Редакции портала RZN.info помогала юрист Центра Ольга Шацких.
Управление Роскомнадзора по Рязанской области не нашло в публикации об убийстве ветерана Великой Отечественной войны и его супруги состава правонарушения по ч. 7 ст. 13.15 КоАП РФ («Использование средств массовой информации, а также информационно-телекоммуникационных сетей для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну»). Спорная публикация появилась в издании «Рязанский городской сайт RZN.info». В ней сообщалось об орудии убийства и сумме, которую преступник похитил после убийства. Эти данные журналисты получили от источника. Следственный комитет хотел, чтобы редакция удалила публикацию.
Внимание управления Роскомнадзора на заметку обратило Следственное управление Следственного комитета России по Рязанской области. В письме из управления СКР говорилось, что в публикации, размещенной в издании, раскрываются подробности убийства, которые составляют тайну следствия. Якобы главного редактора СМИ устно предупреждали о том, что публиковать данные предварительного следствия нельзя. При этом пресс-служба регионального следственного управления подробно освещала это дело и сама. В частности, 9 октября 2019 года, сразу после задержания подозреваемого, пресс-служба опубликовала его фотографию.
После того, как на сайте вышла спорная заметка, в редакцию позвонила старший помощник руководителя следственного управления Анжелика Евдокимова. Она потребовала удалить новость. Однако о том, что сведения составляют тайну следствия, пресс-секретарь не сообщила. Об этом сотрудники СМИ узнали только тогда, когда получили извещение о вызове в управление Роскомнадзора. Отметим, что Анжелика Евдокимова звонила в редакцию несколько раз. Изначально она просила удалить другую новость, в которой сообщалось, что подозреваемый принимал наркотики перед тем, как пойти на убийство.
По словам юриста Центра защиты прав СМИ Ольги Шацкой, которая помогала редакции, журналисты и СМИ не обязаны хранить в тайне данные предварительного расследования, так как не являются участниками уголовного судопроизводства, которые дают подписку о неразглашении. Кроме того, перечень сведений, которые составляют тайну следствия, составляется в каждом конкретном случае. Обычно они перечислены в подписке о неразглашении. Получается, что журналисты не могут знать, что именно составляет тайну следствия, и не могут нести ответственность за нарушение конфиденциальности сведений.
«Это единственно законное решение, которое мог принять Роскомнадзор в данной ситуации. Наложение штрафа на редакцию за разглашение сведений, о необходимости сохранения которых в конфиденциальности она не знала и не предупреждалась, противоречит не только закону, но и здравому смыслу», — считает Ольга Шацких.
Согласно ч. 7 ст. 13.15 КоАП РФ использование СМИ и интернета для разглашения государственной или другой тайны влечет штраф для юрлиц от 400 тыс. до 1 млн рублей.
Источник: Центр защиты прав СМИ