Фонд «Центр Защиты Прав СМИ»
Защищаем тех,
кто не боится говорить

Facebook и Twitter не расплатились за россиян

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Фондом «Центр Защиты Прав СМИ» либо касается деятельности иностранного агента Фонда «Центр Защиты Прав СМИ»

Социальные сети вновь не исполнили решение суда. 

Американские Facebook и Twitter не заплатили штрафы в размере 4 млн руб. за отказ от локализации хранения данных россиян в установленные сроки. Документы переданы в Федеральную службу судебных приставов (ФССП), но та при всем желании не имеет возможности выполнить взыскание, предупреждают юристы. Следующим шагом должны стать штрафы до 18 млн руб., но и с ними возникнет та же проблема.

Facebook и Twitter не исполнили решение мирового суда Таганского района Москвы об уплате штрафов в размере 4 млн руб. с каждой, рассказал источник “Ъ”, близкий к Роскомнадзору. Исполнительные документы о взыскании штрафа, по его словам, были переданы судебным приставам в конце прошлой недели. Twitter обжаловал решение суда, но получил отказ, решение в отношении компании вступило в силу 16 марта, в отношении Facebook — 14 марта. На исполнение у компаний было 60 дней, после чего в течение десяти дней документы передаются в ФССП, поясняет источник. В ФССП “Ъ” сообщили, что не вправе распространять информацию об исполнительном производстве. В пресс-службе Роскомнадзора, Facebook и Twitter не ответили на запрос “Ъ”.

Компании были оштрафованы судом 13 февраля за неисполнение требований по локализации данных российских пользователей на территории страны. Соответствующая норма была введена в Кодекс об административных правонарушениях в декабре 2019 года. Для юридических лиц она предусматривает штраф от 1 млн до 6 млн руб., а за повторное нарушение — до 18 млн руб. Обе компании уже штрафовали в 2019 году, но за непредоставление сведений о локализации данных россиян. Тогда сумма взыскания составляла всего 3 тыс. руб., и Twitter уплатила штраф, хотя и попыталась оспорить его в Верховном суде.

Депутат Госдумы от «Единой России» Антон Горелкин в своем Telegram-канале также сообщил, что Facebook не заплатил последний штраф, в беседе с “Ъ” он заявил, что не знает, уплатила ли его Twitter. Факт уплаты последней 3 тыс. руб. в прошлый раз он рассматривает как «определенное движение навстречу», а действия Facebook — как правовой нигилизм. Господин Горелкин предлагает ограничить размещение рекламы российских юридических и физических лиц на Facebook, чтобы оказать финансовое давление на компанию.
Основная проблема во взыскании штрафов с Twitter и Facebook в том, что компании не имеют юридической прописки в России, поэтому приставы при всем желании выполнить взыскание не смогут, говорит председатель комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики московского отделения Ассоциации юристов России Александр Журавлев.

В России и других государствах есть институт признания и приведения в исполнение судебных актов, но он имеет механизмы реализации только для гражданско-правовых споров, а не публично-правовых, к которым относится разбирательство между Роскомнадзором и Facebook, объясняет он. Чтобы у России появились такие механизмы, необходимы соглашения между МИДом и органами других стран, исполняющими функции, аналогичные работе Роскомнадзора.

В числе правовых методов воздействия на Facebook есть только два: принудительное исполнение решения и блокировка, констатирует директор Института проблем правового регулирования ВШЭ Анна Дупан. Для первого потребуется привлечение МИДа и Минюста, не исключено, что потребуется и подтверждение судебного решения со стороны американского суда, отмечает она, «это длительный путь, и его эффективность маловероятна». По сути, правовых методов воздействия, кроме блокировки, не осталось, штрафы следующего уровня — до 18 млн руб.— тоже невозможно будет взыскать, считает ведущий аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян.

Инициатива об ограничении рекламы, по мнению экспертов, также неочевидна. «Предложение следует всесторонне проработать, иначе механизм может ударить по российским пользователям, которым реклама нужна для развития бизнеса»,— предупреждает Александр Журавлев. По мнению Карена Казаряна, такие меры просто нереализуемы, поскольку Facebook и так официально рекламу в России не продает, а плата за размещение происходит с карт физических лиц или через посредников, что «невозможно запретить».

 

Источник: Дмитрий Шестоперов, Юлия Тишина, Коммерсантъ