Фонд «Центр Защиты Прав СМИ»
Защищаем тех,
кто не боится говорить

Суд в декабре рассмотрит иск Дерипаски к иностранным СМИ о защите деловой репутации

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Фондом «Центр Защиты Прав СМИ» либо касается деятельности иностранного агента Фонда «Центр Защиты Прав СМИ»

Арбитражный суд Краснодарского края назначил на 12 декабря предварительные слушания по иску бизнесмена Олега Дерипаски к трем иностранным СМИ о защите деловой репутации, говорится в определении суда.

В качестве ответчиков по иску заявлены Times Newspapers Ltd, Telegraph Media Group Limited и The Nation Company LLC.

Дерипаска в марте подал иск к Минфину США, OFAC, их руководителям Стивену Мнучину и Андреа Гаки. В этом иске он просит аннулировать приказ Управления по контролю за иностранными активами Минфина США (OFAC) о включении его в санкционный список, следует из направленного в Федеральный суд округа Колумбии документа.

«Американские законы очень четко определяют возможные причины введения санкций и не оставляют места для неправильного толкования. Утверждения, перечисленные в данных OFAC, должны были быть проверены на соответствие данным требованиям. Мы считаем, что ни одно из выдвинутых утверждений не соответствует закону, и это означает, что OFAC проигнорировало основной принцип американской правовой системы — презумпцию невиновности — и не имело никаких правовых оснований для подобного рода действий», — утверждал бизнесмен в конце мая после первичного ознакомления с материалами OFAC.

Дерипаска просит суд рассмотреть действия OFAC на предмет предвзятости и нарушения ряда процессуальных норм, а предоставленную ими доказательную базу признать изобилующей ложными фактами и противоречивыми утверждениями.

Напомним, что Дерипаска в январе 2018 года был признан Конгрессом США «олигархом» согласно 241 разделу федерального закона «О противодействии противникам Америки посредством санкций» 2017 года (CAATSA).

Впоследствии 6 апреля 2018 года, Дерипаска был включен OFAC в список SDN (Specially Designated Nationals List — перечень граждан особых категорий и запрещенных лиц) на основании двух исполнительных приказов президента США E.O. 13661 и E.O. 13662, которыми устанавливаются юридические критерии и процессуальные нормы для наложения санкций на физическое лицо.

Компании Дерипаски En+, «Русал» и «ЕвроСибЭнерго» попали под санкции в апреле 2018 года из-за обвинений в адрес России в связи с ситуацией вокруг Крыма, а также заявлениями о якобы имевшем место вмешательстве Москвы в политические процессы в США.

Однако в январе 2019 года после масштабной реструктуризации и изменений в корпоративном управлении трех компаний Минфин США объявил об их исключении из санкционного списка. При этом Дерипаска остался под санкциями, указывалось на сайте ведомства.

Исключение из списка CAATSA

По мнению Дерипаски, классификация физического лица в качестве «олигарха» исключительно на основании наличия активов, стоимость которых превышает 1 миллиард долларов по данным издания Forbes (список миллиардеров мира 2017 года — прим. ред.), нарушает законодательство США.

Анализ практики американских судов свидетельствует, что «олигарх» определяется как «личность, имеющая тесные политические связи с конкретным правительством или режимом и накопившая огромный капитал и власть за счет оптовой передачи ценных государственных активов и проведения сомнительных сделок с правительством», указывается в документе.

«Ни министр финансов Мнучин, ни отчет по разделу 241 (CAATSA — прим. ред.) не привели каких-либо убедительных аргументов в защиту того, почему чистая стоимость капитала была единственным определяющим фактором для идентификации лица в качестве олигарха», — подчеркивает Дерипаска.

Предприниматель указал, что ему не было направлено предварительное уведомление о включении в санкционный список. Более того, OFAC не предоставило ему неотредактированную версию отчета, на основании которого принималось решение Конгрессом США, также предприниматель был лишен возможности оспорить введение в отношении него санкций в установленном законом порядке.

Исключение из списка «E.O. 13661»

Дерипаска настаивает, что, согласно преамбуле E.O. 13661, «уполномоченные органы вправе включать в санкционный список лицо, которое действует или намеревается действовать от имени или в интересах высокопоставленного должностного лица Российской Федерации».

Однако в его случае OFAC в качестве основного доказательства его связи с российскими государственными структурами указало «новостной материал The Nation десятилетней давности, где Дерипаска выступил в поддержку проектов высокопоставленных лиц России».

«Ни статья, ни выводы OFAC в отношении нее не объясняют, каким образом покупка алюминиевого завода считалась подобным проектом», — указывается в документе.

Также Дерипаска отмечает, что доказательная база OFAC состоит в большинстве своем из показаний его бизнес-конкурентов, которые уже неоднократно «публиковали ложные слухи с целью получить преимущество в судебных процессах». Более того, большинство из этих аргументов были признаны различными международными судебными инстанциями несостоятельными.

Ущерб от незаконных действий OFAC

«Следствием противоправных действий ответчиков стало полное опустошение капитала и репутации. Истец был фактически отстранен от международного делового сообщества и глобальной финансовой системы. Банки и предприятия расторгли с ним существующие контракты и соглашения, а производители отказываются вступать с ним в дальнейшие сделки из-за боязни быть подвергнутыми санкциям со стороны США», — подчеркивается в заявлении.

По мнению Дерипаски, OFAC и иные государственные органы США целенаправленно усугубляли последствия санкций, выезжая за пределы своей прямой юрисдикции (на Кипр и в Бельгию — прим. ред.) с целью добиться, чтобы связанные с бизнесом истца финансовые учреждения начали отказывать в продолжении сотрудничества.

«Истец был не только отрешен от своих глобальных финансовых и деловых сетей, но также и от необходимых услуг, — указывается в документе. — Например, его адвокатам — ввиду статуса их фирмы как лица США — было запрещено продолжать юридическое представительство без разрешения OFAC».

Наконец, бизнесмен отмечает, что американские органы использовали санкционный список в качестве рычага, чтобы заставить его передать доли в En+, «Русале» и «ЕвроСибЭнерго» третьим лицам.

Источник: РАПСИ

Читайте также

Подпишитесь на нашу ежемесячную рассылку

Подпишитесь на наши аккаунты в соц. сетях