Фонд «Центр Защиты Прав СМИ»
Защищаем тех,
кто не боится говорить

Как не попасть под статью за лайк, репост или высказывание

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Фондом «Центр Защиты Прав СМИ» либо касается деятельности иностранного агента Фонда «Центр Защиты Прав СМИ»

Интервью директора Центра Галины Араповой журналистам РИА «Воронеж».

В России растет количество обвинительных приговоров за высказывания экстремистского характера. Больше половины таких дел связаны с публикациями в соцсетях. Корреспондент РИА «Воронеж» попросила директора Центра защиты прав СМИ Галину Арапову рассказать об особенностях антиэкстремистского законодательства и о том, за какие высказывания или действия человека могут привлечь к уголовной или административной ответственности.

– Галина, бытует мнение, что понятие «экстремизм» очень размытое. Как оно зафиксировано законодательно?

– Одной статьи, которая бы называлась «Экстремизм», в Уголовном кодексе и Кодексе об административных правонарушениях нет. Это комплекс статей, в который входят оправдание терроризма, создание экстремистского сообщества, участие в экстремистском сообществе, призывы к участию в экстремистской деятельности, возбуждение ненависти и вражды и разжигание религиозной и национальной розни, оскорбление чувств верующих, сепаратизм. Все это – так называемые «статьи экстремистской направленности» в УК. Есть еще административные дела, связанные с экстремизмом: распространение экстремистских материалов, демонстрация нацистской символики.

арапова 1.JPG– С какого момента начался рост числа дел по экстремистским статьям?

– Закон «О противодействии экстремистской деятельности» был принят в 2002 году. Он устанавливал весь перечень того, что государство относит к экстремизму. При этом статья о возбуждении ненависти и разжигании розни была еще в Уголовном кодексе СССР. Просто в последние годы, помимо этой статьи, появились новые. Среди них ст. 148 УК РФ (оскорбление чувств верующих), ст. 280.1 УК РФ (публичные призывы к нарушению территориальной целостности РФ, или сепаратизм), ст. 205.2 УК РФ (оправдание терроризма). Помимо уголовных дел, растет число административных. В 2015 году к 70-летию Победы в законодательство внесли поправки, изменившие ответственность за демонстрацию нацистской символики. После этого пошли дела по привлечению к административной ответственности за публикацию фото со свастикой.

Было «и», стало «либо»

– За что конкретно наказывают?

– Продолжают привлекать за использование свастики и нацистской символики представителями радикальных субкультур в националистическом контексте. За татуировки со свастикой, когда очевидно, что люди, по сути, пропагандируют нацизм, что крайне опасно и наказывается во всем цивилизованном мире. Но в последнее время начали наказывать и за публикации, где пропаганды нацизма нет. За публикацию архивных фотографий со склоненными нацистскими штандартами, карикатурных агитплакатов Кукрыниксов времен Великой Отечественной войны, стоп-кадров из антифашистских фильмов – например, «Семнадцать мгновений весны». Людей привлекают за демонстрацию нацистской символики, за любую фотографию, где изображена свастика или «зигующие» люди.

арапова 2.JPG

Безусловно, распространение нацистской идеологии необходимо пресекать. Но если раньше статья устанавливала ответственность за «публичное демонстрирование и пропаганду нацистской символики», то после того, как в Кодекс об административных правонарушениях были внесены изменения, по ст. 20.3 стали наказывать за «публичное демонстрирование либо пропаганду нацистской символики». В итоге, даже если ты публикуешь фотографию с нацистской символикой без цели пропаганды, а наоборот, призываешь помнить Победу, даже если ты ярый антифашист и говоришь, насколько это опасно, твоя публикация попадет под состав административного правонарушения. В результате экстремистским у нас признаны диснеевский мультфильм о приключениях Дональда Дака в нацистской Германии и пост девушки из Краснодара, опубликовавшей плакат Кукрыниксов, на котором была свастика. В Смоленске девушка разместила архивную фотографию своего двора, на которой изображено построение роты нацистских солдат в период оккупации и на первом плане – флаг со свастикой. Она опубликовала ее в соцсети с комментарием «Нашла тут фото своего двора», за что была привлечена к ответственности.

Перед 9 Мая многие прилепляют к машинам наклейки, на которых присутствует изображение серпа и молота и свастики. Хозяев таких автомобилей тоже могут наказать за демонстрацию нацистской символики.

– Какое наказание предусмотрено за это?

– Для гражданина – штраф от 1 тыс. до 2 тыс. рублей. Но это не все последствия. Ты становишься человеком, совершившим административное правонарушение экстремистского характера. Тебя больше отслеживают: что ты пишешь, с кем общаешься, куда ходишь. Могут быть сложности при устройстве на работу в образовательное учреждение или проблемы с открытием счетов в банке, поступлением в вуз и выездом за границу.

– Как же теперь будут показывать фильмы «Обыкновенный фашизм» или «Семнадцать мгновений весны»?

– К художественным и документальным фильмам, демонстрирующим нацистскую символику, никаких вопросов не предъявляют, а вот постить на своей странице в соцсетях архивное фото со свастикой не стоит. И нельзя использовать любую символику, которая является нацистской или схожа с ней до степени смешения.

– Что значит «до степени смешения»?

– Это значит, что привлечь к ответственности могут и за четырехлучевую и восьмилучевую свастику, коловраты. Теперь не имеет значения, публикуешь ли ты элемент индийского архитектурного орнамента или русский исторический коловрат-солнцеворот. Если они могут приниматься людьми за нацистскую свастику, то будут признаны демонстрацией нацистской символики. Были случаи, когда к ответственности привлекали даже за мальтийский крест (изображенный на флаге Мальты) и кельтский крест.

арапова 3.JPG

Сложная вещь

– Какие советы вы можете дать пользователям соцсетей?

– Не допускать неуважительных высказываний по отношению к людям в связи с их национальностью, цветом кожи, родом занятий и религиозной принадлежностью. Не надо постить фотографии, картинки, демотиваторы, карикатуры и шаржи, где есть нацистская символика. Поскольку ответственность у нас возникает с 14 лет, это надо объяснить и старшеклассникам. Ведь в отношении них будут применяться то же законодательство и те же меры ответственности.

С языком вражды и ненавистью на национальной или религиозной почве нужно бороться. Они разъедают общество и ведут к нагнетанию нетерпимости. Это крайне опасно, особенно в многонациональной стране. Но если мы говорим о правовой стороне проблемы, то не всегда юристы могут сами определить, есть ли в высказывании ненависть и вражда. Сказать ведь можно по-разному – как прямо, так и завуалированно. По всем экстремистским делам всегда проводят лингвистическую экспертизу, потому что язык вражды – очень сложная вещь. Можно проявить агрессию и язык вражды и в поведении, и эмоциями, и интонациями, в том числе определенными формулировками. И совсем не обязательно, что там будут прямые призывы или оскорбления по национальному признаку. Есть классические экстремистские лозунги, которые внесены в список экстремистских материалов и являются призывом к насилию. Это, безусловно, язык вражды. Но практика применения законодательства такова, что, если вы сфотографируете такую надпись на заборе и разместите в соцсети (даже в осуждающем контексте), высока вероятность, что и вас привлекут к ответственности за распространение экстремистских материалов – за слова, которые вы, по сути, критикуете.

– Что делать родителям, дети которых сидят в соцсетях? Как обезопасить странички детей от перепостов опасного материала?

– Считаю, это вопрос воспитания. Мой сын понимает, что такое ксенофобия. У него есть понимание, что люди разных национальностей имеют равные права. Это формируется годами, в том числе и на личном примере. Поэтому у меня нет необходимости показывать ему статьи Уголовного кодекса и говорить: так не делай. Знаю, что он так не сделает. Но, что касается демонстрации нацистской символики, мне кажется, это нужно объяснить. Сыну я объяснила, что любой репост картинки со свастикой, даже в антифашистских целях, может привести к неприятным последствиям. Советую и родителям в преддверии 9 Мая просветить своих детей. Где гарантия, что ко Дню Победы они не запостят картинки с Гитлером и перечеркнутой свастикой в контексте того, что они помнят и гордятся своими дедами?

«Сомневаетесь – перестрахуйтесь»

– Где найти полный список экстремистских материалов?

– С реестром экстремистских материалов можно ознакомиться на сайте Минюста. Он пополняется каждый день. Как только районные суды в разных регионах страны признают тот или иной материал экстремистским, он попадает в реестр экстремистских материалов. Сейчас в списке больше 4,5 тыс. позиций: это и брошюры, и лозунги, и демотиваторы, и диалоги в соцсетях. Прежде чем репостнуть, лучше поискать материал в реестре по ключевым словам. Правда, картинок в самом реестре нет – только словесное описание.

– А что с песнями и клипами? По каким признакам можно понять, что они экстремистские?

– Ориентируйтесь на то, что вы слышите в песне. Если в ней есть призыв к насилию («убей того-то») или разжигание религиозной, расовой, национальной, социальной розни, она опасна. Если это клип, то призыв к насилию может быть в видеоряде: смысл может трансформироваться в зависимости от того, какую картинку в клипе показывают. Если вы нашли этот ролик или песню в реестре, их репост будет считаться распространением экстремистских материалов.

арапова 4.jpgСледите за тем, что вы добавили в свой плейлист «ВКонтакте» несколько лет назад. Если в нем есть экстремистские песни, удалите их. Возможно, о них вы уже забыли, но для преступления нет срока давности. Сомневаетесь, репостить песню или нет? Доверяйте своему внутреннему «звоночку»: чувствуете, что песня радикальная и в ней что-то не так – перестрахуйтесь: найдите ее в списке экстремистских материалов. Объяснять потом, что вы добавили ее по глупости и никто из ваших друзей ее не слушал, бесполезно.

– А можно ли попасть под статью за лайк?

– Ответственность наступает, когда настройки конфиденциальности вашего профиля в соцсети настроены таким образом, что когда вы ставите лайк, у ваших друзей отображается, где вы его поставили. Например, ваш друг лайкает чей-то пост, и это отражается в вашей ленте новостей. Вам интересно – вы идете по ссылке и читаете. Ставя лайк, вы несете ответственность за распространение материала, хотя даже не публикуете его на своей страничке. Фактически вы распространяете эту информацию. Если материал экстремистский, санкции будут разными. В нем упоминается запрещенная в России организация без пометки о том, что она запрещена? Понесете административное наказание. Лайкнули картинку со свастикой? Наступит ответственность за распространение нацистской символики. Нужно очень хорошо управлять настройками конфиденциальности в соцсетях. Не уверены в контенте, который вы лайкаете, – покопайтесь в настройках вашего аккаунта. Настройте его так, чтобы лайки не отображались у ваших друзей.

Культура уважения

– За что чаще привлекают к ответственности: за бытовой или за сетевой экстремизм?

– Чаще всего – за любое публичное распространение материалов: публикаций, видео, песен. В интернете практически все публично, все легко зафиксировать и доказать, что это было опубликовано и доступно другим. Правоохранительные органы выявляют радикальные высказывания в соцсети по контентному поиску, по ключевым словам. Фиксируй, делай скриншоты, составляй протокол – направляй в суд. А вот за устные оскорбления на религиозной и национальной почве, сказанные на улице или в маршрутке, никто, как правило, не привлекается. При этом такая форма ксенофобии не менее, а может быть, и более опасна.

арапова 5.JPGПопасть под статью можно за неосторожное высказывание – например, антисемитское. Порой возбудить уголовное дело могут за то, что вы попросту высказываете мнение о советской военной истории. Конечно, привлекают за проявление радикального нацизма и его реабилитации, и это правильно. Но с таким же успехом ст. 354.1 УК РФ (реабилитация нацизма) будет распространяться и на историческое обсуждение фактов военных преступлений, в том числе со стороны солдат советской армии. Одно время историки говорили, что люди во время войны не всегда ведут себя героически, выходили исторические и художественные книги. Но складывается ощущение, что дискуссия на эту тему становится опасной.

Борьба с экстремизмом не должна ограничиваться выявлением экстремистских сообществ, пресечением радикального национализма. Или вычищением интернета от фото со свастикой. Нужно формировать культуру уважения к любому человеку, вне зависимости от его национальности, цвета кожи, религиозной принадлежности, хобби, мировоззрения, любого другого отличия.

– Если человека оскорбило ксенофобное, экстремистское высказывание, куда ему пожаловаться?

– В Следственный комитет. Нужно писать заявление о том, что в отношении человека совершено преступление, которое он рассматривает как совершенное на национальной или религиозной почве, как разжигание ненависти и розни по отношению к нему.

СПРАВКА РИА «Воронеж»

По статистике Судебного департамента при Верховном суде, количество уголовных дел по «экстремистским» статьям в последние годы растет. Если в 2014 году их было 442, то в 2017-м – уже 657. Большинство дел возбуждается на основе публикаций в соцсетях.

Под «экстремистские» статьи не раз попадали жители Воронежской области. Так, 31-летнему жителю Лисок предстоит ответить в суде за публикацию трех запрещенных аудиофайлов – в них содержались призыв к террористической деятельности и высказывания, направленные на возбуждение ненависти и вражды в отношении группы лиц, выделенной по признаку отношения к религии. Мужчине грозит до 7 лет лишения свободы. В апреле 2018 года Рамонский райсуд назначил штраф 23-летнему местному жителю за аудиозапись в соцсети «ВКонтакте». В отношении парня составили материал об административном правонарушении. Он заплатит 1 тыс. рублей.

А 23-летнего студента филиала Воронежского экономико-правового института в Белгородской области, обвиненного в экстремизме, отправили в колонию на 2,6 года. Парень разместил на странице в соцсети изображения, призывавшие к насилию в отношении представителей власти и дискриминации отдельных национальностей. Картинки также разжигали вражду к коммунистам, уроженцам Кавказа и Средней Азии.

Источник: РИА «Воронеж»