Галина Арапова в числе других экспертов комментирует новый законопроект, распространяющий понятие иностранного агента на физических лиц
Государственная Дума в первом чтении одобрила законопроект, дополняющий положения принятого осенью 2017 года закона о СМИ-«иностранных агентах». Новые поправки позволяют признавать физические лица иностранными СМИ, выполняющими функции иноагента. За документ проголосовали 333 депутата, один был против, один воздержался. Законопроект подержали депутаты «Единой России» и «Справедливой России», не голосовали фракции КПРФ и ЛДПР.
В законопроекте прописывается возможность признания людей, получающих денежные средства из-за рубежа и распространяющих информацию, «иностранными агентами». Как ранее отмечал председатель комитета Госдумы по информации Леонид Левин, норма будет касаться владельцев СМИ-иноагентов: «Тем или иным ресурсом и порталом за границей может владеть не только юридическое лицо, но и физическое», говорил он. Однако Петр Толстой не исключил, что под новации попадут и другие категории граждан, в частности блогеры, получающие деньги от иностранного правительства, например, через фонды, который находятся в США. В законопроекте не уточняется, идет ли речь о частном или государственном зарубежном финансировании.
«Мы все являемся распространителями информации, ведь почти у каждого сегодня есть аккаунт в социальных сетях, неважно, в фейсбуке или одноклассниках,так что если бабушка из Нью-Йорка или Казахстана пришлет вам 100$ на день рождения, формально вы попадете под критерии законопроекта», — говорит юрист «Агоры» Дамир Гайнутдинов, специализирующийся на делах, связанных с защитой свободы слова.
Согласно предложенным депутатами нововведениям, пользователей соцсетей также обяжут указывать в своих публикациях о том, что информация перепечатана из СМИ-иноагентов.
«При распространении и цитировании материалов, созданных СМИ-иностранными агентами, также необходимо будет указывать на то, что источником информации является иностранный агент», — заявил Петр Толстой, выступая на заседании Госдумы. По его словам, к тем, кто тиражирует информацию иностранного агента, «будут применяться положения закона об НКО в части статуса иностранного агента»:
— Это положение касается всех информационных ресурсов, от телеканалов и печатных средств массовой информации до пользователей соцсетей, медицинских или, там, кулинарных сайтов, — сказал вице-спикер.
Политолог Алексей Макаркин отмечает, что такое положение очень похоже на обязанность указывать при публикации названия террористической организации, о том, что она запрещена в России.
«Первоначально к этому было довольно ироничное отношение, особенно в печатных СМИ, а потом выяснилось, что все серьезно, и после двух предупреждений от Роскомнадзора может стоять вопрос о закрытии издания, даже если журналист допустил ошибку по невнимательности. Теперь и пользователям соцсетей придется постоянно думать о формальностях, делая репосты», — предупреждает он.
По мнению эксперта, из-за нововведений аудитория СМИ-иноагентов в соцсетях может значительно уменьшиться. «Репостить записи того же «Радио свобода», где публикуются интересные и общественно-значимые материалы, станет значительно сложнее, придется выдумывать какую-то специальную формулировку, чтобы не нарушать закон. В противном случае вашу страничку или запись могут заблокировать или принять еще какие-то меры, — отмечает Макаркин. — А перепосты с пометкой «иностранный агент» в «Одноклассниках» и вовсе могут спровоцировать серьезные конфликты.
Вам тут же напомнят в комментариях, что делали с предателями в 37-ом году. Многие будут отказываться от перепостов, чтобы не ставить себя в некомфортное положение».
Однако главным вопросом станет организация «вылавливания» репостов без пометки, считает Галина Арапова. «Совершенно неясно, как генпрокурор или его заместитель (а решение вопроса о внесудебной блокировке лежит именно в рамках их компетенции) будут вылавливать все репосты в соцсетях и генерировать тысячи приказов об их блокировке. Складывается ощущение, что руководству Генеральной прокуратуры в нашей стране больше нечем реально заняться, вся преступность искоренена, и осталось только бороться с репостами на страничках пользователей соцсетей, — говорит она.
Техническое исполнение подобных приказов, если они коснутся пользователей зарубежных соцсетей, также будет затруднено. «Несложно догадаться, учитывая уже сложившуюся практику судебных преследований за публикации в интернете, что первыми под удар попадут пользователи ВКонтакте, администрация которой весьма лояльна к требованиям «сдать» своих пользователей правоохранительным органам. Но как будет решаться вопрос с пользователями фейсбука, твиттера, инстаграмма?», — задается вопросом эксперт.
Кроме того, по задумке парламентариев, зарубежные СМИ, признанные иностранными агентами, в обязательном порядке должны будут зарегистрировать в России юридическое лицо. Предусматривается, что российское подразделение должно быть учреждено в течение месяца со дня получения статуса иноагента. Если российское юридическое лицо уже создано, то иностранное СМИ должно будет уведомить об этом профильное российское ведомство в течение месяца после признания иноагентом. По мнению Гайнутдинова, такие меры позволят российским властям обзавестись реальными рычагами воздействия на иностранные СМИ.
Источник: «Новая газета«