Комментарий старшего юриста Центра защиты прав СМИ Светланы Кузевановой о праве доступа к информации алтайских журналистов
В конце мая в Законодательном собрании Алтайского края прошла показательная встреча. Руководитель аппарата ЗакСа Инна Казанцева специально собрала аккредитованных журналистов, чтобы разъяснить им новейшие правила работы.
На Youtube-канале ИА «Банфакс» опубликована видеозапись встречи журналистов с главой ЗакСа. Инна Казанцева, которая недавно заступила на свою должность, советует представителям СМИ «объективно освещать деятельность Законодательного собрания, без каких?то определенных толков в отношении той или иной фракции, тех или иных депутатов». Кроме того, Казанцева просит журналистов приходить на мероприятия ЗакСа в деловой одежде, совершать фотосъёмку депутатов в первые 15?20 минут заседания, после чего — тихо уходить в комнату для прессы. А главное — «не показывать депутатов в негативном свете».
Видимо, последняя просьба и была главным поводом для встречи. В конце апреля «Банфакс» опубликовал на своём сайте фотографии по итогам апрельской сессии регионального парламента. Вместо дежурных сюжетов на фото запечатлены депутаты в обычных жизненных ситуациях. Один задорно подтягивает брюки, второй погрузил оба указательных пальца в ноздри. В общем, депутаты с человеческим лицом. Инна Казанцева прокомментировала это так:
После прошлой сессии ко мне обратились депутаты, которые были недовольны фотографиями, выставленными на сайте «Банфакс». Я посмотрела эти фотографии, я увидела, что депутаты возмущаются не зря. Там нет ничего, что связано с деятельностью законодательного собрания. Давайте уважительно относиться друг к другу, чтобы вот таких вот фотографий, как для журнала «Крокодил» у нас не было.
Депутатов понять в общем можно. Только вот нет никаких законных прав обязать журналиста показывать их в определённом ракурсе. По словам Светланы Кузевановой, юриста Центра защиты правы СМИ, право журналиста на доступ к информации может быть ограничено, когда информация представляет собой государственную тайну или может быть отнесена к конфиденциальным сведениям. Порядок участия журналистов в мероприятиях ЗакСа может быть прописан в протоколе, но любые ограничения права журналистов должны быть основаны на законе. Нельзя требовать от журналиста освещать деятельность так, а не иначе. Светлана Кузеванова добавила:
Руководитель аппарата Алтайского Заксобрания имеет право высказать своё мнение относительно формы одежды журналистов, посещающих официальные мероприятия, а также рекомендовать фотографии, где депутаты выглядят исключительно прилично и достойно. Но нужно понимать, что такого рода рекомендации останутся рекомендациями, пресса вправе их игнорировать. Другое дело, если эти советы будут прописаны, например, в «Положении об аккредитации Заксобрания». Тогда за их невыполнение может грозить лишение аккредитации и так далее.
Руководитель аппарата ЗакСа ничего не сказала о санкциях, которые применят к непослушным журналистам. «Банфакс» полагает, что таких просто будут лишать аккредитации. Наталия Рудакова, выпускающий редактор ИА «Банфакс», сказала:
Мы считаем, что произошедшее никак не укладывается в юридические рамки работы журналистов. Обращение Инны Казанцевой не получило и не могло получить никакой документальной формы. Мы ждем действий, которые уже можно будет оспаривать в правоохранительных органах. К примеру, если аппарат АКЗС издаст документ, регламентирующий поведение журналистов в ходе сессии.
Конечно, вопрос о необходимости взаимоуважения журналистов и депутатов действительно важен. Однако это явно должен быть не односторонний процесс. Надежда Скалон, редактор отдела экономики объединенной редакции ИД «Атапресс», так комментирует эту ситуацию:
Один из вопросов — об имидже депутатов. Доверие к власти — важный момент, с этим в России проблема. Тут стоит подумать, что больше наносит ущерб имиджу депутатов: законы, которые готовит исполнительная власть, а депутаты штампуют, особо не вникая, или мини-юбка руководителя фракции КПРФ? Отношение к журналистам как к информационной обслуге, которое продемонстрировала руководитель аппарата (сгоряча или нет, не знаю), или вполне себе житейское фото депутата-единоросса с пальцем в носу? Вообще СМИ — это зеркало, как бы банально это ни звучало. Стоит ли на него пенять, если есть некоторые недостатки во внешности?
Журналистов довольно часто ограничивают в правах при посещении органов власти. Например, в конце прошлого года в Новосибирске депутаты решили обязать журналистов соблюдать дресс-код. Новосибирский
журналист Алексей Мазур размышляет:
Недовольство тем, как работают СМИ, характерно для многих чиновников и властей. Взять даже взаимоотношения Трампа и американской прессы. Но в демократических странах выработалось понимание, что свобода СМИ важнее неудобств для политиков. У нас же в целом ситуация динамичная. В Новосибирске депутаты сначала хотели ввести дресс-код, но потом — после даже не протеста, а некоторых возражений в соцсетях — отказались от этой идеи.
Откажутся ли от своих идей в Алтайском ЗакСе (да и других региональных парламентах), пока непонятно. Но, как заметила Надежда Скалон:
Хорошая новость — в том, как алтайские СМИ отреагировали на действия руководителя аппарата. Они, во?первых, о них написали. Во-вторых, написали иронично. Ирония — сильный инструмент.
Источник: «Журналист«
Фото: shutterstock.com, bankfax.ru / Илья Климентьев