Активистку задержали из-за слов про взрыв в архангельском УФСБ.
Следственный комитет России (СКР) по Воронежской области возбудил уголовное дело о публичном оправдании терроризма из-за серии комментариев местной жительницы Надежды Беловой в «ВКонтакте». Полтора года назад она оставила их под постом о взрыве в архангельском управлении ФСБ, который совершил анархист Михаил Жлобицкий. В своих комментариях госпожа Белова несколько раз упомянула «рязанский сахар» — устойчивое выражение, появившееся после обнаружения в 1999 году в подвале многоквартирного дома в Рязани мешков с сахаром, якобы содержавших гексоген. Подозреваемая провела сутки в ИВС, после чего дала признательные показания и вышла под подписку о невыезде. Она связывает уголовное преследование со своей протестной деятельностью и борьбой с местными чиновниками.
Уголовное дело о публичном оправдании терроризма (ч. 2 ст. 205.2 УК РФ) было возбуждено воронежским управлением СКР в марте 2020 года. О нем стало известно после серии обысков, которые прошли дома у Надежды Беловой. Сама она, а также ее гражданский супруг и несовершеннолетний ребенок были допрошены в качестве свидетелей. Чуть позже госпожа Белова пояснила, что следствие заинтересовалось комментариями в «ВКонтакте» под постом в сообществе «Лентач», которые были оставлены «под ее фамилией». Запись касалась взрыва в архангельском УФСБ.
Напомним, что взрыв на проходной Архангельского УФСБ произошел 31 октября 2018 года: самодельную бомбу подорвал 17-летний Михаил Жлобицкий. Трое сотрудников спецслужбы получили ранения, сам юноша погиб. Позже стало известно, что перед смертью он опубликовал в Telegram-чате анархистов объяснение своему поступку: взрывом он решил выразить протест против «фабрикации дел и пыток людей». Следствие возбудило уголовное дело по ст. 205 (террористический акт) и ч. 1 ст. 222 (незаконное хранение, ношение, приобретение взрывчатых веществ) УК РФ. С тех пор уже более десяти граждан России были осуждены за комментарии в соцсетях об этом поступке, часть из них получили реальные сроки.
«Якобы я оставила комментарий, который оправдывает все то, что он (Жлобицкий.— “Ъ”) сделал. Естественно, я не давала никаких показаний, я просто сказала: 51-я статья. Не знаю, каким образом это можно оправдать. Что такое «рязанский сахар»? Если они к себе это применили, значит, у них есть какие-то понятия, что это действительно было»,— рассказала в видеообращении Надежда Белова.
В сентябре 1999 года в подвале многоквартирного дома в Рязани было обнаружено три мешка с веществом, похожим на сахар, а также элементы детонатора. СМИ сообщали, что сахар мог быть смешан с гексогеном, однако впоследствии в ФСБ заявили, что ведомство проводило антитеррористические учения и взрывчатки в мешках не было.
На текущий момент почти все комментарии Надежды Беловой удалены. Остался только один: в ответ на реплику о том, что это не теракт, а «просто кто-то зажигалкой бахнул», госпожа Белова заявила, что кто-то «решил кофе с сахаром попить с утра просто, и перепутал».
13 мая, после нового допроса в СКР, Надежда Белова была задержана на 48 часов уже в статусе подозреваемой. Как рассказала “Ъ” сама Надежда Белова, «под угрозой ареста» она согласилась подтвердить авторство оставленных комментариев.
Такое ощущение, что для меня разыграли спектакль: раздели догола, заковали в наручники, пытались показать, что я не вынесу ареста»,— заявила госпожа Белова.
14 мая, после дачи признательных показаний, следователь отпустил ее под подписку о невыезде.
По словам подозреваемой, среди оставленных комментариев была аллюзия на слова Владимира Путина: «Он как мученик — в рай, а мы все сдохнем». Также был комментарий, в котором она обратилась к «путлеровским подонкам»: «Это вам за рязанский сахар». «На тот момент, естественно, я ничего такого в них не вкладывала. Как можно оценить его (Жлобицкого.— “Ъ”) действия? Человек, видимо, не нашел больше никакого способа бороться, кроме как себя убить»,— сказала “Ъ” Надежда Белова.
Она полагает, что возбуждение уголовного дела стало следствием ее протестной деятельности. В частности, госпожа Белова выступала против стройки в пригородном поселке Новая Усмань, а также против повышения цены на проезд в местных маршрутках. По ее словам, она собирала подписи и выступала на митингах. «Следователь мне первым делом сказал, мол, доигралась со своей оппозиционной деятельностью»,— сказала она.
Директор российского представительства Amnesty International Наталья Звягина назвала ситуацию с задержанием Надежды Беловой «вопиющей». «Из-за коронавируса ФСИН просит суды избегать любых мер, связанных с арестом. Тот факт, что СКР ведет арестную деятельность, игнорирует все эти просьбы»,— сказала она. Комментарии Надежды Беловой госпожа Звягина назвала выражением свободы слова.
Если комментарии не привели к конкретным действиям, то это мнение. Жестко наказывать за мнение, тем более арестом, это непропорционально»,— полагает правозащитница.
В воронежском управлении СКР не стали подробно комментировать уголовное дело, отметив, что «проведение комплекса всех необходимых мероприятий, направленных на установление обстоятельств совершенного преступления и закрепление доказательственной базы, продолжается». Адвокат Надежды Беловой Сергей Гарин отказался от комментариев.
Источник: Андрей Прах, Коммерсантъ
Фото: vk.com/flame_in_the_dark