3 апреля в Пскове пройдет судебное заседание по жалобе на обыск у журналистки Светланы Прокопьевой. Адвокат Центра защиты прав СМИ Тумас Мисакян, представляющий ее интересы, считает, что при выдаче разрешения на обыск суд нарушил нормы закона.
«Несмотря на то, что суду было известно, что Светлана Прокопьева является журналистом, постановление о разрешении на обыск было сформулировано в очень неясных выражениях, — рассказывает адвокат. — Это допускало изъятие у нее любой информации. В результате у Прокопьевой изъяли все принадлежащие ей электронные носители, бумажные документы и рукописи».
Он подчеркивает, что среди изъятых материалов оказались и конфиденциальные сведения об источниках информации, с которыми Светлана работала как журналист, не раскрывая их публично. «Подобный обыск в жилище журналиста серьезно подрывает защиту источников информации, — поясняет Тумас Мисакян. — Согласно практике ЕСПЧ, обыски в доме журналиста и выемка носителей информации ставит под угрозу конфиденциальность источников, фактов и документов».
Конфиденциальность источников информации является неотъемлемой частью права, охраняемого статьей 10 Конвенции о правах человека, и считается условием выполнения прессой и журналистами своих обязанностей.
«Разрешая провести обыск, судья не учел, что ходатайство следователя не было достаточно обоснованно, в нем не указано, какие именно документы предполагалось обнаружить и какое отношение они имели к расследованию дела, — говорит адвокат. — Публикация Светланы Прокопьевой указанная следователем в ходатайстве, находилась в свободном доступе на сайте «Псковской ленты новостей». Журналистка никогда не отрицала, что являлась ее автором».
В итоге, полагает адвокат, произошло не только неоправданное изъятие у Светланы Прокопьевой личной информации, но и необоснованное вмешательство в личную жизнь журналистки.
Уголовное дело по статье 205.2 УК РФ (публичное оправдание терроризма) в отношении журналистки «Эха Москвы в Пскове» было возбуждено 5 февраля этого года. После выхода ее колонки «Репрессии для государства» в эфире радиостанции и на сайте «Псковской ленты новостей» Роскомнадзор обнаружил в тексте признаки оправдания террористической деятельности. 6 февраля в доме журналистки прошел обыск. В его ходе была изъята компьютерная техника, диктофон, карты памяти, документы, рукописи и записные книжки. Сотруднице радиостанции грозит от пяти до семи лет лишения свободы.
Светлана полностью отрицает обвинение. «Я анализировала причины, по которым архангельский взрывник решил покончить с собой в дверях ФСБ, – написала она в своем фейсбуке. – Я пришла к выводу, что одной из причин могло быть ощущение безвыходности и безнадежности, которое часто возникает при столкновении с «правоохранительными» органами. Это мое личное мнение и, согласно Конституции России, я имею полное право высказывать его и как гражданин, и, тем более, как журналист».
Светлана предполагает, что ее текст «взбесил всю эту систему». Она также считает, что местные силовики решили «использовать шанс» раскрыть уголовное дело по громкой статье «в Пскове, маленьком тихом городке на западной границе».
В марте к защите журналистки подключился Центр защиты прав СМИ.
Источник: Центр защиты прав СМИ