Ранее бумажные СМИ исключили из перечня непродовольственных товаров первой необходимости. Ситуацию комментирует старший юрист Центра Светлана Кузеванова.
Минкомсвязь направила руководителям субъектов РФ письма, в которых рекомендовала обеспечить бесперебойную работу печатных СМИ. Обращения подписаны заместителем министра Алексеем Волиным. В распоряжении Альянса независимых региональных издателей (АНРИ) имеются несколько таких писем.
Ранее Правительство России исключило бумажные СМИ из перечня непродовольственных товаров первой необходимости. По задумке Правительства, компании, которые обеспечивают населения товарами первой необходимости, смогут работать в нерабочую неделю, введенную президентом для борьбы с коронавирусом COVID-19. Многие издатели оказались в подвешенном состоянии.
В письме сотрудники ведомства просят обратить внимание на исполнение пункта 5 Указа президента России от 25 марта 2020 года №206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней», в котором говорится о необходимости бесперебойной работы организаций, осуществляющих производство и выпуск СМИ.
«Редакции СМИ со всей ответственностью относятся к принимаемым противоэпидемическим мерам и максимально возможное количество сотрудников уже работает удаленно. Однако специфика процесса по производству и выпуску СМИ требует присутствия ряда сотрудников на рабочих местах. В связи с этим просим Вас обеспечить возможность сотрудникам зарегистрированных СМИ выполнять свои служебные обязанности, в том числе на рабочих местах», – говорится в письме Минкомсвязи.
Также сотрудники ведомства напомнили губернатором, что пункт 3 перечня Правительства предусматривает право дополнить список на региональном уровне: «На практике такая возможность уже реализована в Ростовской области. Считаем, что этот опыт, вне всякого сомнения, заслуживает внимания и поддержки».
АНРИ продолжает следить за ситуацией. 27 марта Альянс направил обращение премьер-министру Михаилу Мишустину, предложив Правительству РФ включить СМИ в перечень поддерживаемых государством отраслей экономики. Союз журналистов России разделил обеспокоенность ситуацией и поддержал обращение АНРИ к Мишустину.
Обращение опубликовали многие региональные издатели: «Омутнинские вести+», «Клопс», интернет-журнал «7х7», «Курьер. Среда. Бердск», «Коломна-Справка.ру», Агентство новостей ТВ2, интернет-газета «Глас народа», «Казанские ведомости», портал газеты «Золотая горка».
Старший юрист Центра защиты прав СМИ Светлана Кузеванова в комментарии Альянсу независимых региональных издателей (АНРИ) отметила, несмотря на название, перечень носит не рекомендательный, а обязательный характер, поэтому соблюдать его необходимо. В перечне отсутствуют СМИ как товар первой необходимости и логично встает вопрос: а правомерно ли будет выпускать печатные издания и продавать их через газетные киоски?
«С одной стороны, в указе президента от 25.03.2020 года об объявлении в России нерабочих дней отдельно оговорено, что организации, осуществляющие производство и выпуск СМИ, обязаны определить численность работников, обеспечивающих с 30 марта по 3 апреля 2020 г. функционирование этих организаций. И это вроде бы означает, что несмотря ни на что, редакции СМИ (как и органы власти, которые также должны определить численность своих работников) будут обеспечивать бесперебойную работу и выполнять свою главную задачу — информировать общество.
С другой стороны, есть распоряжение, которым устанавливается, что граждане на период нерабочих дней должны быть обеспечены продуктами питания и товарами первой необходимости, к которым средства массовой информации не относятся.
Очевидно есть пробел и неясность в регулировании, поэтому ответить на вопрос однозначно сложно. Но несмотря на отсутствие в перечне необходимых товаров печатных изданий и иных СМИ, обязанность редакций непрерывно работать во время нерабочих дней является очевидной. К тому же в распоряжении правительства есть лазейка, позволяющая газетным киоскам и дальше реализовывать печатную продукцию: «При реализации хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, товаров, входящих хотя бы в одну группу товаров, указанных в перечне, такие хозяйствующие субъекты вправе реализовывать товары, не включенные в перечень». Если киоск продает, например, салфетки, туалетную бумагу или спички, это уже само по себе дает ему право торговать и газетами», — пояснила Светлана Кузеванова.
Подробнее в материалах на сайте АНРИ:
Минкомсвязь обратилась к губернаторам с просьбой обеспечить выход печатных СМИ
СМИ не в списке. Что делают издатели?
Источник: Альянс независимых региональных издателей