Фонд «Центр Защиты Прав СМИ»
Защищаем тех,
кто не боится говорить

Галина Арапова — о первом решении о фейк-ньюс: «Закон применили произвольно, чтобы сделать приятно начальнику»

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Фондом «Центр Защиты Прав СМИ» либо касается деятельности иностранного агента Фонда «Центр Защиты Прав СМИ»

Суд в Якутии впервые оштрафовал журналиста за распространение фейковой информации. Центр защиты прав СМИ будет помогать редакции в обжаловании решения суда.

Городской суд Якутска оштрафовал журналиста газеты «Якутск вечерний» Михаила Романова на 30 тыс. рублей за злоупотребление свободой массовой информации (ч. 9 ст. 13.15 КоАП). Административное дело возбудили сотрудники местного управления МВД после публикации статьи «Жертва режима. Якутянина похитили, избили, уволили с работы». Она была посвящена истории программиста Антона Аммосова, который, по его словам, был похищен и избит сотрудниками ФСБ. Герой публикации утверждал, что к нему применяли пытки. Суд усмотрел в действиях журналиста распространение фейков – «распространения заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверной».

Нужно отметить, что на текст в МВД пожаловался начальник Управления ФСБ по республике Саха (Якутия). Участковый, исполняя поручения проверить опасную публикацию, усмотрел опасность в подзаголовке: «Это история про то, что каждый может попасть в жернова государственной машины. И про то, что Большой Брат бдит, читает все комментарии на форумах, а однажды может похитить тебя и избить». В протоколе, составленном полицейским, говорится, что эта информация может создать «необоснованное возмущение у читателей», которое приведет к митингам и пикетам большого количества людей. Они в свою очередь могут стать причиной блокирования транспортной инфраструктуры и путей движения экстренных служб. Суд с такой оценкой фразы согласился.

По мнению директора и ведущего юриста Центра защиты прав СМИ Галины Араповой, спорная фраза не может быть признана недостоверной. По сути, проводя аналогию с известным произведением Оруэлла, журналист говорит о серьезном контроле со стороны государства за Интернетом и распространением информации онлайн, полномочия по которому возложены как раз на ФСБ. Достаточно вспомнить принятые законы, вводящие дополнительный государственный контроль в этой сфере, делающим практически любое общение онлайн доступным спецслужбам – пакет Яровой, закон о суверенном Интернете, о блокировках сайтов, о неуважении к власти и фейк-ньюс. Огромное количество судебных дел за комментарии в социальных сетях только подтверждают достоверность высказанной журналистом мысли.

«Из протокола, составленного участковым полицейским, получается очень странная логика, состоящая в том, что если люди прочитают критику в адрес ФСБ, то они утратят к ведомству доверие. И это само по себе вызовет массовые волнения, митинги, нарушения общественного порядка и т.д. При этом сама публикация и конкретно спорная фраза явно не несут никакой угрозы коллапса транспортной или социальной инфраструктуры, массовых беспорядков, что должно быть для состава правонарушения, вменяемого журналисту. Это критическое высказывание, основанное на фактах: действительно, государство осуществляет контроль в области интернета, чем дальше, тем больше. У нас есть закон о суверенном Рунете, «пакет Яровой», огромное количество нормативных актов, которые за последние годы были приняты и направлены на то, чтобы этот контроль осуществлять и усиливать. Государство следит за комментариями в интернете, есть законодательство, которое это регулирует, пакетом Яровой серьезно расширены в этой сфере полномочия ФСБ. Где здесь правоохранительные органы увидели фейк? Это не просто достоверная информация, она прямо вытекает из действующих законов, регулирующих Интернет. То же самое касается ужасной практики применения насилия сотрудниками правоохранительных органов. Жалобы на пытки сотрудниками правоохранительных органов стали постоянной темой в СМИ, в Совете по правам человека, в жалобах в Европейский суд. Уголовные дела по таким фактам возбуждаются все чаще. Это дело демонстрирует, что ФСБ просто не хочет слушать критику, никакую. И использует доступные инструменты, чтобы наказать тех, кто поднимает проблемные темы», — считает Галина Арапова.

Медиаюрист также отметила, что решение суда показывает, что закон о фейк-ньюс, который был принят в 2019 году, не отвечает допустимым стандартам в части возможного ограничения свободы выражения мнения. Он сформулирован слишком размыто, что дает возможность его произвольного применения, что мы сейчас и наблюдаем.

«Мы видим, что этот закон откровенно нарушает право журналистов высказываться по общественно-значимым вопросам, в том числе критиковать действия государственных органов. Очевидно, что публикация, которая стала причиной возбуждения дела против журналиста, не несет никакой угрозы массовых беспорядков или дестабилизации государственной инфраструктуры. Все, что она вызвала, — это недовольство начальства местного ФСБ. Это лишний раз доказывает, что закон был принят совершенно не для тех целей, которые декларировали», — сказала Галина Арапова.

Журналист и редакция намерены обжаловать это решение суда. К защите подключились юристы Центра защиты прав СМИ.

Источник: Центр защиты прав СМИ

Фото: Виталий Грасс, РИА «Воронеж»

Читайте также

Подпишитесь на нашу ежемесячную рассылку

Подпишитесь на наши аккаунты в соц. сетях