Наказание за незаконную предвыборную агитацию будет измеряться в процентах от оборота.
Как стало известно “Ъ”, из текста поправок к Кодексу об административных правонарушениях, многократно увеличивающих наказание за незаконную предвыборную агитацию, исчезло ранее имевшееся там определение иностранных СМИ, под которое могли попасть YouTube, Google и Facebook. Теперь законопроект определяет их в традиционном смысле, в соответствии с законом о СМИ. Размер штрафов, предусмотренных законопроектом за незаконную агитацию, измеряется миллионами рублей, а для иностранных СМИ не может быть ниже 2,2 млн руб.
Поправки к ст. 3.5 (административный штраф) и 5.11 (проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом) КоАП были разработаны членами комиссии Госдумы по расследованию фактов иностранного вмешательства Василием Пискаревым и Адальби Шхагошевым. В пятницу 13 декабря координационный совет фракции «Единая Россия» единогласно поддержал эту инициативу. “Ъ” удалось ознакомиться с текстом поправок.
Их авторы предлагают увеличить штрафы за проведение незаконной предвыборной агитации, в том числе для иностранных СМИ. В случае его принятия гражданам придется заплатить от 110 тыс. до 170 тыс. руб. (сейчас максимум — 1,5 тыс. руб.), должностным лицам — от 2,25 млн до 3,5 млн руб. (сейчас максимум — 3 тыс. руб.), а штраф для юридических лиц достигнет 4% от оборота компании (сейчас максимум — 30 тыс. руб.). При этом для иностранных СМИ устанавливается минимальная планка 2,2 млн руб.
Как сообщал “Ъ”, ранее законопроект был поддержан экспертным советом фракции «Единой России». Тогда господин Шхагошев объяснял “Ъ”, что под статью могут попасть YouTube, Facebook, Google: под «иностранным СМИ» в документе понималось любое юрлицо или структура без образования юрлица, зарегистрированные за рубежом, «распространяющие предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы». Из утвержденного в пятницу текста законопроекта это определение исчезло. Однако теперь это понятие трактуется согласно действующему закону о СМИ, который ограничивает его газетами, радиостанциями, телеканалами и сайтами, зарегистрированными как СМИ.
В пояснительной записке к законопроекту говорится, что способ подачи информации о проводимых в России выборах некоторыми иностранными СМИ «нередко позволяет квалифицировать их как предвыборную агитацию».
При этом законом установлен запрет на участие в проведении предвыборной агитации для иностранных граждан, юридических лиц и международных организаций. Однако уровень установленных санкций слишком низок, «что представляет собой определенную угрозу безопасности страны». Многократное повышение штрафов, по мнению авторов законопроекта, позволит повысить «эффективность противодействия деятельности иностранным СМИ, допускающим злоупотребление свободой массовой информации в агитационный период».
Член комиссии по расследованию иностранного вмешательства, депутат КПРФ Юрий Синельщиков заявил “Ъ”, что считает увеличение размера штрафов необходимой мерой, однако он полагает, что стоит подробнее ознакомиться с похожими статьями КоАП и по аналогии определить сумму взыскания. Заместитель председателя комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Андрей Свинцов (ЛДПР) сообщил “Ъ”, что его партия поддержит такие меры. Заместитель руководителя фракции «Справедливой России» Валерий Гартунг, в свою очередь, заявил, что считает чрезмерным многомиллионное увеличение суммы взыскания. Электоральный юрист Роман Смирнов считает «туманной» возможность взыскать средства с иностранных СМИ за проведение незаконной предвыборной агитации. По его словам, зарубежные СМИ подчиняются иностранным законам, а «юрисдикция наших судов заканчивается на территории РФ». «Это попытка контроля и выключения их из избирательного процесса»,— заявил он.
В ближайшее время законопроект будет направлен в правительство РФ для получения отзыва.
Источник: Никита Прокшин, Коммерсантъ