Кому по закону принадлежат права на онлайн-курсы? Как доказать, что именно вы их автор? И каким образом заявить о своих авторских правах если они были нарушены? Корреспондент Теплицы Наталья Баранова поговорила с юристом Центра защиты прав СМИ Светланой Кузевановой о теме авторских прав в дистанционном образовании.
– Светлана, кому могут принадлежать авторские права на онлайн-курсы?
– Универсальной схемы распределения прав нет. Они могут принадлежать автору курса или его заказчику. Если человек сам создает, сам пользуется и продает онлайн-курс, то он является и автором, и правообладателем. Если он делает это под заказ, то условия использования обычно определяются договором, в котором прописано, кто заказчик и кому какие права принадлежат по дальнейшему использованию. Права на использование курса могут полностью переходить к заказчику либо распределяться таким образом, что использовать курс в будущем сможет и его автор, и его правообладатель по договору.
– Выходит, многое зависит от договора. Допустим, преподавателю заказывают разработать дистанционный курс в рамках трудового договора, значит ли это, что авторское право автоматически переходит к работодателю?
– Если в должностные обязанности преподавателя согласно трудовому договору входит создание таких курсов, то разработанный в рамках исполнения трудовых обязанностей, например, работником вуза курс будет иметь статус «служебного произведения». А этот режим особый, имеющий определенное правовое регулирование.
В рамках этого режима права на использование всего, что создает работник, принадлежат работодателю. Права по использованию созданных в рамках трудового договора авторских произведений могут принадлежать и работнику, но это должно быть специально оговорено в трудовом договоре или дополнительных соглашениях к нему.
Важно понимать, что режим служебного произведения действует только тогда, когда создание какого-либо объекта авторского права является трудовой обязанностью работника. Но если сотрудник, примеру вуза, создает курс, а его обязанностями это не предусмотрено, тогда права принадлежат работнику, и использовать курс вуз может только после того, как заключит со своим работником договор о передаче ему прав на использование курса.
Еще есть одно правило: если работник создал служебное произведение, а работодатель не приступил к его использованию в течение трех лет, исключительные права снова переходят к его автору.
– Должен для автор регистрировать авторские права для их защиты?
– Авторские права не подлежат регистрации, они возникают у автора по факту создания произведения, и право на их защиту возникает тогда же. Поэтому нет никакой обязательной по закону регистрации или процедуры, которую автор должен выполнить для защиты своих прав.
Однако есть несколько механизмов для авторов, позволяющих им заявить о своих правах на авторские произведения, проинформировать общество о том, что именно он является автором. Самая распространенная из них – копирайт. Существует серьезное заблуждение, что если нет копирайта, например, на фото, то у фото нет автора и можно его свободно использовать.
Не стоит забывать, что проставление копирайта на произведении есть право автора, а не обязанность. Поэтому ссылаться на законность использования произведений без копирайта необоснованно.
Также сейчас несколько компаний предлагают процедуру так называемого депонирования (регистрации) авторских прав. Она дает возможность авторам зафиксировать свои права на конкретное произведение в определенном объективном виде и на определенную дату времени.
Депонирование облегчает доказывание авторства в отношении произведения, если оно, предположим, оспаривается. Но стоит помнить, что это процедура платная. По закону эти процедуры не являются обязательными, поэтому их наличие или отсутствие никаким образом не влияет на возможность защиты авторских прав.
– Зачастую онлайн-курс может состоять не только из выступления преподавателя, но интерактивных деталей: таблиц, графиков, алгоритмов. То есть в процессе создания курса участвуют и разработчик алгоритмов, и режиссер, помимо автора. Считаются ли эти люди полноправными создателями, и как в этом случае они делят авторское право между собой? Договор нужно заключать со всеми?
– Когда одновременно несколько авторов участвуют в процессе создания произведения, можно говорить о соавторстве. Совместно созданное произведение используется авторами тоже совместно. Это означает, что соавторы должны договориться о том, как они будут передавать права на использование курса. Между ними должно быть заключено соглашение, поскольку распоряжаются правами по использованию курса они, как правило, тоже совместно.
Однако не исключены ситуации, когда права на использование переходят к одному из создателей, но это также должно быть предусмотрено соглашением между ними. А что делать, если один из соавторов в противовес остальным авторам не хочет, например, продавать созданный ими совместно онлайн-курс? В таком случае, как говорит закон, он может запретить продажу только при наличии достаточных на то оснований.
– Допустим, человек самостоятельно создал онлайн-курс. Как он может заявить о том, что он автор произведения? Достаточно ли только подписи?
– Да, вполне достаточно. Но только до того момента, пока кто-то не оспаривает ваше авторство. В России законодательно установлена презумпция авторства. Это означает, что автором произведения является тот, кто указан в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, если не доказано иное. Именно поэтому подписи достаточно.
По закону также рекомендуется проставлять копирайт. Как я уже говорила, копирайт является знаком охраны авторского права. Он не обязателен по закону и не защищает автора от судебных споров об авторстве, но информирует тех, кто хочет получить права на использование произведения.
По моей практике, наличие копирайта облегчает юристу работу по доказыванию авторства в суде. В законе также указано, как должен выглядеть копирайт: значок копирайта (© – латинская буква С в окружности), имя автора и год создания произведения. Это лишь рекомендованный вариант, поэтому любой другой формат надписи также будет признаваться копирайтом.
Источник: «Теплица социальных технологий»