Редакция старейшей газеты Чукотского АО «Крайний Север» обратилась за помощью в Центр защиты прав СМИ после того, как апелляционным определением суда с нее была взыскана компенсация за нарушение исключительных авторских прав в размере 1,6 млн рублей. Юрист Центра защиты прав СМИ Екатерина Шмыгина готовила кассационную жалобу в Президиум Суда Чукотского АО.
Компенсация была взыскана в пользу Константина Лемешева, который состоял в штате издательства еженедельника «Крайний Север» с 2003 по 2014 года: изначально он работал в качестве фотокорреспондента, затем — специального корреспондента. Последней должностью Лемешева (2008 – 2014 года) была должность специального фотокорреспондента.
В 2014 году Лемешев был уволен, а спустя три года подал иск о защите своих авторских прав в адрес редакции «Крайний Север», в котором потребовал от издания следующее:
— компенсацию в сумме 1,8 млн рублей за публикацию в газете «Крайний Север» 178 фотографий, автором которых он являлся, без его разрешения,
— компенсацию в размере 552 тыс. рублей морального вреда за использование 276 фотографий без указания его авторства,
— компенсацию в размере 73 тыс. рублей за внесение изменений в его 161 фотографии.
Все указанные изображения были опубликованы из фотоархива, который вел и формировал истец в период его работы в издании. Снимки помещались Лемешевым в служебный архив, размещенный на сервере работодателя, из которого они впоследствии отбирались для публикации в газете. Таким образом все фотографии создавались истцом в режиме служебного произведения и лично отдавались им в распоряжение работодателя. После увольнения истца его снимки продолжали публиковаться в газете.
23 июля 2018 года Анадырский городской суд Чукотского АО частично удовлетворил требования истца и взыскал с издания моральный вред в размере 81 тыс. рублей за нарушение авторских прав на имя и 48 тыс. рублей за нарушение права на неприкосновенность произведения.
Что касается вопроса о нарушении ответчиком исключительных прав в отношении 178 иллюстраций, суд признал 11 изображений служебными, публикация которых на страницах издания не требовала согласия истца (они были изготовлены, когда Лемешев работал в качестве фотокорреспондента и специального фотокорреспондента). 123 изображения суд признал неслужебными. Часть из них, по мнению суда, не являлась служебными, поскольку была изготовлена в период, когда по договору истец носил статус просто корреспондента, поэтому фотосъемка не входила в его трудовые обязанности. Также часть фотографий была признана судом неслужебными поскольку хоть и была создана истцом в статусе фотокорреспондента, но сделана была в нерабочее время (после работы и в выходные дни).
Тем не менее суд пришел к выводу о доказанности факта заключения с истцом лицензионного договора в устной форме на их использование.
Суд установил, что ни один из заключенных с Лемешевым трудовых договоров в период его работы в издании не содержал указаний на наличие у истца трудовых обязанностей по созданию фотографических произведений.
Впервые трудовые обязанности истца были конкретизированы в 2009 году в должностной инструкции специального фотокорреспондента.
Вместе с тем, суд указал следующее: «Профессия фотокорреспондента входит в группу профессий журналистов и литературных работников и, исходя из приставки «фото» в ее названии, очевидно предусматривает выполнение таких обязанностей, родственных по своему содержанию обязанностям указанной группы профессий, как сбор оперативной фото информации на местах событий, ее подготовку и предоставление для публикаций. Сам же по себе сбор оперативной фото информации в приведенном контексте очевидно подразумевает совершение действий по созданию фотографических произведений».
Суд указал, что факт заключения устного лицензионного договора был подтвержден истцом, который в ходе судебного разбирательства утверждал, что в период его работы в издании он разрешал ответчику публикацию его иллюстраций в газете, вел авторский фотоархив, в который помещал как свои личные, так и служебные фотографии, не разграничивая их.
12 ноября 2018 года апелляционным определением Суда Чукотского автономного округа решение суда первой инстанции было частично отменено. Суд апелляционной инстанции посчитал недоказанным факт заключения лицензионного договора в устной форме.
С издания «Крайний Север» была взыскана компенсация в размере 1,6 млн рублей за нарушение исключительных авторских прав на 122 фотографии, автором которых являлся истец.
«Суд формально подошел к разрешению вопроса о том, являлись ли спорные фотографии служебными произведениями, ограничившись установлением факта отсутствия утвержденной должностной инструкции, — указывает юрист Центра защиты прав СМИ Екатерина Шмыгина. — Суды не приняли во внимание, что Лемешев прекрасно понимал и осознавал перечень своих должностных обязанностей и за все время его работы (более 12 лет) он ни разу не уточнял свои трудовые функции. В судебных заседаниях истец пояснял, что являлся «универсальным работником» и в его обязанности, при замещении им должности специального корреспондента, входило не только написание текстов, но и создание фотопроизведений, которые в последующем публиковались в газете. Таким образом, все созданные истцом фотографии в период его работы в Издательстве независимо от наименования занимаемой им должности, являются служебными и могли быть использованы работодателем любым непротиворечащим закону способом».
20 февраля 2019 года в Президиум Суда Чукотского автономного округа был подана кассационная жалоба на решение суда апелляционной инстанции.
Источник: Центр защиты прав СМИ