Фонд защиты гласности 6 июня отмечает свой 25-й день рождения. Направления работы организации, по сравнению с первыми годами ее существования, сильно сократились, но за четверть века правозащитники многое успели. Корреспондент петербургского отделения фонда Роман Захаров рассказал Лениздат.Ру о достижениях ФЗГ, об отсутствии солидарности среди журналистов и о том, как оставаться независимой организацией.
На сегодняшний день главная функция, которую выполняет фонд, — это мониторинг нарушений прав журналистов. Анализ данных ФЗГ включает все случаи: от штрафов и задержаний до приговоров суда о лишении свободы и убийств. Этот мониторинг организация ведет с 1995 года и делает это, как с гордостью отмечают в фонде, подробно и качественно. А вот две другие функции – предоставление юридических услуг и издательская деятельность – практически завершены. «Нам удалось добиться освобождения очень многих журналистов, осужденных по различным статьям, это, конечно, в основном ситуации 90-х и начала 2000-х годов. Кроме того, мы по-прежнему ежегодно вручаем премию Сахарова. В числе тех, кто награжден этой премией, к сожалению, есть и погибшие журналисты. Это всегда для нас боль. Что касается юридической и издательской деятельности, то, да, они практически завершены. Произошло это по разным причинам, в том числе потому, что сейчас этим занимаются и многие другие организации», — рассказал Лениздат.Ру Роман Захаров.
Несмотря на то, что юридическое и издательское направления сейчас не активны, они успели дать немало плодов. Так, Роман Захаров утверждает, что сама по себе профессия медиаюриста получила свое развитие во многом благодаря фонду. «Нам удалось сделать саму профессию – юрист СМИ. Все учебники, которыми сейчас пользуются, чтобы читать курс на юридических факультетах, все методические пособия были разработаны при прямой поддержке фонда. Мы аккумулировали средства и лучшие силы среди юристов, правозащитников и журналистов для того, чтобы они разработали этот курс. Мы издавали книги о проверке информации, о юридических тонкостях, которые нужно знать журналистам, о необходимости саморегуляции журналистского сообщества. Большинство из них не потеряли своей актуальности», — считает корреспондент ФЗГ. За 25 лет фонд успел издать множество различных пособий, например «Как провести лингвистическую экспертизу спорного текста», «Регистрация СМИ. Типовые уставы СМИ», «Журналист в поисках информации» и многие другие. Кроме того, ФЗГ выпускал ежегодный сборник публикаций, которые были отмечены премией Андрея Сахарова «За журналистику как поступок». Книги доступны на сайте организации.
Фонд защиты гласности также дал старт ряду других правозащитных организаций. Например, Центр защиты прав СМИ под руководством Галины Араповой является партнерской организацией фонда, а сама Арапова раньше работала корреспондентом ФЗГ. «Мы достигли многих целей и продолжаем работать. Это, с одной стороны, очень хорошо, а с другой – очень плохо, потому что, если бы с гласностью все было хорошо, наверное, не было бы надобности в существовании нашей и других подобных правозащитных организаций», — поделился мнением с Лениздат.Ру Роман Захаров.
Транспарентность значит ясность
По основной деятельности — ведению мониторинга нарушений прав журналистов — фонду приходится сталкиваться с рядом трудностей, в первую очередь связанных с нежеланием представителей СМИ сообщать о своих проблемах. «Нам не хватает доверия со стороны журналистской среды. Когда речь идет о какой-то личной помощи, журналисты всегда оказываются очень правильными людьми и всегда помогают друг другу, но вот солидарности среди них как не было, так и нет», — считает Роман Захаров. Причиной тому служит занятость журналистов и нежелание тратить время на восстановление своего «доброго имени». «Пока не «припрет» и не случится самое страшное, уголовное дело или большой иск, журналисты к нам не обращаются. Но так было всегда. Поэтому мы с пониманием к этому относимся», — объяснил Захаров.
Сам мониторинг выявляет правонарушения по ряду различных пунктов на всей территории России. Например, в апреле 2016 года выявлено 3 случая, когда была осуществлена попытка цензуры, было зафиксировано 8 судебных исков к журналистам, блогерам и СМИ, 35 раз журналистам было отказано в доступе к информации, 7 раз прозвучали угрозы в адрес представителей СМИ, перестал выходить в эфир 1 телеканал, был изъят тираж одной газеты. Кроме перечисления количества нарушений прав журналистов, на сайте приводятся выдержки из различных СМИ, в текстах которых есть указания на ограничение журналистской деятельности или иных притеснений СМИ.
Другая проблема, с которой сталкивается фонд, — это недостаточное финансирование. За 25 лет организация не смогла найти средства финансирования в России. В ноябре 2015 года Фонд защиты гласности был признан иностранным агентом. «Нам за все это время в России предлагали деньги 3-4 раза. Взяли мы их только один раз, когда речь шла о помощи семьям погибших журналистов, но это святое. Для нас очень важно действовать открыто и транспарентно, а российские структуры очень часто не готовы к такой прозрачности. Мы не хотим быть ни с кем связаны», — рассказал корреспондент ФЗГ.
Роман Захаров также объяснил, что фонд не пытается удержаться за свое место и готов его уступить другим организациям, если они сделают что-то лучше ФЗГ. «Я всегда привожу в пример фонд «Правда и справедливость», у них есть прекрасные инициативы, а есть ужасные. Вот сама премия — откуда взяты на нее деньги? Кто, кроме экспертов, читает работы, а их там около 3 тысяч? Кто готовит результаты, почему побеждают одни и те же журналисты и их работы не публикуются? А за их мониторинг даже обидно, потому что затрачены огромные ресурсы, у них очень крупная региональная сеть. Почему они за год фиксируют 150-200 нарушений, а мы фиксируем более 1500? Почему никто не пользуется их результатами? Потому что они не транспарентны», — считает Роман Захаров.
Планы дальнейшего развития Фонда защиты гласности, как предположил Захаров, как раз будут обсуждаться в рамках встречи по случаю юбилея организации.
Напомним, организация была создана 6 июня 1991 года решением пленума конфедерации Союзов кинематографистов СССР. Среди первых учредителей фонда – Егор Яковлев, Игорь Голембиовский, Владимир Молчанов, Элем Климов, Марк Розовский и Алексей Герман. Идея создания фонда родилась после того, как в Литве были уволены журналисты, выступившие с критикой правительства Вильнюса. Бессменный президент организации – Алексей Симонов, лауреат премии Freedom of Speech Award, член Московской Хельсинкской группы. Девиз фонда и логотип в виде черепахи придумал сам Симонов. По его мнению, «гласность — это черепаха, ползущая к свободе слова». Фонд входит в Международную ассоциацию по защите свободы слова. Региональные корпункты ФЗГ расположены во многих городах России, главный офис находится в Москве.
Надежда Мазакина