока не получила большого распространения. Такая технология есть, например, у компании Narrative Science: ее программная платформа Quill представляет собой искусственный интеллект, который помогает преобразовать данные в связный текст, следует из описания на сайте компании. Среди клиентов Narrative Science называет, в частности, журнал Forbes. Некоторые тексты на сайте Forbes вместо имени автора действительно подписаны Narrative Science. Обычно это небольшие тексты, посвященные, например, прогнозу стоимости акций тех или иных компаний.
Недавно Automated Insights, разработавшая платформу Wordsmith по созданию текстов из необработанных данных, открыла бесплатный доступ к ее бета-версии. Сервис может перерабатывать большой объем первичных данных – таблицы, статистику, комментарии – и преобразовывать их в короткие осмысленные заметки. Так, роботом-журналистом Automated Insights уже пользуется Associated Press и сервис Yahoo News. А весной 2014 г. первое сообщение о землетрясении в Лос-Анджелесе распространила программа Quakebot, созданная сотрудником газеты Los Angeles Times Кеном Швенке.
Информация от «Яндекса» может быть интересна СМИ, считает гендиректор «Комсомольской правды» Владимир Сунгоркин. Что касается роботов-журналистов, то они в будущем вполне могут составить конкуренцию обычным журналистам, особенно если речь идет о простых новостных заметках, замечает он. В робота можно заложить алгоритм написания заметки, указывает он: например, какую информацию выдавать сразу, а какую оставить внутри текста, чтобы повысить его читаемость, особенно на сайте. Часто журналисты пренебрегают этими правилами, вываливая в первых строках текста всю информацию, сетует Сунгоркин.
Полностью заменить журналистов роботы вряд ли смогут, замечает Погорелый: роботы никогда не почувствуют интересную историю – они лишь отвечают на вопросы, которые им задают.
Источник: «Ведомости»