24 июня во втором и третьем чтениях Госдума приняла антитеррористический пакет Ирины Яровой. За проект проголосовали 287 депутатов, против —147, один воздержался. Центр защиты прав СМИ собрал мнения представителей различных отраслей и ведомств по это вопросу.
Интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев назвал поправки Яровой смертным приговором для российской телекоммуникационной отрасли.
Институт развития интернета (ИРИ). Председатель ИРИ Герман Клименко заявил, что при разработке законопроекта с их индустрией не посоветовались. «Я уверен, что в законе есть ряд лукавых моментов — это то, что находится на усмотрении правительства. К 2018 году, когда он будет вступать в силу, мы приведем его к какому-то разумному состоянию», — сказал Клименко.
Минкомсвязи. Глава министерства Николай Никифоров заявил, что закон принимался без учёта позиции Минкомсвязи. «Считаем, что возникнут серьезные вопросы с конкретным правоприменением закона. Уверены, что требуется целый ряд детализирующих поправок к статьям, которые касаются технологической сферы», — сказал Никифоров.
Операторы связи. Мобильные операторы «большой четверки» заявили, что неоднократно доносили разработчикам свою позицию о невозможности реализации новых требований, «однако эти доводы не были учтены», в связи с чем 27 июня операторы направили письмо в адрес председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко с просьбой отклонить принятый закон. Но тщётно.
Совет Федерации. 29 июня Совет Федерации утвердил «пакет Яровой». Матвиенко сказала, что «если бы законы сняли с рассмотрения, то они автоматически пошли бы на подпись президенту».
Что интересно за одно пленарное заседание сенаторы умудрились одобрить сразу 160 законопроектов, включая крайне спорные, смысл которых зачастую ускользал от самих парламентариев.
Совет по правам человека 1 июля направил обращение Владимиру Путину с просьбой отклонить принятый законопроект. По мнению СПЧ, ряд правовых норм, содержащихся в пакете, неконституционны и противоречивы.
Кремль. Дмитрий Песков в тот же день заявил, что в Кремле приняли к сведению обращение СПЧ по «пакету Яровой».
Цена вопроса. По оценкам только МТС, «МегаФона» и «Вымпелкома», реализация требований законопроекта лишит их чистой прибыли и оставит бюджет без налоговых отчислений. По оценке МТС, разовые расходы компании на организацию хранения голосовой информации и трафика персональных данных в течение шести месяцев составят 2,2 трлн руб.
Никифоров позже заявил, что благодаря «пакету Яровой» услуги связи подорожают на 300%.
Центр защиты прав СМИ