Европейский суд по правам человека признал, что Россия нарушила право на свободу выражения мнения в деле ростовской журналистки Елены Надтоки
Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) признал, что российские суды нарушили право на свободу выражения мнения, удовлетворив в 2007 году иск экс-мэра Новочеркасска (Ростовская область) Анатолия Волкова к редакции издания «Частная лавочка» и редактору Елене Надтоке. Решение было опубликовано 8 октября. Россия должна будет выплатить журналистке 3 тыс. евро в качестве компенсации морального вреда, а также 850 евро — в качестве компенсации судебных издержек и расходов. Интересы Елены Надтоки в ЕСПЧ представляла директор и ведущий юрист Центра защиты прав СМИ Галина Арапова.
Спор возник из-за интервью атамана Международного Союза общественных объединений «Всевеликое Войско Донское» Николая Козицына. Оно было опубликовано в издании «Частная лавочка» под заголовком «Атаман Козицын: “Мы не казаки, что занимаются базарами”». Темой интервью стала коррупция и нарушения законодательства руководством и чиновниками администрации Новочеркасска. Текст не понравился мэру Новочеркасска Анатолию Волкову. Он подал иск о защите чести, достоинства и деловой репутации, попросив признать недостоверными и порочащими несколько фраз. Ответчиками в суде стали редактор издания Елена Надтока, которая являлась и автором интервью, а также редакция газеты «Частная лавочка» и атаман Николай Козицын.
Суд частично удовлетворил требования истца, признав диффамационными две фразы из публикации. В них, в частности, сообщалось, что окружение мэра и его семья присвоили себе массу объектов недвижимости, а также что некоторые земельные участки были отданы под строительство с нарушениями. Суд не принял во внимание, что оба эти фрагмента не относились напрямую к мэру, а также то, что факты были подтверждены в результате прокурорской проверки. Суд обязал ответчиков опровергнуть сведения, а также выплатить компенсацию морального вреда в общей сумме 11 тыс. рублей: 5 тыс. рублей с редакции газеты, и по 3 тыс. рублей – с Елены Надтоки и атамана Николая Козицына.
Не согласившись с решением, Елена Надтока попыталась оспорить его в национальных судах, однако жалоба была отклонена. После этого журналистка при поддержке Центра защиты прав СМИ обратилась в Европейский суд по правам человека. По мнению Елены Надтоки и юристов Центра, в деле была нарушена статья 10 Европейской конвенции о защите прав человека, которая закрепляет свободу выражения мнения.
ЕСПЧ, рассмотрев дело, принял решение о нарушении статьи 10 Европейской конвенции о защите прав человека.
«Европейский суд отметил, что фразы, признанные национальными судами порочащими честь и достоинство мэра Новочеркасска, были сказаны в интервью другим лицом, не исходили от самой журналистки, — рассказала Галина Арапова. — Они были записаны и воспроизведены ею точно, не были лишены фактологической основы, а журналист действовала добросовестно, чтобы предоставить «надежную и точную» информацию в соответствии с журналистской этикой. Это не было принято во внимание судами Ростовской области. Европейский суд указал, что «наказание журналиста за содействие в распространении заявлений, сделанных другим лицом в ходе интервью, серьезно затруднит вклад прессы в обсуждение вопросов, представляющих общественный интерес, и не должно предусматриваться, если не будет на то представлено особо веских причин». Такие причины в деле Елены Надтоки не были приведены ни одним из национальных судов, рассматривавших дело о защите чести и достоинства по иску мэра Новочеркасска».
По мнению директора Центра, это решение ЕСПЧ весьма важно для ежедневной работы журналистов, регулярно берущих интервью у самых разных собеседников по самым разным вопросам.
«В деле Елены Надтоки к ответственности была привлечена редакция газеты, интервьюируемый и она сама, как журналист, записавший интервью. При этом претензии были в части ответов героя интервью, но наказана вместе c ним была и журналист. Даже по российскому законодательству к ответственности в такой ситуации привлекаются редакция СМИ и человек, кому принадлежит спорное высказывание. Журналист, взявший интервью должен нести ответственность за свои вопросы, но не за ответы интервьюируемого, даже если они довольно спорны и он с ними не согласен. Европейский суд подчеркнул весьма важный момент, что задача журналиста состоит в том, чтобы точно передать слова героя интервью, особенно когда речь идет о вопросах общественной значимости. И требование к журналистам каждый раз формально дистанцироваться от содержания цитаты будет входить в противоречие с ролью прессы в предоставлении информации о текущих событиях, мнениях и идеях», — сказала Галина Арапова.
Елена Надтока, к сожалению, не дожила до этого решения ЕСПЧ. Журналистка скончалась в начале 2019 года.
Отметим, что это второе дело Елены Надтоки. Первое касалось уголовной ответственности за оскорбление. В этом деле в 2016 году Европейский суд также установил нарушение статьи 10 Конвенции. Последствием вынесения решением Европейского суда в 2016 году стала полная реабилитация Елены Надтоки и прекращение уголовного дела, которого добился адвокат Центра защиты прав СМИ Тумас Мисакян, представлявший интересы Елены Надтоки в Верховном суде.
Источник: Центр защиты прав СМИ